ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение. Актуальность

Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся

5- 9 классов.

Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач школы и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:

- представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

- универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать

(самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

- общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;

- способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2023-2028 гг.

Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.

Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.


Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии.

Около 40% молодых специалистов, готовых поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.

Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий.

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

Это накладывает особую ответственность на основную школу.

Анализ работы школы выходит на следующую проблему: отсутствие системы учебно- воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОО находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Цель проекта

Задачи проекта

усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования

- рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности;

- привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);

- определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков;

- информировать учащихся школы и их родителей (законных представителей) об

актуальности в потребности профессий на рынке труда;

- знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с природными задатками человека и условиями для развития их способностей;

- способствовать личностному развитию учащихся;

- совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии;

- способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;

- выработать систему взаимодействия с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями.



Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Поэтому в рамках разрабатываемого проекта были определены следующие принципы: доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился; научность и достоверность информации; доступность предлагаемой информации; адресность; индивидуальный подход; современность и актуальность материалов; сотрудничество с другими специалистами .(представители ПГСХА, РусАгро)

Группа принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

На основе данных принципов и разрабатывается проект по профориентационной работе подростков.

Принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков.

3. Основные направления работы

Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально- психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона - учет требований рынка профессий.


В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления:

Направление

Формы работы

Профессиональное просвещение

Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОО системной профпропаганды, просмотры видеофильмов «Билет в будущее», конкурсы, защита проектов, фестивали, классные часы, круглые столы и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость


Профессиональная диагностика

Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей

Профессиональная консультация

Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, слайдовые презентации и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной

информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора

Профессиональная адаптация

Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставки, профессиональные пробы, трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу




Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта - 5 лет (2023-2028 гг.)

Этап

Сроки

Содержание. Проектируемый результат

Подготовительный

Май - Ноябрь 2023 года

определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы. Выработка концепции.

Стадия целеполагания







1. Представление проекта по профориентационной работе.

2. Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях.

3. Подведение итогов обсуждения на школьном совещании.

Август-сентябрь 2023

1. Информированность участников о планах школы по профориентационной работе.

2. Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов.

3. Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта

Стадия инвентаризации и прогнозирования

Сентябрь –октябрь 2023




Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления




1. Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности.

2. Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе

реализации проекта.

Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования:

1. Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению.

2. Информированность участников проекта.

Организационная стадия

Ноябрь 2023

Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе.

Диагностический этап

Декабрь 2023 - Май -2024

определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта

Формирующий этап

Сентябрь 2024- декабрь 2027

реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта

Итогово-обобщающий

Январь - Май 2028

проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы. Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта

Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению

Условия реализации проекта

Кадровые условия

Программно-методические условия

1. Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника;

2. создание в образовательной организации системы психологопедагогического образования родителей по данному направлению;

3. создание в образовательной организации организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);

4. вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.

Условия

наличие следующих специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

. план работы профориентационных социокультурных пространств;

2. план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;

3. план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;

4. план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей- предметников, педагога-психолога, социального педагога, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования

Материально-технические условия

Информационные условия




1. кабинеты, оснащенные необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);

2. наличие оборудованных кабинетов технического и обслуживающего труда.

1. оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний;

2. свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.







1. Механизмы реализации проекта

Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОО руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.

Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.

Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках кружковой работы, в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации.

Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

1. коммуникативная компетентность;

2. способность к адекватному самооцениванию;

3. оперативное и перспективное планирование

4. отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

5. создание текстов для самопрезентации;

6. анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.

Формы и методы профориентации

работа в рамках учебных занятий

программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников

работа с учебными материалами вне учебных занятий

исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, экскурсии

работа в метапредметной или надпредметной области

исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах

работа в разновозрастных группах

детские объединения школы

работа в пространстве расширенного социального действия

познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы

профориентационный урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе;


профориентационная беседа - наиболее распространенный метод

индивидуальная работа

работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах

выставки

профориентационные конференции, собрания, встречи со специалистами и др.

экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами