Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
Четвертый этап становления налогового учета начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.»[12], и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика.
В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.
Пятый этап. Наступление 5-го этапа было связано с принятием части первой НК РФ[2]. Тем самым вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания.
2. Основные аспекты развития налогового учета сельскохозяйственных организаций на примере КФХ «Хаджаев и К»
2.1. Краткая характеристика КФХ «Хаджаев и К»
Крестьянско-фермерское хозяйство «Хаджаев и К» организовано 25 марта 2005г. на базе рыбоперерабатывающего цеха индивидуального предпринимателя Хаджаева Рината Рашитовича. Свидетельство о государственной регистрации серии 30 № 000793160, ОГРН -1053001132832, ИНН 3017042237, зарегистрирован ИФНС по Советскому району г.Астрахани, находится по адресу г.Астрахань, ул.Н.Островского, 130 «А». Учредителем фирмы является Хаджаева Светлана Анатольевна. Уставный капитал фирмы зарегистрирован в сумме 1480,0 тыс.руб. и на момент регистрации фирмы внесен учредителем полностью.
Производственные помещения располагаются в здании арендованном у Хаджиева P.P. по договору аренду от 25 марта 2005г. (свидетельство о праве собственности 30 СР № 022073, per. номер 30-01/01-27/2000-0623). Срок аренды до 25 января 2019г. Кроме того, фирме принадлежат на праве аренды и сельскохозяйственные угодья, на которых выращиваются как бахчевые, так и зерновые культуры.
Руководство фирмой осуществляется директором Тепляшовым В.К., назначенным решением учредителя №1 от 24 марта 2005г. Общая численность работников на предприятии составляет 28 человек, из них занято в производственной сфере 24 человека.
Основным направлением деятельности предприятия является переработка рыбы частиковых пород и выпуск филе рыб частиковых пород, а также сельскохозяйственная деятельность[29].
На данный момент предприятие не имеет краткосрочных займов. Расчетно-кассовое обслуживание осуществляется в Астраханском ОСБ № 8625.
Структура управления КФХ «Хаджаев и К» представлена на рисунке 1.
Генеральный директор
Юрисконсульт
Главный бухгалтер
Главный инженер
Сельскохозяйственный участок
Рыбоперерабатывающий цех
Рисунок 1. Структура управления КФХ «Хаджаев и К»
Руководит предприятием генеральный директор, которому непосредственно подчинены юрисконсульт, главный инженер и главный бухгалтер.
Главный инженер руководит деятельностью рыбоперерабатывающего цеха и сельскохозяйственного участка, т.е. фактически исполняет обязанности начальника отдела сбыта.
Наивысшим органом управления общества является общее собрание его участников.
Общее собрание может:
- изменять Устав и размер уставного капитала;
- образовывать исполнительные органы;
- назначать исполнительных лиц для руководства текущей деятельностью общества, а также досрочно прекращать их полномочия;
- утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы;
- распределять прибыли;
- решать вопросы, связанные с реорганизацией или ликвидацией общества[29].
Основные финансово-экономические показатели КФХ «Хаджаев и К» приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели КФХ «Хаджаев и К» за 2016 - 2017 г.г. в тыс.руб.
№ п/п |
Наименование показателей |
2016г. |
2017г. |
Изменение |
|
Абсолют. (+;-) |
Относит. (%) |
||||
1. |
Выручка от реализации продукции |
29360 |
23308 |
-6052 |
20,61 |
2. |
Себестоимость реализации продукции |
24770 |
20648 |
-4122 |
16,64 |
3. |
Управленческие расходы |
475 |
563 |
88 |
18,53 |
4. |
Прибыль (убыток) от реализации |
2379 |
1386 |
993 |
41,74 |
Приведенные основные финансово-экономические показатели КФХ «Хаджаев и К» (см.табл.1.) взяты из форм №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2016 – 2017г.г. [29] Проведя анализ данных показателей, можно сказать, что выручка от реализации в 2017 г. по сравнению с 2016 годом, снизилась на 20,61%. По сравнению с 2016 годом в КФХ «Хаджаев и К» в 2017 году прибыль предприятия снизилась на 993 тыс.руб. (2379 - 1386) или на 41,74% (100 – (1386 х 100 / 2379)).
2.2. Проблемы налогового учета и перспективы развития системы налогообложения сельскохозяйственных организаций
На устойчивое развитие экономики сельского хозяйства и финансовое состояние сельскохозяйственных организаций существенное влияние оказывает действующая система налогообложения.
Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы управления не только процессами сельскохозяйственного воспроизводства, но и связанной с этими процессами системой налогообложения. Поэтому требуется развитие информационной базы управления системой налогообложения сельскохозяйственных организаций. Такой информационной базой управления является налоговый учет.
Основным внутренним документом, регламентирующим ведение налогового учета, является учетная политика[28,с.32]. Законодательством о налогах и сборах не определены конкретные требования по структуре и содержанию учетной политики в целях налогообложения. Главным фактором, определяющим содержание учетной политики, на взгляд авторов, является способ налогообложения.
В организационно-техническом разделе необходимо отразить порядок ведения налогового учета в централизованной бухгалтерии и в структурных подразделениях, в том числе применяемые регистры налогового учета. В методическом разделе определяется порядок формирования налоговой базы исходя из выбранного способа налогообложения и отражения в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Налоговую базу по налогу на прибыль организаций и по единому сельскохозяйственному налогу организации должны определять по правилам Налогового кодекса Российской Федерации[3].
Следовательно, возникают разницы между величиной доходов и расходов, определенных по правилам бухгалтерского и налогового законодательства.
Сельскохозяйственные организации обязаны по требованиям российских и международных стандартов бухгалтерского учета раскрывать в бухгалтерской (финансовой) отчетности не только текущие обязательства по налогам, но и отложенные налоговые обязательства и активы, которые приводят к изменению налоговых отчислений в будущих периодах.
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [14] устанавливает правило определения разниц между данными бухгалтерского и налогового учета по каждой отдельной операции, связанной с признанием доходов и расходов.
Применение российского стандарта требует больших трудозатрат, так как значительно число расхождений между правилами бухгалтерского и налогового учета.
Организации вправе выбрать для использования метод сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой, предусмотренный Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль» [1].
Сельскохозяйственные организации имеют право выбора не только учетной политики, но и системы налогообложения. Они могут продолжать использовать общую систему налогообложения или перейти на единый сельскохозяйственный налог.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлена льготная ставка налога на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0%.
При реализации иной продукции, а также выполнении работ, оказании услуг и реализации имущественных прав сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны исчислять налог на прибыль в полном объеме.
Применение специального налогового режима дает сельскохозяйственным товаропроизводителям следующие преимущества:
- низкую налоговую ставку в размере 6%;
- уплату авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу один раз в год по итогам отчетного периода не позднее 25 июля, уплату налога по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Такая периодичность налоговых платежей способствует высвобождению денежных средств для финансирования производственной деятельности;
- освобождение от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций - плательщиков единого сельскохозяйственного налога;
- особые условия учета расходов на приобретение (строительство) основных средств: в момент ввода основных средств в эксплуатацию равными долями в течение налогового периода в размере оплаченных сумм;
- освобождение от представления налоговых деклараций в течение календарного года[25,с.57].
Наряду с отмеченными преимуществами, применение единого сельскохозяйственного налога имеет недостаток в виде ограниченного перечня расходов, принимаемых в расчет при определении налоговой базы.
Недостатком является и то, что переход на единый сельскохозяйственный налог может повлечь за собой сокращение числа потребителей сельскохозяйственной продукции, находящихся на общей системе налогообложения: в данном случае у потребителя возникает повышенная налоговая нагрузка из-за невозможности принятия налога на добавленную стоимость к вычету, так как продавец - сельскохозяйственный товаропроизводитель к цене проданной продукции не может предъявить налог на добавленную стоимость.
В ходе проведения исследований налогообложения КФХ «Хаджаев и К», которое применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, было выявлено, что при условии применения общей системы налогообложения налог на добавленную стоимость, начисленный в бюджет при реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг, за анализируемый период составил бы 14 865,5 тыс. руб.
Следовательно, при применении единого сельскохозяйственного налога данный сельскохозяйственный товаропроизводитель не предъявит своему покупателю этой суммы налога на добавленную стоимость и, следовательно, покупатель лишится возможности уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, начисленной им в бюджет.
Увеличившаяся налоговая нагрузка потребителя заставляет его отказаться от контракта с сельскохозяйственным товаропроизводителем, находящимся на едином сельскохозяйственном налоге.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации[3] сельскохозяйственный товаропроизводитель, применяющий единый сельскохозяйственный налог, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ему поставщиками материалов, работ, услуг, учитывает в стоимости таких материалов, работ, услуг. Данная норма способствует увеличению расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг.
Следовательно, снижается величина финансового результата от продажи продукции, работ, услуг. Сумма уплаченного налога на добавленную стоимость, включенная в расходы, значительно уменьшает эффективность деятельности организации.