Файл: Основы социального государства сущность и функции государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Государство – специфическая форма организации общества, действующая в границах собственной территории. Специфика такой формы организации общества заключается в том, что она обладает властью на этой территории и ресурсами для её осуществления.

Конфуций ещё в VI в. до н.э. отмечал, что «в государстве должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять правителю. Можно отказаться от оружия… Можно отказаться от пищи… Но без доверия народа государство не сможет устоять». Эти слова точно соответствуют социальной направленности и социальной ответственности государства.

Государство – правовая политико-экономическая организация общества.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Государство появилось в результате разложения родоплеменных отношений, постепенного обособления в племенном обществе социального слоя вождей, их близкого окружения и сосредоточением у них управленческих функций, ресурсов власти, в том числе, силовых. Эта небольшая часть общества имела существенные привилегии, но главное – обладала властью.

Этому историческому процессу способствовали несколько факторов:

во-первых, общественное разделение труда и выделение управленческой деятельности в особую сферу;

во-вторых, возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, что способствовало переходу от хозяйственной деятельности к экономической;

в-третьих, демографические факторы, способствующие воспроизводству населения;

в-четвёртых, антропологические факторы, означающие, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель отмечал, что человек, как существо в высшей степени коллективное, может существовать только в рамках определённых форм общежития. Государство подобно семье, селению и «есть естественная форма общежития»;

в-пятых, военные факторы, обусловливающие необходимость совместной вооружённой защиты своих поселений, территории от возможных угроз нападения.

Таким образом, возникновение государства – историческая необходимость, в основе которой лежат экономические и социально-политические причины. По мере развития и совершенствования государств, социальный фактор в сохранении их стабильности постепенно выходил на первые роли.


Теории происхождения государства:

  • теократическая теория – Ф. Аквинский, Н.А. Бердяев;

  • патриархальная теория – Платон, Аристотель, Н.К. Михайловский;

  • теория общественного договора – Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А.Н. Радищев;

  • теория насилия или завоеваний – Л. Гумплович, К. Каутский;

  • социально-классовая теория – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин;

  • психологическая теория – Г. Тард, Л. Петражицкий;

  • комплексная теория – Х.Й.М. Классен;

  • органическая теория – Г. Спенсер, Р. Вормс;

  • расовая теория – Ж. Габино, Ф. Ницше;

  • инцестная (половая) теория – К. Леви-Стросс;

  • теория специализации – Т.В. Кашанина;

  • ирригационная теория – К. Виттфогель.

В настоящее время существует 193 государства, признанных абсолютным большинством других государств планеты (более 2/3 голосов в ООН). Ряд государственных образований не полностью признаны мировым сообществом и не являются членами ООН (Палестина, Абхазия, Южная Осетия, Корсика, Нагорный Карабах, Гагаузия/Приднестровье, Северный Кипр). Особый статус существует у Ватикана – города-государства в западной части Рима. Это абсолютная теократическая монархия, представленная в ООН постоянным наблюдателем – Святым Престолом, которому дано право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Как специфический институт политической власти государство обладает собственными признаками, отличающими его от иных социальных институтов общества.

Во-первых, территория, определяющая границы государства. В границах государства находятся все существующие в нём объединения граждан, формирующиеся на основе экономических, политических, этнических и других форм отношений.

Во-вторых, верховная власть на занимаемой территории. Только государство обладает правом принимать и применять законы, обязательные для исполнения всем населением и общественными организациями.

В-третьих, монополия на легальное применение силы, социальноправового принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от временного ограничения свободы до физического уничтожения человека, в случае доказательства особой тяжести совершённого им преступления. Это определяет особую действенность государственной власти. В целях осуществления этой деятельности у государства существуют специальные

институты - МВД, ФСБ, суды, прокуратура, следственный комитет, пенитенциарная система с соответствующей инфраструктурой.

В-четвёртых, право введения и взимания налогов и сборов с населения, которые необходимы для осуществления целостной, всесторонней социально-экономической и иной деятельности государства.

