Файл: Методика организации ситуационноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика организации ситуационно-ролевой игры

В постоянную практику работы отрядов вошла ситуационно-ролевая игра (особенно в отрядах ребят подросткового возраста).

Ситуационно-ролевая игра — это регламентированное правилами специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач между участниками, исполняющими строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации.

Процесс написания игры можно представить в нескольких этапах.

1. «Создание игрового мира». Процесс создания игры, «мира игры», как правило, начинается с разработки вымышленной ситуации: придумывание времени, места и обстоятельств, в которых будут происходить события.

Обычно ролевые игры получают свои названия по тому месту, где происходят игровые события. Это могут быть здания и сооружения: небоскреб, часовня, замок, космопорт, офис; либо географический объект, например, остров; либо транспортные средства: яхта, подводная лодка, самолет. Иногда местом событий становится то или иное замкнутое сообщество людей: монастырь, гарем, суд, экспедиция.

Уточняется время игровых действий: век, эпоха, год, время суток и т. д.

2. Определение и наполнение «мира игры» предметами игрового взаимодействия. Это различные вещи, вокруг которых впоследствии и развернется действие.

Предметами игрового взаимодействия могут быть реальные вещи, в которые вкладывается игровой смысл. Например, печатная машинка вполне может имитировать радиостанцию, а пустая картонная папка — техническую документацию по производству секретного оружия или книгу бывшего резидента ЦРУ и так далее. Очень важно, чтобы предметы игрового взаимодействия соответствовали времени и месту событий.

Описание места, времени, предметов игрового взаимодействия составляет общую вводную игры.

  • 3. «Заселение мира игры». Строго задаются роли: описываются характеры, имидж персонажей игры. Составляются индивидуальные вводные (легенды) для каждого персонажа. Легенда включает:

  • 1) основную информацию о герое (кто это);

  • 2) игровую задачу (к чему стремится, чего добивается, как должен действовать);

  • 3) описание игровых манипуляций: регламентированное отношение к игрокам и предметам игрового взаимодействия;

  • 4) перечень игрового инструментария;

  • 5) дополнительные сведения.

При написании игры автором надо быть очень внимательным, чтобы индивидуальные легенды содержали весь объем необходимой для игрока информации и не были противоречивы.


  • 4. Продумывание «важных мелочей»: костюмы, грим, игровой инструментарий персонажей игры.

  • 5. «Плетение паутины» игрового замысла. Обеспечение взаимозависимости персонажей игры и ее участников.

  • 6. Прогнозирование возможных вариантов окончания игры, расчет равенства возможности выиграть для всех участников игры.

  • 7. Внесение изменений и дополнений в общую и индивидуальные вводные (при необходимости).

Общие правила ситуационно-ролевой игры — это правила-ограничения, которые сообщаются участникам игры, и правила-предписания, о которых не сообщается, но дети по ходу игры их используют.

Правила-ограничения — законы, которые участники обязаны выполнять в ходе игры:

  • — главный закон: «Мастер (так по традиции называют организатора игры) всегда прав»;

  • — закон игровой территории (действовать можно только в пределах места, указанного Мастером);

  • — закон игрового образа (действовать можно только в соответствии с легендой, ролевым предписанием);

  • — закон игровых средств (действовать можно только теми средствами, которые предусмотрены в игре);

  • — закон последствия игрового средства (при применении игровых средств в отношении участника он должен соблюдать линию поведения, которая предусмотрена легендой или подчиниться правилам действия игрового средства). Например, если вас «усыпили», «заколдовали» при помощи игрового средства, то нужно, например, закрыть глаза и молчать три минуты;

  • — закон Мастерского опосредования (в случае спора или при нарушении правил игры любым из ее участников необходимо обращаться к Мастеру);

  • — закон различения игры и жизни (в игре нужно действовать в соответствии с межличностными отношениями, заданными игрой, а не реальностью).

Правила-предписания призваны помочь игроку эффективно общаться и, в конечном счете, победить в игре. Эти правила таковы.

  • — Лишней информации не бывает!

  • — Болтун — находка для шпиона!

