Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Судебная защита прав и свобод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на пересмотр приговора означает, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания. Помилование как юридический институт представляет собой освобождение от наказания или замену его другим, более мягким наказанием. Право осуществлять помилование принадлежит Президенту Российской Федерации. Статья 51 Конституции Российской Федерации содержит положение, согласно которому "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".

Право на отказ от изобличения самого себя и своих близких принадлежит человеку не только в случае его признания обвиняемым или подозреваемым. Этим правом он обладает и при участии в уголовном или гражданском деле в качестве свидетеля, потерпевшего, истца или ответчика. Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний также в случае его допроса в качестве свидетеля или потерпевшего по делу, связанному с преступлением, в котором он подозревался или обвинялся.

Свидетельский иммунитет не ограничивается рамками гражданского или уголовного производства. "Оперативные работники и другие должностные лица подчас предлагают человеку, оказавшемуся в их власти, рассказать все, что он знает, а потом обещают отпустить. Человеку в этом случае важно помнить: перед ним лицо, осуществляющее уголовное преследование, которому выгодно доложить о раскрытии преступления. Преступника (действительного или мнимого) придется искать, а здесь надо всего лишь получить "явку с повинной", "хорошо" составить протокол. Поэтому следует использовать свое право на молчание и на юридическую помощь (статья 48 Конституции). Соглашаться давать объяснения и показания имеет смысл только после свидания наедине с заслуживающим доверие адвокатом, а подписывать протокол - только после самого внимательного его изучения и осмысления".

Целью нормы статьи 51 Конституции Российской Федерации является запрет любой формы принуждения и получения недобровольных показаний. Показания должны быть исключены из числа доказательств, если они получены под угрозой привлечения к уголовной ответственности или в результате неразъяснения человеку его прав.

Статья 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо относит к недопустимым доказательствам "показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде".


Представляется верной практика, в соответствии с которой, предлагая дать показания, лицо, производящее допрос (это может быть дознаватель, следователь, сотрудник полиции, действующий на основе поручения следователя), предварительно разъясняет допрашиваемому положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при производстве дознания или предварительного следствия не было разъяснено данное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться полученными с нарушением закона и не могут являться доказательством виновности обвиняемого.

Согласно статье 5 Уголовно-процессуального кодекса близкими родственниками признаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Данный перечень является исчерпывающим, нельзя смешивать смежные понятия "близкие родственники", "родственники" и "близкие лица", определения которых приводятся в той же статье. Близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю, в силу сложившихся личных отношений. Родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве.

Таким образом, конституционные гарантии правосудия, закрепленные в ст.47-51 Конституции Российской Федерации, являются разновидностью гарантий прав личности, представляют собой конституционно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод.

Проблема судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является одной из самых актуальных в правовой науке и практике. Так в процессе развития конституционализма и дальнейшей демократизации государства важное место занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдума. Несовершенство нашей избирательной системы, недовольство результатами выборов вызывает многочисленные обращения граждан в судебные инстанции за защитой своих нарушенных избирательных прав.Как отмечает российский исследователь М.С. Матейкович, универсальной формой защиты избирательных прав граждан является их судебную защиту - самодостаточный юридический механизм обеспечения реализации избирательных прав граждан, который осуществляется компетентными органами судебной власти по инициативе уполномоченных законом субъектов путем конституционного или особой формой гражданского судопроизводства с целью предотвращения нарушения избирательных прав, устранения препятствий к их реализации или восстановления нарушенного права.


Cпецифика судебной защиты избирательных прав, по мнению автора, заключается в следующем:

- Органы юстиции обеспечивают реальное участие граждан в управлении государственными делами и в решении вопросов местного значения;

- Суды защищают демократические принципы, на основе которых граждане реализуют свои избирательные права;

- Органы судебной власти препятствуют распространению противозаконных избирательных технологий;

- Деятельность судебной ветви власти способствует привитию субъектам избирательного процесса уважения к защите, "дисциплинирует" кандидатов, заставляет их более ответственно относиться к правам избирателей и других претендентов на депутатские мандаты и выборные должности;

- Судебные органы наделены самыми действенными полномочиями в сфере защиты избирательных прав граждан, соединенными с безусловной обязательностью исполнения судебных решений, вступивших в силу.

В процессе выборов последних лет много жалоб граждан поступает в судебные органы по поводу списков избирателей. В целях содействия реализации избирательных прав гражданами и устранения нарушений в списках избирателей, административного судопроизводства предусматривают, что исковое заявление об уточнении списка избирателей подается в административный суд без уплаты судебного сбора. Исковое заявление может быть подано не позднее, чем за два дня до дня голосования.

Суд решает административные дела относительно уточнения списка избирателей в двухдневный срок после поступления искового заявления, но не позднее, чем за два дня до дня голосования, а если исковое заявление поступило за два дня до дня голосования, - немедленно.

