ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение. Актуальность
Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся
5- 9 классов.
Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач школы и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:
- представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
- универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать
(самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
- общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;
- способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2023-2028 гг.
Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии.
Около 40% молодых специалистов, готовых поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.
Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий.
Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Анализ работы школы выходит на следующую проблему: отсутствие системы учебно- воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОО находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Цель проекта | Задачи проекта |
усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования | - рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности; - привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей; -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); - определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков; - информировать учащихся школы и их родителей (законных представителей) об актуальности в потребности профессий на рынке труда; - знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с природными задатками человека и условиями для развития их способностей; - способствовать личностному развитию учащихся; - совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии; - способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности; - выработать систему взаимодействия с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями. |
Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Поэтому в рамках разрабатываемого проекта были определены следующие принципы: доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился; научность и достоверность информации; доступность предлагаемой информации; адресность; индивидуальный подход; современность и актуальность материалов; сотрудничество с другими специалистами .(представители ПГСХА, РусАгро)
Группа принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
На основе данных принципов и разрабатывается проект по профориентационной работе подростков.
Принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков.
3. Основные направления работы
Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально- психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона - учет требований рынка профессий.
В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления:
Направление | Формы работы |
Профессиональное просвещение | Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОО системной профпропаганды, просмотры видеофильмов «Билет в будущее», конкурсы, защита проектов, фестивали, классные часы, круглые столы и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость |
Профессиональная диагностика | Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей |
Профессиональная консультация | Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, слайдовые презентации и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора |
Профессиональная адаптация | Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставки, профессиональные пробы, трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу |
Этапы реализации проекта | ||
Сроки реализации проекта - 5 лет (2023-2028 гг.) | ||
Этап | Сроки | Содержание. Проектируемый результат |
Подготовительный | Май - Ноябрь 2023 года | определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы. Выработка концепции. |
Стадия целеполагания | | |
1. Представление проекта по профориентационной работе. 2. Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях. 3. Подведение итогов обсуждения на школьном совещании. | Август-сентябрь 2023 | 1. Информированность участников о планах школы по профориентационной работе. 2. Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов. 3. Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта |
Стадия инвентаризации и прогнозирования | Сентябрь –октябрь 2023 | |
Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления | | 1. Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности. 2. Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе реализации проекта. Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования: 1. Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению. 2. Информированность участников проекта. |
Организационная стадия | Ноябрь 2023 | Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе. |
Диагностический этап | Декабрь 2023 - Май -2024 | определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта |
Формирующий этап | Сентябрь 2024- декабрь 2027 | реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта |
Итогово-обобщающий | Январь - Май 2028 | проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы. Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта |
Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению | ||
Условия реализации проекта | Кадровые условия | Программно-методические условия |
1. Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника; 2. создание в образовательной организации системы психологопедагогического образования родителей по данному направлению; 3. создание в образовательной организации организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных); 4. вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи. Условия | наличие следующих специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители | . план работы профориентационных социокультурных пространств; 2. план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках; 3. план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы; 4. план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей- предметников, педагога-психолога, социального педагога, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования |
Материально-технические условия | Информационные условия | |
1. кабинеты, оснащенные необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.); 2. наличие оборудованных кабинетов технического и обслуживающего труда. | 1. оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний; 2. свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время. | |
1. Механизмы реализации проекта
Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОО руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.
Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.
Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках кружковой работы, в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации.
Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:
1. коммуникативная компетентность;
2. способность к адекватному самооцениванию;
3. оперативное и перспективное планирование
4. отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;
5. создание текстов для самопрезентации;
6. анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.
Формы и методы профориентации | |
работа в рамках учебных занятий | программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников |
работа с учебными материалами вне учебных занятий | исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, экскурсии |
работа в метапредметной или надпредметной области | исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах |
работа в разновозрастных группах | детские объединения школы |
работа в пространстве расширенного социального действия | познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы |
профориентационный урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе; | профориентационная беседа - наиболее распространенный метод |
индивидуальная работа | работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах |
выставки | профориентационные конференции, собрания, встречи со специалистами и др. |
экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами | |