Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Судебная защита прав и свобод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

право свобода человек гражданин

2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Юридические гарантии является специфическим правовым средством обеспечения, реализации, охраны и защиты прав человека и гражданина; первостепенное значение они приобретают при практической реализации субъективных прав гражданина. То есть, юридические гарантии - это предусмотренные законом специальные (специфические) средства практического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Конституция создает широкую юридическую основу для активизации деятельности по обеспечению юридических гарантий прав человека и гражданина.

Важным направлением развития и совершенствования юридических гарантий прав гражданина является установление сбалансированности правовых средств в обеспечении правомерного реализации прав и свобод, а также усиление их связей со средствами охраны прав, их постепенное развитие. Иными словами, закономерность усиления согласованности и уравновешенности развития юридических гарантий охватывает не только всю систему, но и составляющие ее подсистемы средств реализации и защиты прав человека и гражданина.

Среди ученых и юристов иногда существует несколько сужен подход к пониманию и решению проблемы юридических гарантий прав человека. Под такими гарантиями, как правило, понимаются только правовые средства их охраны, слишком сужает данные понятия, их система включает не только средства, направленные на охрану прав человека, но и средства, с помощью которых непосредственно обеспечивается их реализация на основе закона.

К юридическим средств реализации прав относятся закреплены нормами пределы прав и средства конкретизации свобод и обязанностей гражданина; юридические факты, с которыми связана их реализация; процессуальные формы осуществления прав; средства принуждения и стимулирования (поощрения) правомерного реализации прав и свобод.

2.1 Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ


Сегодня, для российского общества основным показателям развитости гражданского общества является гарантированное обеспечение прав человека, надлежащие гарантии и механизм их реализации, а также уровень свободы, демократии, защищенности частной собственности, развитие предпринимательского сектора и механизм гарантий прав и свобод человека и гражданина.

В течение двух последних десятилетий вопрос гарантий прав и свобод человека и гражданина активно изучались представителями различных отраслей научного знания, в том числе и отрасли правоведения. И хотя, по мнению отдельных ученых при исследовании как вопрос конституционно-правового статуса, так и гарантий конституционно-правового статуса существуют определенные сложности, а именно дело в том, что иногда понятие правового статуса человека практически полностью отождествляется с системой прав и свобод человека, а также их правовых гарантий, однако наличие большого количества научных наработок по данной теме дает возможность провести определенную научную дискуссию.

Конституция России является гарантом прав гражданина, поскольку она гарантирует каждому человеку широкий круг политических, социальных и экономических прав и свобод. В частности, каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное развитие личности. Итак, к юридическим гарантий прав и свобод человека и гражданина относятся прежде всего нормы-принципы Конституции и других законов, содержащих гарантии или, являются гарантиями. Среди них важную роль играют и процессуальные нормы.

К юридическим гарантиям следует отнести также юридические обязанности и юридическую ответственность. Под юридической ответственностью понимается установленный законодательством и обеспечен государством юридический обязанность правонарушителя претерпеть (понести) лишение определенных благ, ценностей, которые ему принадлежат (лишение свободы или ограничения в правах, лишение прав на имущество путем его конфискации, взыскание штрафов и др.). То есть это форма воздействия на нарушителей, реакция государства на нарушение правовых норм, прав и свобод человека. [46]

Правовые ограничения как элемент (следствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный и эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, побуждающие конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т.д.


Как видим, юридические гарантии состоят из различных правовых и организационных механизмов (процедур), благодаря которым обеспечивается социально-правовая защищенность личности, прав и свобод человека и гражданина.

Нормы и положения Конституции об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, с момента вступления их в законную силу, являются нормами прямого действия как непосредственно действующее право высшей юридической силы. На практическую реализацию всех этих и других конституционных предписаний и должна быть направлена деятельность государственных органов и политических организаций.

Подавляющее большинство конституционных норм об основных правах и свободах человека и гражданина действуют через систему отраслевого законодательства, через законы, принятые на основе Конституции. При этом детальная нормативная конкретизация законодательства не является, по общему правилу, показателем или результатом несовершенства законов, а представляет собой объективно присущую правовому регулированию качество. Во время конкретизации права происходит переход конституционной нормы на меньший уровень абстрактности, на другой логический уровень. В результате формируется относительно новое, более конкретное правило поведения, которое относится к конституционной нормы так, как конкретное относится к общему.

Законы, принимаемые с целью конкретизации конституционных прав и свобод не могут ограничивать последние в их содержании, а должны находиться в полном соответствии с содержанием конституционных прав и свобод, методологическими принципами и целями, отвечать международно-правовым стандартам и интересам России как государства правового и демократического.