Суд, установив нарушение законодательства о выборах или референдуме, определяет в решении способ защиты нарушенных прав и интересов, а также порядок устранения всех последствий этих нарушений в соответствии с законом или принимает другое предусмотренное законом решение. В случае выявления нарушений, которые могут быть основанием для привлечения к ответственности не по правилам настоящего Кодекса, суд выносит частное определение с уведомлением о наличии таких нарушений и направляет его в органы или лиц, уполномоченных принять в связи с этим меры, установленные законом.

Как справедливо отмечает В. Колесниченко, несовершенство избирательного законодательства в значительной мере вызывает обращения субъектов избирательного процесса в суд с явно необоснованными жалобами (теперь - искам) по поводу явно незначительных нарушений избирательного законодательства, которые совершенно не могут нарушить прав субъектов " объектов избирательного процесса и тем более повлиять на результаты голосования.


На споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, распространяется компетенция административных судов.

Точное и неуклонное соблюдение административными судами норм при рассмотрении споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, является непременным условием обеспечения их правильного, справедливого и широкого решения с целью защиты прав, свобод и интересов избирателей и других субъектов избирательного процесса или процесса референдума. Анализ судебной практики по делам по спорам, связанным с избирательным процессом или процессом референдумом, показывает, что некоторые суды допускают ошибки в применении положений, регулирующий эти вопросы, иногда с его нормами решают споры, предстоит решать по правилам гражданского судопроизводства, или споры, находящиеся за пределами избирательного процесса.

Таким образом, эффективный механизм судебной защиты прав человека - это наиболее универсальный демократический инструмент правового государства.

В настоящее время судебная форма защиты прав и свобод, а также интересов человека и гражданина, защищаемых законом, является основной. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека и гражданина и в отличие от других прав оно является гарантией других прав и свобод. В этом как раз заключается его особая и главная ценность. Утверждению судебной защиты, призванного не только восстанавливать нарушенные права граждан, но и повышать ответственность органов государственной власти и должностных лиц по соблюдению прав человека, должны способствовать продолжение судебной реформы и участие России в международных договорах и конвенциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основные права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения, является основой правового статуса, закрепленные в конституции государства и имеют высокий юридическую защиту. Важные и сложные взаимоотношения между людьми и взаимосвязи между государством и индивидом регламентируются в юридической форме путем формулирования именно прав, свобод и обязанностей, которые образуют в своем единстве основы правового статуса индивида, является одной из важнейших не только правовых, но и политических категорий. Наиболее существенными признаками прав и свобод человека и гражданина являются: естественность, равенство, социальная обоснованность, соответствие международным стандартам, гарантированность государством. Историческое развитие концепции прав и свобод человека включает в себя три поколения: негативных, позитивных и коллективных прав.


Проблема обеспечения прав i свобод личности, предоставление им реального характера относится не только к разряду практических. В современных условиях построения правового государства i развития гражданского общества важным является создание целостной научной концепции обеспечения прав i свобод личности, которая будет включать широкий круг теоретических положений относительно понятия сути i содержания обеспечение прав i свобод, структуры i механизма его функционирования. В обеспечении конституционных прав и свобод большую роль играют органы местного самоуправления.

Действительно «среда обитания» для прав человека возможно при демократии, демократическом правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане ее защиты от нарушений со стороны аппарата власти, а права человека - главное условие и признак демократии, гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

С движением времени все большее внимание общество уделяет развитию такой важной отрасли как Конституционное право, но в частности общество интересует правовое положение человека в обществе и государстве. Возникает постоянно актуальный вопрос: "Человек для государства, или государство для человека?

Когда выдающийся государственный деятель США провозгласил известное выражение: "Не спрашивайте, что государство может сделать для Вас, но задумайтесь, можете ли Вы что-то сделать для государства ...

На самом деле, каждый из нас является частью государства, каждый возлагает свои силы для построения такого государства, о которой мечтаем. Но невозможно строить без конкретных правил построения. По моему мнению, таким правилам и является Конституция государства - ее основной закон, и признаны Всемирным обществом пакты и договоры, в определенной степени регулируют все важные области общественных отношений. А Конституционные права, свободы и обязанности гражданина и человека недобросовестно можно отнести как важнейшая часть Конституционного права.

С каждым днем растет количество правозащитных организаций, как в рамках государства, так и в мировом масштабе. Известные политические деятели пытаются как можно больше времени уделять вопросу защиты прав человека. А о чем еще должны заботиться политики? Конечно, о том, чтобы таки своих избирателей.

Но от политики теории. Даже теория государства и права подчеркивает, что невозможно построить правовое государство в обществе с развитым правовым нигилизмом. А уважение к законам у общества может спровоцировать только забота этих самых законов о человеке и гражданина.