Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
Введение
Многовековую историю имеет сбор налогов в России, но наиболее упорядоченная деятельность налоговых органов стала только после того, как был осуществлен переход к рыночным реформам.
Во многом эффективность налогообложения находится в зависимости от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, которые созданы или соответствующим образом специализированы для того, чтобы обеспечить налоговую безопасность государства и поддержать правопорядок в налоговой сфере посредством защиты механизма налогообложения.
В налоговой сфере масштабные преобразования связаны были с выводом из кризиса экономики Российской экономики. Важно было предпринять все меры к созданию законодательства о налогах и сборах, выстраиванию налоговой системы России и формирования структуры налоговой службы.
На всем периоде становления и развития системы налоговых органов значительное внимание было уделено вопросам совершенствования налогового администрирования.
Работа осуществлялась по двум основным направлениям: принимались меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений и обеспечение прав налогоплательщиков и создания для них наиболее комфортных условий, которые будут способствовать осуществлению хозяйственной деятельности и уплате налогов и сборов.
Актуальность в изучении процессов становления российских налоговых органов сомнения не вызывает, поскольку не зная историю развития налогового учета нельзя предложить для отечественных условий оптимальные пути по совершенствованию налогообложения.
Цель курсовой работы исследовать основные этапы формирования налогового учета в России и предложить пути его совершенствования.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие налогового учета;
- рассмотреть основные этапы формирования налогового учета в Росии;
- привести краткую характеристику КФХ «Хаджаев и К»;
- выявить проблемы налогового учета и рассмотреть перспективы системы налогообложения сельскохозяйственных организаций.
Объектом исследования в курсовой работе является налоговой учет.
Предметом исследования выступают этапы формирования налогового учета в России.
1. Понятие налогового учета и этапы его развития
1.1.Понятие налогового учета
В современной России механизм налогообложения формируется при взаимодействии двух видов учета: бухгалтерского и налогового.
Как правило, бухгалтерский и налоговый учет входят составными частями в общую структуру управления финансовыми отношениями на предприятии. Во многих странах налоговый учет является элементом системы бухгалтерского учета.
Налоговый учет — один из основных элементов информационной системы финансово- экономической деятельности организации[19,с.18]. Он предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам и связан с обязательствами предприятий перед государством.
Налоговый учет в системе управления финансами российских предприятий долгое время играл второстепенную роль, но в настоящее время он все больше выделяется в качестве основного[22]. Рассмотрим основные этапы его развития.
Реформа финансовой системы РФ, начавшаяся в 1990-1991 гг. привела к серьезным изменениям в бухгалтерском учете и налогообложении. Кардинально изменились задачи бухгалтерского учета. Бухучет стал выполнять две основные задачи:
- задачу внутреннего контроля предпринимательской деятельности. (задача решалась в рамках управленческого учета);
- задачу внешнего контроля со стороны заинтересованных лиц в части исполнения различных обязательств (в основном налоговых) [19,с.21].
Таким образом, до 1992 г. бухучет выполнял преимущественно не свойственную ему фискальную функцию. С 1992 г. началось реформирование бухгалтерского учета в направлении отделения его от системы налогообложения. И именно тогда появились первые признаки зарождения системы налогового учета.
С момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней данная система прошла несколько этапов своего становления и развития.
1.2. Основные этапы формирования налогового учета в России
Для правильного и последовательного понимания сущности какого-либо явления необходимо рассматривать историю его становления и развития. В научной литературе встречаются различные точки зрения на выделение этапов становления налогового учета в России.
I. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.К., Дементьева Е.В. выделяют четыре этапа[19,с.27]:
1-й этап (с 1 января 1992 г. – по 3 декабря 1994 г.) – до проведения российской налоговой реформы конца 1991 г. существующая в тот период система бухгалтерского учета была полностью подчинена решению налоговых задач.
Однако с 1 января 1992 г., т.е. уже с момента введения в действие новой налоговой системы России, начали появляться отдельные элементы налогового учета. Так, согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [4] (далее – Закон № 2116-1) появляется термин «выручка для целей налогообложения», используются специализированные показатели. Принята Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 06.03.1992 г. № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» [15], которая претерпела шесть редакций. Основные характеристики данного документа:
- валовая прибыль (п. 5 разд. II), отражаемая по стр. 1 в приложении 4 «Расчет фактической прибыли», определялась исходя из прибыли по бухгалтерскому отчету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости;
- утверждены бланки по расчету налога на прибыль (приложение 4); - сумма налога определялась самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности (п.30 разд. V).