Применение действие конкретного закона является одновременно применением (реализацией) той конституционной нормы, для реализации которой принято этот закон. Поэтому нарушения политических, социальных или экономических прав, закрепленных в конкретном законе, является одновременно нарушением того конституционного права, им конкретизировано. Человек и каждый гражданин должны быть уверены в том, что любая конституционная норма, которая гарантирует его права и свободы, действует непосредственно и прямо, а конкретные законы воспринимаются им только как дополнительные средства реализации конституционной нормы.

Определяя место и роль ряда институтов демократии, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, Конституция предусматривает принятие законов, в которых должны быть закреплены порядок и основания осуществления прав и свобод человека в конкретных отраслях общественных отношений.


Конституцией закреплено право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов, обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Это меняет природу обращений, повышает их значение, устанавливает и правовые гарантии, которые должны найти свою конкретизацию в текущих законодательных актах. Совершенствование рассмотрения и разрешения обращений граждан может продолжаться.

Развитие юридических гарантий реализации прав человека и гражданина сочетается с аналогичным процессом в области юридических гарантий охраны их прав и свобод. Отсюда актуализируется проблема усиления связей и согласованности различных правовых средств и совершенствование всех видов юридических гарантий охраны прав человека.

Государственные органы, общественные организации, должностные лица в пределах, установленных законом, должны заниматься выявлением фактов нарушений прав и свобод человека, принимать меры к защите нарушенных прав и свобод, устранение этих нарушений, применять в пределах своей компетенции меры воздействия к виновным или привлекать их к ответственности. Причем сейчас очень актуален вопрос предупреждения злоупотреблений служебным положением должностными лицами, ограничения произвола чиновников. Существующий порядок рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц не всегда обеспечивает объективное решение обращений граждан.

Так, согласно Конституции, в России основано качественно новую систему гарантий прав и свобод человека и гражданина, которым предусматривается право на судебную защиту, самозащита, возможность защищать свое нарушенное право в Европейском суде по правам человека. Значение проблематики гарантий прав и свобод человека и гражданина, по мнению исследователей состоит как в том, что «права и свободы человека и гражданина в мировом опыте конституционализма рассматриваются как средство ограничения публичной власти, однако признается, что государство обязано обеспечить такой правопорядок, в котором права и свободы должным образом гарантируются».

Главное назначение гарантий состоит в предоставлении всем гражданам равных юридических возможностей для реализации, охраны и защиты прав и свобод, для преобразования правового статуса личности фактическое положение человека в обществе, а также для обеспечения благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии является средством, обеспечивающим переход от предусмотренных конституцией возможностей к реальной действительности. Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, состояния экономики, уровня развития демократических институтов, реальности политической системы общества, наличия системы совершенных законов в государстве, эффективности механизмов реализации законоположений, степени правового сознания, правовой культуры населения, согласованности интересов населения и общества в целом и наличии высокоэффективного органа конституционного контроля.


Так, например, Т.М. Заворотченко все гарантии прав человека классифицирует на нормативно-правовые и организационно-правовые, а необходимость последних объясняется, по ее мнению, тем, что в целом «применение правовых норм состоит в активной организации их осуществления в правоотношениях и в применении их к конкретным фактам.

В свою очередь, по мнению Ю.М. Фролова, нормативно-правовых гарантов принято относить нормы-принципы, юридическую ответственность, и систему юридических обязанностей, предусмотренных Конституцией России, законами и подзаконными актами. Наряду с этим необходимым компонентом указанной системы выступают юридические обязанности. Без их соблюдения невозможны ни сбалансированная правовая и экономические системы, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок и эффективный режим законности, ни другие проявления общественной и государственной жизни. [47]

Однако, несмотря на теоретически обоснованную концепцию прав и свобод человека и гражданина, по мнению Гуренко М.М. - «реальное существование гарантий прав и свобод человека и гражданина в России еще достаточно далеко от должного. Этому, по мнению автора, есть ряд объективных причин, обычно отмечается учеными и практиками. Прежде всего, называют причины экономические и говорят о том, что экономический кризис в России не мог привести к девальвации целого ряда социально-экономических и культурных прав и свобод граждан».

Итак, установить права и свободы граждан, защитить их может только государство, его органы, которые несут за это юридическую ответственность. В правовом государстве это является одним из основных принципов. При развитии и формировании правового государства, которая определяет приоритет человека и гражданина, важное значение приобретает проблема классификации, систематизация гарантий и способов защиты прав и свобод человека. На основе Конституции между личностью и государством должны создаваться крепкие и защищены судом правоотношения, основанные на базовых принципах правового гражданского общества.

Учитывая большое количество подходов и определений понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина, возможно взять за основу подход, предложенный Т.И. Мирской, в соответствии с которым "к определению понятия "гарантии прав и свобод личности" может быть два подхода - широкий и узкий. Гарантии прав и свобод личности в широком смысле представляют собой систему принципов, условий и средств реализации и защиты прав, и свобод личности. В узком смысле гарантии прав и свобод личности - это законодательно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод личности".