Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Государственная служба Российской Федерации: сущность и законодательное обеспечение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Профессия государственного служащего является особым родом трудовой общественно-необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями, приобретенными в результате образовательной подготовки, опыта работы в системе государственного управления. Владея специальной образовательной подготовкой, государственный служащий нанят обществом на государственную службу для выполнения управленческих задач, а потому в профессиональном плане он представляет собой социального управленца, то есть специалиста в области управления, в том числе и в государственной сфере[1].

Поступления на службу — это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной службе различными организационно-правовыми способами.

Проблема поступления на службу представляет собой следующий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Именно государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий людей возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом изучении требований к лицам, поступающим на государственную службу.

Заявленная цель определяет необходимость решения следующих задач:

  1. описать сущность и специфику государственной службы Российской Федерации;
  2. изучить принципы государственной службы Российской Федерации;
  3. проанализировать требования к лицам, поступающим на государственную службу.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с требованиями к лицам, поступающим на государственную службу. Предмет – нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с требованиями к лицам, поступающим на государственную службу.


Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов курсовой работы в подготовке научных статей, магистерской диссертации, а также учебного материала по дисциплине «Служебное право».

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, законодательных и иных нормативно – правовых актов; сбор, систематизация, обобщение и синтез данных, полученных в ходе проведения теоретического исследования.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной службы Российской Федерации

Государственная служба Российской Федерации: сущность и законодательное обеспечение

К определению понятия «государственная служба» существует множество подходов, как в социальном, так и в правовом плане. Н.М. Коркунов – выдающийся русский государствовед, считает, что служба государству – любая деятельность на пользу государству. Он ввел такое определение государственной службы: «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности» [2]. Развитие наук, в том числе, юридической, внесло в содержание понятия «государственная служба» существенные изменения. Современные ученые правоведы исключают понимание государственной службы, как «деятельности лиц, занимающихся исключительно интеллектуальным трудом в противоположность к труду физическому, труду рабочих»[3]. Сегодня наибольшее распространение получило определение государственной службы, как деятельность определенной категории служащих в органе государственной власти на профессиональной основе, выражающей систему отношений, складывающихся при осуществлении ими полномочий государственных органов. И.А. Василенко определяет государственную службу следующим образом: «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов»[4].


Государственная служба, как социальная и государственно-правовая категория, - сложное общественное явление, отмечает Н.М. Конин. В этой связи существует необходимость рассмотрения ее как организационного и правового института. Государственная служба, как организационный институт, главным образом связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Организация деятельности по исполнению государственных задач и функций включает в себя несколько этапов:

  1. государство в лице своих высших органов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, специализирующиеся на определенных видах властной государственной деятельности;
  2. определяет систему органов в каждом из звеньев государственного механизма;
  3. формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного механизма;
  4. организует работу личного состава - служащих всех органов государственного аппарата.

Как правовой институт, государственная служба «включает совокупность правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий»[5].

А.Ф. Ноздрачев предлагает следующее определение государственной службы: «установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени»[6].

Научная литература предлагает различные классификации государственной службы. Так, Н.М. Конин предложил разделить государственную службу по сферам, отраслям, и видам государственной деятельности: «военная служба, служба в органах внутренних дел, государственная налоговая служба, служба в таможенных органах, служба в органах и учреждениях прокуратуры, служба судебных приставов, служебная деятельность государственных нотариусов и служебная деятельность аудиторов счетной палаты»[7]. На наш взгляд, предложенная классификация не отражает всего многообразия государственных органов.

По нашему мнению, В.М. Манохин предложил более удачную классификацию, где отражены следующие виды государственной службы: «федеральная государственная служба в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания - службу в аппарате высшей, законодательной государственной власти; федеральная государственная служба в системе исполнительной центральной государственной власти - в аппаратах Правительства, федеральных министерств и ведомств; федеральная государственная служба всех судов, составляющих судебную систему Российской Федерации; федеральная государственная служба в системе органов прокуратуры РФ; федеральная государственная служба в аппарате государственных контрольных органов - Счетной палаты Федерального Собрания, Контрольного управления администрации Президента РФ, других государственных контрольных органов» [8].


Научная литература содержит мнение о том, что необходимо дифференцировать федеральную государственную службу на федеральную государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу[9]. В соответствие со статьей 2 Федерального Закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя такие виды государственной службы как государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба[10].

Н.М. Конин отметил, что государственная служба выступает в роли межотраслевого института, который охватывает нормы многих отраслей права: административного, финансового гражданского, трудового и даже уголовного. «Однако, в большей своей организационной части служба есть важнейший административно-правовой институт»[11].

Основу федерального законодательства о государственной гражданской службе составляют федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ и федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ[12]. Дополнительно регулируют различные вопросы, связанные с государственной службой еще 56 нормативно – правовых документов РФ.

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой РФ.

Закон несет в себе определение основных видов государственной службы, основных принципов построения и функционирования системы государственной службы; а также определяет общие условия государственной службы, систему управления государственной службой.

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принят в соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Положения Закона отражают положительный отечественный опыт и опыт зарубежных стран по вопросам правового регулирования государственной гражданской службы.

Закон выступает первым системообразующим Федеральным законом прямого действия о гражданской службе, как об особом самостоятельном виде гражданской службы. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.


Законом гражданская служба определена как «институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги»[13]. Иначе, Закон выделяет гражданскую службу как всеобъемлющий институт государственного управления. Для охвата этого аспекта гражданской службы Закон определяет предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы - систему должностей; определяет обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих с тем, чтобы их действия были предсказуемыми, регламентируемыми законом, а также открытыми для оспаривания в суде и для проверки соответствующими контролирующими органами, например прокуратурой.

В Законе содержатся нормы, обеспечивающие взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой.

В рамках организационного аспекта гражданской службы в Законе наиболее обстоятельно регламентированы вопросы, связанные с системой должностей гражданской службы. Должностям государственной гражданской службы в Законе посвящена отдельная глава. В этой главе указанные должности классифицированы по категориям и группам, а также определены общие квалификационные требования по этим должностям.

Вопросы реализации Закона сейчас требуют особого внимательного отношения. Особое значение имеет подготовка законов и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам, по которым в Законе есть пробелы. Закон содержит все необходимые элементы, определяющие систему гражданской службы, но не регулирует ее во всех деталях. Детали должны регламентироваться в нормативных правовых актах «второго плана» - указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах субъектов РФ. Нормы Закона, требующие своего развития и детализации, столь многочисленны, что предстоит принять в ближайшее время в общей сложности более 60 важнейших подзаконных нормативных правовых актов. Естественно, что при такой пробельности Закона сейчас еще нельзя предъявить требования к гражданским служащим в полном объеме. Очевидно, что законодатель еще не обеспечил статус гражданского служащего всеми необходимыми гарантиями, правами и регламентами.

Вместе с тем практика показывает, что это абсолютно правильный прием правового регулирования государственно-служебных отношений: «детали могут и должны меняться, принципы должны оставаться неизменными».