Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, включение в данном случае суммы НДС по приобретенным материальным ценностям в их себестоимость и далее при использовании материалов в производстве в производственную себестоимость вновь созданной продукции является экономически необоснованным, поскольку налог на добавленную стоимость (НДС) не связан, как затраты, с производством продукции, работ и услуг.

При продаже скота в живом весе, мяса, молока, зерна и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции ставка налога на добавленную стоимость применяется в размере 10%. Тогда как поставщики минеральных удобрений, запасных частей, медикаментов и других материалов предъявляют сельскохозяйственному товаропроизводителю сумму налога на добавленную стоимость, рассчитанную по ставке 18%.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации[3], если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям реализации продукции, работ, услуг, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

По данным исследуемой организации, сумма налога на добавленную стоимость, начисленная в бюджет, составила бы 14 865,5 тыс. руб. Сумма налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям - 20 335,7 тыс. руб.

По итогам календарного года полученная разница (5470,2 тыс. руб.) подлежит возмещению сельскохозяйственному товаропроизводителю. Таким образом, у организации появились бы дополнительные источники финансирования текущей и инвестиционной деятельности в виде поступивших из бюджета денежных средств. Однако этого по сегодняшним требованиям сделать нельзя.

Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации[3] о возможности изменения данного порядка налогообложения следующим образом: разрешить сельскохозяйственным товаропроизводителям при едином сельскохозяйственном налоге начислять НДС при продаже сельскохозяйственной продукции в размере 10% и предъявлять сумму НДС к возмещению за счет НДС по приобретенным материальным ценностям.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на общей системе налогообложения, имеют возможность использовать преимущество работы с налогом на добавленную стоимость, не увеличивая при этом налоговой нагрузки, так как в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации применяется ставка по налогу на прибыль организации в размере 0%.

За последние годы многие специалисты внесли определенный вклад в исследование особенностей налогообложения сельскохозяйственных организаций.


Однако вопросы оптимизации налогообложения и выбора наиболее эффективного режима налогообложения для сельскохозяйственных организаций до конца не решены.

Создавая стабильное общество с рыночной экономикой, государство должно иметь и эффективную систему налогообложения, которая отвечала бы общественным интересам, формировала бы благоприятные условия для хозяйственной деятельности, обеспечивала бы развитие и безопасность государства, учитывала интересы организаций различных отраслей в повышении эффективности производства.

Для того чтобы через систему налогообложения повысить заинтересованность сельскохозяйственных организаций в полном и эффективном использовании всего производственного потенциала, в том числе земельных активов, необходимо, в сельском хозяйстве в перспективе перейти от налогообложения доходов к налогообложению сельскохозяйственных угодий, закрепленных за конкретными сельскохозяйственными организациями. При этом предлагается этим налогом облагать все площади сельскохозяйственных угодий, т.е. используемых и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Это будет способствовать расширению в сельскохозяйственных организациях посевных площадей под сельскохозяйственные культуры.

Следует напомнить, что в настоящее время в России не используется более 40 млн.га ранее пахотной земли.

Для перехода к налогообложению сельскохозяйственных угодий необходимо сначала определить стоимость земель сельскохозяйственного назначения в каждой организации.

При разработке элементов земельного налогообложения следует, по мнению авторов, учитывать качество земли и ее доходность. В качестве налоговой базы может быть использована стоимость всей площади сельскохозяйственных угодий в оценке по текущей цене одного гектара сельскохозяйственных угодий.

Текущую цену одного гектара сельскохозяйственных угодий в полеводстве (пашни, залежи) можно рассчитать с учетом урожайности (выхода основной продукции с 1 га), операционной прибыльности от продажи 1 ц основной продукции наиболее специализированной сельскохозяйственной культуры в данной организации по следующей формуле[20,с.48]:

(1)

где Цт - текущая цена 1 га пашни или залежи, руб.;

У - урожайность основной продукции наиболее специализированной сельскохозяйственной культуры с 1 га посева в среднем за последние 3 - 5 лет в хозяйстве, ц;

Бо - балл оценки качества почвы данного земельного участка в организации, баллов;


Бр - балл оценки качества почвы аналогичного участка земли в районе, баллов;

С - справедливая стоимость 1 ц основной продукции, данной наиболее специализированной сельскохозяйственной культуры, за вычетом расходов на продажу в среднем за последние 3 - 5 лет в хозяйстве, руб.;

Пс - полная производственная себестоимость 1 ц основной продукции, данной наиболее специализированной сельскохозяйственной культуры, в среднем за последние 3 - 5 лет в хозяйстве, руб.

Далее определяется стоимость всего земельного участка, которая и должна стать объектом налогообложения в сельском хозяйстве[25,с.58]:

(2)

где СЗS - стоимость всей площади данного вида сельскохозяйственного угодья, руб.;

S - площадь данного вида сельскохозяйственного угодья, га.