Государство обладает суверенитетом, то есть полной независимостью от других государств в его внутренних делах и осуществлении внешней политики. При этом оно должно признавать суверенное право других государств, какими бы ни были их экономический потенциал, военная мощь, площадь территории, численность населения. В современном глобальном мире любые отклонения от этого права мгновенно становятся достоянием других государств и подвергаются соответствующей оценке мирового сообщества.
УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

От государственного устройства во многом зависит осуществление социальной политики в стране.

Подавляющее большинство государств мира строятся и функционируют на основе конституций. Не является исключением и Россия. Ныне действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Наличие конституции – важный показатель демократичности государства. Однако это происходит лишь в том случае, если она реально воплощена в системе государственного устройства и неукоснительно исполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами.

Система государственного устройства включает формы государственного устройства и формы государственного правления. В соответствии с устройством и правлением государство осуществляет функции, включая социальную.

Формы государственного устройства

Они подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого, действующего в соответствии с конституцией страны. По степени концентрации властных полномочий в высших эшелонах государства выделяются
централизованные (Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды) и децентрализованные (Франция, Испания, Италия) государства. Ряд унитарных государств конституционно закрепили за собой социальную ответственность перед своими гражданами.

Федерация представляет собой форму свободного объединения под эгидой государства внутренних территориальных структур (субъектов федерации), обладающих определённой автономией и особыми отношениями с центральной властью (РФ, США, ФРГ, Швейцария). В субъектах федерации действуют региональные органы власти, наделённые властными полномочиями, но в рамках Конституции страны. В границах федеративной системы каждый индивид одновременно является гражданином федерации и её субъекта. В этом плане социальная ответственность государства подкрепляется социальной ответственностью субъекта федерации.

Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для достижения совместных целей союзными органами (в области обороны, транспортной инфраструктуры, функционирования системы связи). Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, обладая правом свободного выхода из состава союза после решения совместных задач, либо вследствие несовпадения интересов. Законодательные органы конфедерации формируются не выборным путём, а установлением полномочий на договорной основе. Единого гражданства, воинской обязанности, правовых норм в таких государствах не предусмотрено. В истории планеты примеров конфедеративного устройства немного: в США 1776-1787 гг., Швейцария до 1848 г., Германия в 1815-1867 гг.

Формы государственного правления

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера деятельности высшего органа государственной власти зависит различие между двумя классическими формами правления:

монархией (абсолютной, конституционной, парламентской),

республикой (президентской, парламентской, смешанной).

В формах государственного правления отчётливо отражается содержание социальной деятельности государства. В монархических государствах она полностью или частично зависит от властных функций главы государства. В республиках, где источником власти считается народное большинство и высшие органы государственной власти избираются гражданами страны, социальные функции тесно связаны с деятельностью парламента и президента.


Абсолютная монархия – государство, в котором существует полное всевластие его главы (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Свазиленд).

Конституционная монархия – государство, в котором полномочия главы государства (короля, шейха) ограничены конституцией. Монарх наделён преимущественно исполнительской властью и частично законодательной (Кувейт, Бахрейн, Марокко, Иордания).

Парламентская монархия – государство, в котором глава государства (король, королева, император), считаясь таковым, фактически обладает представительскими функциями и частично исполнительными, в определённых случаях имеет право вето на решения парламента. Монархи в таких государствах больше олицетворяют собой национальные традиции, уважение граждан к власти, на них возложена некая функция национального символа, сплачивающая общество (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Норвегия, Япония).

Президентская республика – государство, в котором парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой государства, главой исполнительной власти, избирается гражданами страны и потому не несёт ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчётное парламенту, обладает высшей распорядительной властью, является верховным главнокомандующим. Парламент лишён права отправлять правительство в отставку, а президент не может распустить парламент, обладая правом отлагательного вето на законопроекты парламента (США, Бразилия, Мексика).

Парламентская республика – государство, в котором президент, являясь главой государства, обладает в основном представительскими функциями. Правительство во главе с премьер-министром или канцлером играет главную роль в политической жизни, формируется парламентом и несёт перед ним ответственность. Глава кабинета является первым лицом в государстве (ФРГ, Италия, Греция, Исландия, Индия).

Президентско-парламентская или смешанная республика – государство, в котором существует двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента (Российская Федерация, Франция, Финляндия, Ирландия, Португалия).