Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Государственная служба Российской Федерации: сущность и законодательное обеспечение).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной службы Российской Федерации
Государственная служба Российской Федерации: сущность и законодательное обеспечение
Глава 2. Требования к лицам, поступающим на государственную службу Российской Федерации
Глава 3. Совершенствование организации труда муниципальных служащих
Глава 3. Совершенствование организации труда муниципальных служащих
В России в 2007 году был принят закон о профессиональной служебной деятельности муниципальной службы. Такой закон позволяет считать деятельность местного самоуправления официальной и эффективной работой. Трудовой процесс муниципальных служащих служит рациональным разделением труда, а так же эффективным внедрением новых форм различных технических и организационных нововведений, которые повлияют на эффективность служебной деятельности.
Конечно, как и для государственных служащих и муниципальных служащих, созданы требования для приема на такую службу. Такие как образования, опыт работы, а так же знания и умения в определенной сфере.
Существует три составляющей разделения труда муниципальных служащих такие как:
- функциональное;
- технологическое;
- квалификационное.
Рассмотрим подробно каждую категорию так, например функциональное разделение труда подразумевает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления и относительно самостоятельным сферам деятельности. Так, например, в городе Курске есть комитет жилищно-коммунального хозяйства, внутри каждого комитета есть подразделения, которые занимаются отдельными видами деятельности. Управление по жилищной политике реализует программу капитального ремонта, а управление по водоснабжению ведет государственную программу по водоотведению. Из этого можно сделать вывод, что в каждом подразделение есть свои обязанности, которые распределены руководителем.
Технологическое разделение труда - это разделение труда по видам работ и операций, закрепление их за определенными группами работников и отдельными исполнителями, что обеспечивает ориентацию на выполнение однородных видов работ и операций. Так же можно показать, что в Курске есть председатель комитета, у него есть свои обязанности работы, но так же он дает поручение заместителям и начальникам управления подразделений, которые в свою очередь дает задания на выполнение консультантам. Консультант может выполнять несколько поручений или одно задания.
Квалификационное разделение труда означает распределение обязанностей между работниками различных квалификаций с учетом сложности поручаемых им работ и занимаемой должности. Оно осуществляется внутри профессиональных групп специалистов и технических исполнителей в рамках структурных подразделений администрации. Квалификационное разделение труда обусловливает необходимость кооперации труда между отдельными муниципальными служащими внутри структурного подразделения, занимающими различные должности и имеющими различную квалификацию.
Совершенствования организации труда муниципальных служащих города Курска предлагаю следующее:
- повышать квалификацию муниципальных служащих города Курска;
- проводить аттестацию служащих для выявления не компетенции в органах;
- обеспечить устойчивое развитие кадрового потенциала;
- повысить качество и доступность муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми и территориальными органами Администрации города Курска.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, поступление на службу должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы. Подобрать нужного кандидата – дело непростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц. Для этого приходится тратить немало времени и средств, необходимо иметь обширную и объективную информацию о возможных кандидатах на те или иные должности.
Конституцией Российской Федерации и отраслевым законодательством закрепляются специальные условия реализации права на доступ к государственной службе. Под условиями поступления на государственную службу имеются в виду фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии которых, и могут возникнуть государственно-служебные отношения
Закрепленные в конституциях подавляющего большинства развитых стран принципы равенства и равного доступа к государственной службе делают невозможным установление в качестве критерия отбора кандидатов пола или происхождения лица. Согласно базовому в данной сфере Закону о системе государственной службы в Российской Федерации условиями поступления на государственную службу являются:
- наличие российского гражданства;
- владение государственным языком;
- достижение возраста 18 лет;
- соответствие квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной службы.
Таким образом, по итогам работы можно сделать следующие выводы. Устанавливая определенные требования к лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, законодатель так или иначе осуществляет ограничительное регулирование порядка реализации права равного доступа к государственной службе. В этой связи он также связан требованиями статьи 55 Конституции Российской Федерации. Между тем как, было показано в работе, указанные требования не всегда соблюдаются на практике. В связи с этим нами был сделан ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства с целью обеспечения конституционности таких ограничений.
