Файл: «Формы и виды ответственности лица, принимающего решения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководитель может быть привлечён к административной ответственности в случае допущенных с его стороны нарушений прав граждан или административного правонарушения. Исполнение административной ответственности основывается на гражданском и административном праве, а также других регламентах.

В случае экономической ответственности руководителем частично или полностью компенсируется ущерб, нанесённый в результате решения относящегося к управлению, в материальной или денежной форме[8].

Реализация этической ответственности происходит в случае нарушения со стороны руководителя этических норм, общепринятых этических правил, обязательных к соблюдению всем персоналом организации.

Как правило, материальная ответственность ограничивается организационными актами и правилами, закрепляющими частичную или полную материальную ответственность определённых должностных лиц.

За решения, которые принимает руководитель, он же и несёт ответственность.

Точность, пунктуальность, верность, честность, справедливость, принципиальность - все эти черты являются характерными для ответственности личности. При присутствии чуткого отношения к чьему - то горю или счастью или сопереживания можно наблюдать проявление вышеперечисленных черт ответственности.

Для реализации социальной и экологической ответственности используются замечания, осуждения, изменение мнения окружающих о действующем менеджере, вынесение ему общественного порицания или вообще утверждение его несоответствия должности по общечеловеческим или экологическим соображениям.

Принятие решений играет определяющую роль в деятельности организации. Поэтому получать опыт в данной следует уже в ходе обучения, а не в момент, когда решается судьба всей организации. При этом, на сегодняшний день существует множество информации об опыте предшествующих людей или организаций, поэтому стоит ознакомиться с ним, прежде чем сразу учиться на собственных ошибках. Когда руководитель принимает решение, самым главным в этом процессе является осознание менеджером ведущего влияния его решения на судьбу работы предприятия, так как последствия могут нести как положительный характер, так и отрицательный.

В процессе принятия управленческого решения ответственность за него играет важную роль, потому что невозможно избежать отрицательных последствий. Важно помнить, для того чтобы свести их к минимуму, нужно использовать системный подход, а отсутствие решения хуже плохого.


Выводы по главе 1.

Резюмируя сказанное, отметим, что управленческое решение представляет собой основное звено процесса управления. Оно предопределяет, сопровождает и обеспечивает результат в процессе управления. Поэтому от него во многом зависит эффективность общественного производства.

Выработка и принятие управленческого решения, как правило, имеет важнейшие составляющие: экономические, правовые и собственно управленческие предпосылки. Четкое выявление роли каждого из названных аспектов позволяет найти рациональное решение. В специальной литературе отводится особая роль управленческому решению. Однако большинство авторов рассматривает эту тему с чисто управленческих позиций, в тени оставляя экономические, правовые аспекты и их совокупность с управлением. Вот почему принимаемые на бумаге, исходя из абстрактных данных, управленческие решения зачастую расходятся с практикой их реализации.

Отсюда следует помнить, что управленческое решение обусловливается рядом факторов: кадровым составом и их квалификацией, правовой, информационной обеспеченностью, технологической, технической, экономической, социальной, организационной и иной ресурсной обеспеченностью.

Важное значение здесь имеет направленность управленческого решения, ее соответствие тенденциям и закономерностям развития общественного производства и данного подразделения, в частности. Важность заключается в том, что при соответствии решения общим и конкретным тенденциям развития объекта обеспечивается поддержка всеми участниками данного процесса. При несоответствии - возникает дополнительное сопротивление исполнителей и возникают противоречия, отвлекающие соответствующие ресурсы.

Глава 2. Особенности ответственности лица, принимающего решения, в современных условиях

2.1. Принятие решений в менеджменте ХХI века

В наступившем столетии сверхбыстрый рост есть ключевой фактор всех процессов менеджмента организации. Именно поэтому главным приоритетом успешной компании является поиск новых возможностей для роста и сверхбыстрое их расширение с целью извлечь максимум пользы из достаточно короткого периода удержания конкурентных преимуществ.


Управленческое решение лежит в основе деятельности руководителя. Создавая направление, содержание и форму труда сотрудников предприятия, управленческое решение складывается под воздействием множества факторов.

В частности, на него может повлиять положение дел на предприятии, состояние и потенциал трудового коллектива, кадровое обеспечение и пр. Поскольку процесс принятия управленческого решения сопряжен с творчеством и неординарностью, он слабо поддаётся исследованию. Немаловажной причиной также является то, что многие фазы принятия решений, в большей степени, скрыты от непосредственного наблюдения.

В современных подходах к разработке управленческих решений на технологически развитых предприятиях немаловажное место занимает психология, которая позволяет с максимальным эффектом производить взаимодействие между управленцем и подчинёнными, организовывать деятельность сотрудников так, чтобы работники были удовлетворены в большей степени несколько вознаграждением за труд, сколько самим процессом труда.

С этой целью нужно наполнить труд менеджера существенным психологическим содержанием, наличие которого - не простое пожелание, а обязательное требование для управленцев.

Процесс формирования и реализации управленческих решений можно представить в виде целостной системы, имеющей логику и закономерность. В этом случае речь ведется об осознанно принятых решениях. Большинство авторов научных работ рассматривают именно подобные решения в качестве предмета исследования.

