Файл: «Формы и виды ответственности лица, принимающего решения».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ
1.1. Понятия, сущность управленческого решения и ответственности за принятие решение
1.2. Типология ответственности лица, принимающего решения
Глава 2. Особенности ответственности лица, принимающего решения, в современных условиях
2.1. Принятие решений в менеджменте ХХI века
2.2. Анализ форм и видов ответственности лица, принимающего решения, в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Актуальность исследования. Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций.
Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения.
В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначение волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант. Решение предполагает предварительное осознание целей и средств действия. Осознание - это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это - не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств.
Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт.
Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.
Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Цель работы заключается в изучении форм и видов ответственности лица, принимающего решения.
Объект исследования процесс принятия управленческих решений.
Предметом исследования является ответственность руководителя за управленческие решения.
Основные задачи курсовой работы:
- изучить понятия, сущность управленческого решения и ответственности за принятие решение;
- рассмотреть типология ответственности лица, принимающего решения;
- определить принятие решений в менеджменте ХХI века;
- проанализировать формы и виды ответственности лица, принимающего решения, в современных условиях.
В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ
1.1. Понятия, сущность управленческого решения и ответственности за принятие решение
Принятие решений - незаметная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
Управленческие решения отличаются от обычных тем, что они более сознательны и имеют значительный уровень ответственности, потому что влияют на большие группы людей.
К этапам принятия решения руководителем относятся[1]:
1) Подготовка. Формулировка проблемы, которая требует решения, поиск, сбор и обработка всевозможных данных и информации, которые относятся к ней, анализ текущего положения дел в организации, в том числе и экономического.
2) Принятие. Определение всех альтернатив, отбор по выбранным критериям, выбор наилучшего.
3) Реализация. Доведение принятого решения до тех, кто отвечает за его исполнение, контроль за тем, как оно выполняется, внесение правок и изменений, если они нужны. Результат принятого решения тоже необходимо оценить, насколько он удовлетворил изначальный запрос и что пошло не так, если ожидания не оправдались.
На всех стадиях, особенно первой и третьей важно тщательно изучать всю доступную информацию, сохранять её и использовать любой опыт, особенно неудачный, для того чтобы сделать процесс принятия решений эффективнее в будущем. Проблемы руководителя при принятии решений, связанные с тем, что такой информации становится со временем всё больше и больше, решаются с помощью использования современных компьютерных технологий.
Существует много различных методов, которые управленцы могут использовать, для того чтобы упростить принятие решений в зависимости от ситуации и условий и которые могут сделать этот процесс эффективнее.
1) Диагностика - это поиск в проблеме деталей, которые наиболее важны, и концентрация именно на них. Особенно это эффективно, если ресурсы организации ограничены.
2) Декомпозиция - разделение большой и сложной проблемы на простые части.
3) Метод Дельфи, который имеет три основные черты: анонимность, которая достигается с помощью различных способов опроса; регулируемая обратная связь; групповой ответ[2].
4) Метод аналогии основан на поиске решений через анализ аналогичных ситуаций и проблем.
5) Экспертиза - вовлечение в процесс принятия решения компетентных специалистов, которые занимаются исследованием проблемы, что помогает снизить риск ошибки[3].
Управленческое решение является каркасом, фундаментом процесса управления в любой организации. Природа управленческого решения связана с социальными, экономическими, правовыми, организационными и технологическими интересами предприятия (рис. 1).
Рисунок 1. Сущность управленческих решений
Экономический смысл управленческого решения заключается в том, что на разработку и осуществление любого решения необходимы материальные, денежные и другие ресурсы. Следовательно, каждое управленческое решение имеет свою ценность. Эффективное управленческое решение должно приносить предприятию прибыль, а ошибочное решение - убытки, а иногда и завершение существования деятельности компании.
Организационная сущность управленческих решений состоит в том, что для разработки и исполнения управленческого решения организация должна иметь следующие ресурсы, в том числе: работоспособный коллектив; инструкцию и положения, регламентирующие права, обязанности работника в данной сфере деятельности; необходимые ресурсы, в том числе финансовые и информационные; необходимое оборудование; систему контроля; отслеживать процесс разработки и исполнения управленческого решения[4].
Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на сотрудника с целью побуждения его к активной деятельности в коллективе.