  • — Обдуманный план — половина успеха!

Существенным элементом ситуационно-ролевой игры является соревновательность. Как правило, в игре одним и тем же предметом игрового взаимодействия стремятся завладеть несколько человек. Поэтому игра имеет несколько возможных вариантов окончания. Какой из них будет в данной игре — зависит от игровых действий тех или иных игроков.

С первого взгляда кажется, что соревнование в ситуационно-ролевых играх идет за обладание предметами игрового взаимодействия: «оружие», «деньги», «ценности» и т. п. Но это только для тех, кто играет в первый раз. На самом деле привлекательность игры состоит не столько в соревновании на скорость действия, сколько в искусстве объединения и взаимодействия.



Методические моменты разработки ситуационно-ролевой игры.

Первое, в чем нужно определиться — для чего проводится игра? Воспитательный потенциал ролевой игры велик: это и самопознание участниками сильных и слабых сторон своего общения с другими людьми, и выработка в ходе игры индивидуального стиля делового общения и взаимодействия, и формирование организаторских умений, и развитие познавательного интереса к психологии общения, и многое другое.

Второе. Необходимо сделать так, чтобы дети захотели сыграть. Для этого существует немало приемов, но наиболее часто используется эмоциональное воздействие: рассказ об игре на основе собственных переживаний, музыкальное сопровождение, костюмы персонажей и др.

Третье. Нужно перевести педагогические цели на язык участников игры. Это необходимо для того, чтобы игра не была только способом убить время, а служила средством развития личности каждого ее участника.

Четвертое. Приступать к организации игры можно лишь после того, как Мастер полностью написал методическую разработку игры, либо хорошо разобрался в кем-то написанном сценарии.

Пятое. Начинать игру нужно с инструктажа игроков. Следует учитывать, что ключевые роли играют либо лидеры, либо ребята, обладающие хорошими коммуникативными умениями, либо вожатые.

Шестое. Начинать игру можно только после оборудования игрового пространства и подготовки игрового инструментария.

Поскольку в ролевых играх все принято делать понарошку, то арендовать для игры ни яхту, ни замок не нужно. Надо лишь включить воображение и представить, что привычные комнаты — это и есть игровая территория. Как правило, помещений для игры нужно от одного до четырех. Игровое пространство обычно включает в себя главное помещение игры (например, веранда), а также ту часть коридора, которая соединяет комнаты, занятые в игре.

Седьмое. В ходе игры Мастер выполняет целый набор самых разнообразных функций. Он одновременно является:

  • — источником информации для игроков;

  • — консультантом;

  • — арбитром при разрешении спорных ситуаций или в случае нарушения правил игры;

  • — «утешителем» тех, кто выбыл из игры, и тех, кто просто растерялся и находился в полном недоумении: «Что мне-то делать?»;

  • — «ускорителем», «стимулятором» игры.

Восьмое. Анализ и рефлексия игры. После окончания ситуационноролевой игры вожатые обязательно должны побеседовать с ее участниками. Ребята поочередно рассказывают, какую роль они исполняли и с какими результатами пришли к финалу игры. В противном случае мощные эмоции могут даже лишить участников игры сна.


«Методика организации подвижной игры в условиях реализации ФГОС ДОО»

(консультация для воспитателей)

«Человек познается в беде,

а ребенок в игре»

Одним из основополагающих принципов стандарта дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности детства. В чем же заключается самоценность детства сегодня? Прежде всего, в удовлетворении ребенком насущных потребностей и желаний, инициатив и предпочтений, в реализации ведущего для развития вида деятельности. Игра это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, наиболее эффективная форма его социализации. 

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осоки-ной, Е. А.Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольномучреждении. Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное их выполнение формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности и товариществу. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.


У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.

В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.

Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:

1. Подвижные игры с правилами - игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий (сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы).

2. Спортивные игры - городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами. 

Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам:

1. Выбор игры:

- игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста;

- учитывается время года и погодные условия;

- место в режиме дня (динамичные в первую половину дня, во вторую разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течение дня;

- по желанию детей, именинника или по желанию тех, кто отличился чем-то хорошим