Файл: Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности
В повышении качества образования учащихся наше время ставит перед учителями новые задачи. Одной из приоритетных целей является формирование функциональной грамотности в системе общего образования. В том числе уделяется внимание освоению инновационных подходов в образовании как основному способу формирования функциональной грамотности. Что касается термина функциональная грамотность, то советский и российский лингвист, психолог А. А. Леонтьев дает следующее определение: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать полученные в течение жизни знания в различных сферах деятельности, общения и социальных отношениях для решения жизненных задач». Как мы знаем, функциональная грамотность-понятие многогранное. Он включает в себя учебную грамотность, математическую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Подробнее остановлюсь на одном из них- читательской грамотности. Думаю, что в нынешний век цифровизации особое значение имеет повышение грамотности школьников. Какой бы предметной областью мы ни занимались, в первую очередь необходимо умение читать с пониманием, умение отличать нужную информацию от прочитанного текста. С учетом этого возникают новые задачи и перед нами-учителями русского языка. В первую очередь важно формирование у учащихся грамотности. С этой целью на уроках русского языка и литературы опираюсь на различные методы и формы, пользуюсь Интернет- источниками. Так как наша школа татарская, я работаю с детьми-татарами. Одна из главных целей- научить учащихся применять полученные знания в жизни. При формировании читательской грамотности необходимо обращать внимание на умение работать с текстом, так как чтение текста – это не только образовательная, но и воспитательная задача. В формировании духовно-нравственных качеств личности велика роль работы с текстом. Работа с текстом на уроке должна быть организована таким образом, чтобы учащимся было интересно и понятно. При работе с письменными текстами на уроках используются следующие приемы работы:
- внимание к названию текста, «Почему текст так называется?»,
поиск ответов на вопросы, определение темы;
- выделение и запись ключевых слов;
-умение находить в тексте явно заданную информацию или факты, подкреплять их примерами из жизни;
- разбиение текста на части, составление плана;
- умение выделять ключевые события из текста;
- указать, какие из представленных изображений и иллюстраций используются для раскрытия части текста;
- построение небольшой монологической или диалогической речи на основе текста;
- организация дискуссий, дебатов по содержанию прочитанного текста и т.д.
В качестве дополнительной работы можно предложить читателям самостоятельно создать книжку на платформе “Storyjumper” на основе прочитанного текста. Выгодно использовать на уроках и внеурочных мероприятиях такие методы, как составление и защита проектов, создание и презентация электронных презентаций.
Использование элементов технологии критического мышления является одним из приоритетных методов формирования у учащихся читательской грамотности. Навыки мышления пригодятся учащимся не только в период обучения, но и в дальнейшей жизни (умение находить правильные решения возникающих проблем, работать с большим количеством информации, анализировать ее). В рамках технологии критического мышления можно использовать следующие методы:
- метод чтения с остановками. В начале урока учащимся задаются вопросы, исходя из названия текста, выслушиваются мнения учащихся. В основной части текст читается фрагментарно, после каждого отрывка заслушиваются ответы читателей о том, что будет дальше;
- метод работа с вопросом. Данный метод можно использовать при работе с учебником. Учитель предлагает ученикам вопросы. Вопросы ставятся как для прямого ответа, так и для обдумывания;
- метод знаю, не знаю, хочу знать. Этот подход также можно использовать на этапе интерпретации нового материала и закрепления полученного материала. Дается таблица из трех граф, учащиеся пишут свои мысли, ответы;
- метод углов. Можно использовать при характеристике героев произведения. Класс делится на две группы.
Учащиеся первой группы, исходя из содержания текста и жизненного опыта, готовят аргументы в пользу положительных качеств героя. Вторая же группа, опираясь на цитаты, выявляет отрицательные качества героя;
- метод написания творческой работы. Этот подход удобно использовать на этапе закрепления изучаемого предмета. Читателям можно предложить либо продолжить, либо переписать произведение, либо написать себе сказку, рассказ, стихотворение. Конечно, при предоставлении такой работы необходимо учитывать способности учащихся.
В целом, существует множество методов, которые используются для формирования читательской грамотности учащихся. Таким образом, работа с текстом или информацией занимает важное место в структуре учебного процесса. Есть много возможностей работать с текстом не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Успешное их использование- священная обязанность каждого современного учителя.