К этим рычагам относятся[5]:
- потребности;
- интересы;
- мотивы поведения;
- ценности человека.
Правовая сущность управленческого решения состоит в точном соблюдении нормативно - правовых актов, а также устава и других документов самой компании. Нарушение законодательства при разработке управленческого решения может привести к отмене решения, юридической ответственности за его реализацию.
Технологическая сущность управленческого решения проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческого решения.
Неотъемлемым компонентом процессов принятия и воплощения в жизнь выработанных решений является принятие руководителем ответственности на себя.
Ответственность руководителя, с точки зрения её осознанности, представляет собой готовность с его стороны принимать решения и предпринимать действия с учётом и соблюдением общих интересов всех, затрагиваемых управленческим решением лиц. Этот компонент ответственности требует от руководителя готовности отвечать за свои действия перед всеми, кого коснулось принятое решение. Это продиктовано использованием своих полномочий обладателем права принимать решение и предпринимать действия.
Ответственность, с точки зрения готовности руководителя, выражается в его согласии отвечать за полученные в связи с управленческим решением результаты, нести персональную ответственность за допущенные в ходе выработки управленческого решения и его принятия ошибки. Этот компонент сопряжён с информационной деятельностью относящейся к выработке решения, связанного с управлением, его принятием и воплощением в жизнь.
Ответственность руководителя в организационно-функциональном смысле представляет собой организацию производства, накопление и уяснение передаваемого опыта, и применение полномочий в ходе принятия решений. Владеющий заданиями руководитель воспринимает на свой счёт последствия, как собственного исполнения, так и чужого[6].
Отклонения от требований, как правило, выясняются в ходе процесса контроля. Изучение отклонений важно с точки зрения определения причин, вызвавших их появление. В случае если выявленные отклонения возникли не из-за непредвиденных обстоятельств или вины вышестоящих инстанций, на себя ответственность принимает лицо ответственное, не перекладывая её на выполнивших задачу конкретных исполнителей. Для руководителя, владеющего заданиями, последствия ответственности могут быть в форме необходимости устранить недостатки, в виде смещения с должности и перевода на другую работу или подачи заявления об отставке и увольнении, также может быть необходимость возместить убытки в соответствии с требованиями, выдвинутыми третьими лицами.
Рассматривать ответственность, связанную с управленческим решением, можно также и в положительном аспекте, поскольку все положительные результаты подобного решения и его воплощения в жизнь будут отнесены на персональный счёт менеджера. Последствием ответственности, при этом, станет поощрение, продвижение по службе, премирование и т.д.
Планируя разработку и реализацию управленческого решения, руководитель одновременно должен формировать для него технологическую основу.
Таким образом, итогом действия менеджера считается управленческое решение. От того, насколько верным будет это решение, зависит вся деятельность предприятия. А также это решение влияет на то, будет ли достигнута установленная цель или нет. По этой причине принятие менеджером того или иного решения предполагает определенные трудности. Менеджер берет на себя ответственность за предложенное решение.
1.2. Типология ответственности лица, принимающего решения
Сферы деятельности различных организаций разнообразны, поэтому сформировался типовой набор ответственностей, представленный на рисунке 2:
Рисунок 2. Виды ответственности
Выделяют следующие её виды[7]:
- профессиональная - прописана в его должностной инструкции;
- юридическая - регламенты и нормы государственного регулирования;
- материальная - организационные положения и акты, описывающие материальную ответственность должностных лиц;
- этическая - общие для всех сотрудников этические правила и ценности;
- административная - регулируется гражданским и административным правом;
- экономическая - возмещение ущерба от управленческого решения в денежном эквиваленте.
Отражением профессиональной ответственности руководителя и его обязанностей является соответствующая должностная инструкция. Типовая для любого руководителя должностная инструкция должна содержать разделы, описывающие общие положения, определённые закреплённые обязанности, накладываемые ограничения предоставляемых прав и возможной ответственности.
Ответственность юридическая частично или полностью сопряжена с видами ответственности, закреплёнными регламентами, входящими в законодательство и нормативами, регулируемыми государством. Дисциплинарной ответственностью, наступающей в связи с бездействием или ненадлежащим выполнением задания, могут быть замечания, разнообразные взыскания, выговоры, смещения с должности с переводом на другую работу и, наконец, увольнения.