Во исполнение Закона 2116-1 утверждено постановление Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» [8] (документ претерпел 11 редакций) (далее – Постановление №552). Особенность данного документа заключалась в установлении достаточно жестких рамок затрат, относимых на себестоимость.
2-й этап (с 3 декабря 1994 г. – по 1 июля 1995 г.) – 3 декабря 1994 г. был принят Федеральный Закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»» [5], согласно которому «В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы положительных курсовых разниц».
Именно с 3 декабря спор между бухгалтерским и налоговым учетом был впервые разрешен в пользу последнего, поскольку для расчета балансовой прибыли курсовые разницы продолжали учитываться в общеустановленном порядке (согласно п. 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10[10]), а для целей формирования налогооблагаемой прибыли они не учитывались (согласно п.8 ст.2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в ред. на 3 декабря 1994 г.).
Наглядным и показательным результатом начала второго этапа развития налогового учета необходимо отметить также и то, что именно с этого периода стали не совпадать показатели балансовой и налогооблагаемой прибыли в отчетности предприятия.
Государственные органы пытались каким-либо образом приспособить бухгалтерский учет для целей налогообложения путем расчетного уточнения бухгалтерских показателей в налоговой документации. Однако в дальнейшем государственные органы от этого пути отказались.
3-й этап (с 1 июля 1995 г. – 19 октября 1995 г.). Начался с принятия Правительством РФ Постановления от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» [9] (далее – Постановление № 661). Было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции (работ, услуг), в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг).
Однако для целей налогообложения произведенные предприятиями и организациями затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Согласно данным изменениям, предприятие обязано формировать два вида учета затрат на производство и реализацию продукции.
Первый учет – это учет фактических затрат предприятия по производству и реализации продукции.
Второй – учет затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения. Принципиально поменялось и содержание раздела II Постановления № 552. Если до 1 июля 1995 г. раздел II имел наименование «Формирование финансовых результатов», то после 1 июля 1995 г. этот раздел стал называться «Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
Впервые официально установлено, что порядок формирования финансовых результатов по бухгалтерскому учету есть самостоятельный учетный процесс, который может и не совпадать с налогово-учетным формированием финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, поскольку он подчиняется специальным правилам.
После 1 июля 1995 г. практически все ведущие экономисты и финансисты страны единодушно высказались о том, что наступило время налогового учета, учета для целей налогообложения. На данном этапе вступила в силу инструкция ГНС РФ от 10.08.1995 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» [16] (документ претерпел пять редакций), которая регламентировала раздельный учет видов деятельности и раздельное ведение учета финансовых результатов (п.2.9, 2.10, 6.13 и 6.5).
4-й этап (с 19 октября 1995 г. по настоящее время). Окончательное размежевание бухгалтерского и налогового учета, а также выделение последнего в самостоятельную систему финансовых отношений произошло 19 октября 1995 г., когда Министерство финансов РФ приняло приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» [12] (далее – Приказ № 115).
В тексте нового Положения ничего не говорится о вариантах определения выручки от реализации продукции. В то же время в п.13 Постановления № 661 фраза «для целей налогообложения предприятия могут определять выручку от реализации продукции по мере поступления денежных средств либо по мере ее отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю».
Получается, что для целей налогового учета остается два метода определения выручки от реализации продукции. В плане финансового (бухгалтерского) учета на 1995 г. и последующие годы не предусмотрено два способа определения выручки от реализации. Для целей ведения финансового учета все предприятия обязаны исчислять выручку по моменту отгрузки, а точнее – по моменту перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю.
В мае 1996 г. вышел указ Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» [7] (далее – Указ № 685), в котором в целях осуществления налоговой реформы:
1. Правительству РФ дано поручение разработать порядок, согласно которому учет реализации продукции (работ, услуг) будет осуществляться на основе метода начислений, а определение затрат на производство и реализацию продукции – по фактически произведенным расходам, но не ранее постановки на учет приобретенных ценностей.
2. Плательщики для исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства) обязаны с 01.10.1996 г. применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки производится в соответствии с ранее наступившей датой:
- получения предоплаты (аванса);
- отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг.
3. Для исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций, начиная с 01.01.1997 г., осуществляется периодическая корректировка облагаемой налогом на прибыль базы с учетом инфляции. Положения Указа № 685 были приостановлены до особых указаний (см. телеграмму Минфина РФ № 04-02-04 и ГНС РФ № ПВ-6-02/676 от 27 сентября 1996 г. [17]).
Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ № 97 от 12 ноября 1996 г. [13], также определено, что финансовые результаты от реализации определяются исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности организации. На 1997 г. сохранена возможность выбора метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).