При этом, ставка налогообложения сельскохозяйственных угодий не должна превышать среднегодовых темпов прироста производства (за последние 5 лет) продукции, используемой при определении текущей стоимости 1 га данного вида сельскохозяйственных угодий (см. формулу 1).

Так, например, среднегодовые темпы роста производства зерна в КФХ «Хаджаев и К» за последние 4 года (2013 - 2017 гг.) составили:

(3)

Где Yn - урожайность зерна в отчетном году с 1 га посевной площади зерновых культур, ц;

Y1 - урожайность зерна в первом году динамического ряда с 1 га посевной площади зерновых культур, ц;

n - количество исследуемых лет (количество лет в динамическом году).

Отсюда среднегодовые темпы прироста составляют 0,5% (100,5 - 100). Таким образом, ставка налогообложения сельскохозяйственных угодий для данной организации будет равна 0,5% от текущей стоимости этих угодий.

На примере КФХ «Хаджаев и К» рассмотрим определение текущей цены 1 га земли и исчисление налога на сельскохозяйственные угодья по данной ставке (0,5%).

Площадь сельскохозяйственных угодий - 5290 га. Урожайность зерна с 1 га посева в среднем за 5 лет в хозяйстве составляет 23 ц. Балл оценки качества почвы данного земельного участка составляет 76 баллов. Балл оценки качества почвы аналогичного участка земли в Астраханской области составляет 73 балла за пять последних лет.

Справедливая стоимость 1 ц зерна для данного хозяйства - 1266 руб., полная производственная себестоимость 1 ц основной продукции за последние 5 лет составляет 854 руб.

Подставляя эти значения в формулу (1), определим текущую цену 1 га пашни:

Исчислим налог на сельскохозяйственные угодья исходя из стоимости данного участка земли по формуле[26,с.175]:


(4)

где Нс - сумма начисленного налога на сельскохозяйственные угодья, руб.;

Сс - ставка налога на сельскохозяйственные угодья, %.

Подставляя данные в формулу (3), определяем сумму начисленного налога:

В целях обоснования экономической целесообразности применения предлагаемой системы налогообложения рассчитаем налоговую нагрузку организации по общей системе налогообложения, системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и по системе налогообложения сельскохозяйственных угодий (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Расчет налоговой нагрузки при различных системах налогообложения КФХ «Хаджаев и К»

Показатель

Общая система налогообложения

Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

Налогообложение сельскохозяйственных угодий

1

2

3

4

Налог на прибыль организаций, тыс. руб.

-

-

-

Налог на добавленную стоимость, тыс. руб.

-

-

-

Земельный налог, тыс. руб.

354

354

-

Водный налог, тыс. руб.

27

27

27

Транспортный налог, тыс. руб.

100

100

100

Единый сельскохозяйственный налог, тыс. руб.

-

176

-

Налог на сельскохозяйственные угодья, тыс. руб.

-

-

241

Продолжение табл.2

1

2

3

4

Всего налогов, тыс. руб.

481

657

368

Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб.

148 655

148 655

148 655

Налоговая нагрузка, %

0,32

0,44

0,25

Для расчета налоговой нагрузки применена следующая формула[28,с.59]:

Налоговая нагрузка = (Суммы уплаченных налогов / Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость) по данным бухгалтерской отчетности) 100%.


Налоговая нагрузка организации по общей системе налогообложения будет равна 0,32%.

Налоговая нагрузка организации по системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет 0,44%. Это выше, чем при общей системе налогообложения, за счет того, что налог на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, не уплачивается.

Таким образом, применение общей системы налогообложения снижает налоговые платежи в бюджет, а возможность исчисления налога на добавленную стоимость и, соответственно, возмещения данного налога из федерального бюджета позволит сельскохозяйственным организациям получить дополнительные средства для развития производства и повышения эффективности своей деятельности.

Вместе с тем, более обоснованным и экономически целесообразным является использование предлагаемой системы налогообложения сельскохозяйственных угодий (см. таблицу 2), так как налоговая нагрузка при данной системе налогообложения получается намного ниже (0,25%), чем при общей системе налогообложения и системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Намного ниже по предлагаемой системе налогообложения получается не только налоговая нагрузка, но и сумма уплачиваемых налогов. Кроме того, налогообложение сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях является наиболее справедливым подходом к совершенствованию системы налогообложения как с точки зрения экономической теории (т.е. обложение налогом дифференциальной земельной ренты), так и с точки зрения практической необходимости повышения заинтересованности и ответственности полноты использования земельных активов (участков) в каждой сельскохозяйственной организации.

Заключение

В процессе создания стабильного общества с рыночной экономикой, у государства должна быть эффективная система налогообложения, которая отвечала бы хозяйственным и общественным интересам, экономической безопасности организаций и способствующая росту эффективности сельскохозяйственной деятельности. Поэтому возникает объективная необходимость в том, чтобы рационализировать систему налогообложения сельскохозяйственных организаций посредством перехода от налогообложения доходов к налогообложению сельскохозяйственных угодий, что приведет к повышению заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в эффективном и полном использовании земельных активов.