Практика показывает то, что человек довольно часто принимает такие решения, когда сознание находится в стрессовом состоянии, и реализует их в жизнь, не до конца осознавая структуру процесса подобной деятельности. Поскольку процесс принятия решений сопровождается ограниченной рациональностью выбора, являющейся следствием недостаточной возможности оперативной обработки информации, осуществление оптимальных альтернатив решения становится невозможным, особенно если этот факт подкрепляется неблагоприятным воздействием эмоционально-личностных факторов

С точки зрения психологии процесс принятия управленческих решений рассматривается как волевой акт, имеющий определенный результат в виде сформированной цели и выявленных средств её достижения. Подобный процесс можно реализовать с применением традиционно выделяемых психических подходов, среди которых когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные. Выполняя в психике руководителя регулятивную функцию, он отождествляется с процессами целеполагания, планирования, прогнозирования и пр[9].


В процессе разработки управленческого решения менеджер последовательно осуществляет ряд психологических операций. В частности, он мысленное продумывает альтернативные варианты решения, письменно формулирует решение, доводит это решения до сотрудников, призванных исполнять принятое руководителем решение.

В научной литературе выделяют ряд психологических аспектов управленческого решения:

- решение как процесс от незнания к знанию;

- восприятие решений исполнителем: оно должно быть психологически обоснованным и понятным;

- взаимодействие людей, участвующих в процессе принятия решения (те, кто готовит решение, чьи интересы оно затрагивает, и кто его исполняет);

- личностный профиль решения: совокупность индивидуальных особенностей руководителя;

- программа деятельности исполнителя.

Каждое управленческое решение нацелено не только на организацию подчиненных, но и формирование психологии исполнителей данного решения. Деловые и личностные качества управленца ярко проявляются в процессе выработки решения.

Ученые выделяют ряд психологических условий, которые способствуют исполнению принятого решения.

Во - первых, немаловажным условием является прогнозирование путей решения задач и соотнесение этих задач с фактическими условиями реализации.

Во-вторых, необходимо составить информационное описание «слагаемых», которые необходимо учитывать в процессе выработки решения.

В - третьих, важно подключить к формированию решения группу менеджеров, вовлекая их в мозговой штурм.

Руководителей, принимающих управленческие решения, делят на две группы: менеджеры с внешней стратегией принятия решения и менеджеры с внутренней стратегией принятия решения. В основу такого деления положен характер самооценки менеджером собственных данных. Менеджер с внутренней стратегией придерживается мнения о том, что эффективность управленческого решения предопределяет компетентность, интеллект, способность и воля менеджера. Такой руководитель проявляет высокую активность в формировании информации, действует конструктивно в экстремальной ситуации, непоколебим под давлением постороннего мнения.

Менеджер с внешней стратегией убеждён, что его достижения или провалы связаны с влиянием внешних обстоятельств. Эти управленцы пассивны, и придерживаются мнения о том, что формирование дополнительной информации в области принимаемого решения не что иное, как лишняя потеря времени. Если на такого менеджера будет оказано давление извне, то он откажется от своей позиции, в стремлении избежать риск и ответственность.


Психологическая подготовка к принятию управленческого решения формирует такую концепцию, при которой менеджер не должен допускать крайностей, которые присущи двум выше представленным стратегиям.

Принятие управленческого решения, как правило, сопровождается различного рода объективными или психологическими ошибками. К числу первых можно отнести излишнее количество принятых решений, повторы решений, противоречие новых решений прежним целям и задачам, нереальные сроки исполнения и пр. Психологические ошибки прежде всего связывают, с характеристиками менеджера[10]:

- переоценкой успеха решения;

- апелляцией к собственному опыту;

- привычкой принимать решение по шаблону, инертностью мышления;

- недооценкой рисков;

- принятием решения, исходя из субъективного желания;

- стремлением доказать свою правоту;

- давлением неудач.

Существует пять методов, использование которых влияет на процесс исполнения управленческого решения. Среди них метод[11]:

1) «убеждения», основанного на разъяснении, объяснении задания, доброжелательности;

2) «побуждения», основанного на доверии, уважении, психологии стимулирования;

3) «увещевания», основанного на просьбе, уговаривании, обещании;

4) «принуждения», основанного на безоговорочном требовании, приказе, властном распоряжении;

5) «понуждения», основанного на официальных рекомендациях и указаниях.

В зависимости от того какова степень сочетания доверия и требовательности руководителя осуществляется выбор какого-либо из представленных выше методов. Чем выше степень требовательности, тем категоричнее обращение менеджера. И наоборот, чем выше уровень доверия, тем в менее категоричной форме может быть обращение менеджера.

Важное по значимости место в процессе разработки совместных управленческих решений занимает «эффект состава». Под эти понимают устойчивую зависимость особенностей процедуры принятия решений в группе от количественного и качественного состава этой группы[12].

Учеными установлено, что создание слишком малых и слишком больших по размерам групп отрицательно сказывается на решениях, принимаемых этими группами. Наиболее эффективными признаны группы, состоящие из четырех - восемь человек. Подобная оптимальная величина вариативна и зависима от структуры группы, её зрелости, компетентности её членов и характера решаемых задач.