Так, Закон о государственной гражданской службе не содержит требования к профилю образования (направлению подготовки) по должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп. Между тем это объективно необходимо, в связи с чем, данный пробел федерального законодательства устраняется на уровне локального нормативно-правового регулирования – актами соответствующих органов государственной власти. Как нам представляется, подобный подход является недопустимым с позиции конституционного права, поскольку любые ограничения конституционных прав граждан (в частности – права на равный доступ к государственной службе) должны устанавливаться исключительно федеральным законом. В этой связи, следует внести изменения в статью 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающие, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Содержащаяся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» формулировка квалификационных требований к стажу государственной службы страдает неопределенностью в части толкования понятия «стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки».
Как показано в работе, данное понятие, во-первых, допускает двойственное толкование в части специальности и направления подготовки, по которым имеется соответствующий стаж работы. Во-вторых, еще более неопределенным является термин «опыт работы». На наш взгляд все это создает возможности для неоправданного ограничения конституционного права на равный доступ к государственной службе. В этой связи нам представляется необходимым законодательно закрепить перечень работ и отдельных видов деятельности, которые должны учитываться при определении стажа, необходимого для замещения тех или иных должностей.
Замещение гражданским служащим должности при несоответствии квалификационным требованиям к данной должности, по смыслу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является недопустимым. Вместе с тем, названный закон не содержит конкретного основания прекращения служебного контракта в подобной ситуации. Использование же смежных оснований увольнения не всегда возможно, поскольку прекращение доступа к государственной службе может осуществляться не иначе как в точном соответствии с требованиями федерального закона. Полагаем необходимым закрепить в качестве императивного основания увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон служебного контракта, несоответствие гражданского служащего квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой должности.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.01.2016 г.)./ М.: ИНФРА-М, 2016. - 218 с.
- Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. – 1995. - № 31. - Ст. 2990.; 2003. - № 22. – Ст. 2063.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 22. - Ст. 2063.; 2016. - № 22. - Ст. 3091.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 2004. - № 31. - Ст. 3215.; 2016. - № 22. - Ст. 3091.
- Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 23. - Ст. 2199.; 2014. - № 19. – Ст. 2306.
- Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 (ред. от 15.11.2013) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. - 2005. - № 40. - Ст. 4017.; 2013. - № 46. – Ст. 5930.
- Приказ Росфинмониторинга от 27.04.2012 № 143 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 39.
- Приказ Минфина России от 15.06.2012 № 81н «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и их территориальных органов, назначаемыми на должность Министром финансов Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012.- № 42.
Специальная литература:
- Антонова Н. М. Проблемы реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. - № 3. - С. 63 - 65.
- Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2012. – 431 с.
- Гончарова Е. В. Проблемы правового регулирования ограничений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу // Экономика и социум. - 2015. - № 1-1 (14). - С. 22-26.
- Гришковец А. А. Государственная гражданская служба. Учебный курс // А. А. Гришковец, С. В. Фомина, Ю. В. Ростовцева. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2014. – 624 с.
- Жукова С. М. Государственная служба: учебное пособие. Оренбург: Оренбург: ОФ МГЮА, 2013. - 177 с.
- Иванов А. Н. Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации // Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, философия, юридические науки, религиоведение, история, социология, общественные науки) сборник статей Международной научно-практической конференции / под редакцией Н. Г. Карнишиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2014. - С. 79-82.
- Каранин К. В. Поступление на государственную гражданскую службу: противоречивость законодательства на федеральном и региональном уровнях // Города и местные сообщества. - 2015. - Т. 1. - С. 238-242.
- Каримов Д. Нужен ли опыт госслужбе? // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 45. - С.111 - 120.
- Кашанина Т. В. Основы российского права: Учебник для вузов / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2011. — 784 с.
- Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: дисс. … докт. юрид. наук. М., 2008. – 598 с.
- Конин Н. М. Административное право России: Учебник. - Саратов: СГЮА, 2012. - 474 с.
- Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 520 с.
- Липатов Э. Г. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»: постатейный / Э. Г. Липатов, Е. В. Масленникова, М. В. Пресняков и др. - М.: Ось-89, 2007. -256 с.
- Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристь, 1997. – 295 с.
- Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы// Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С. 20 – 28.
- Пресняков М. В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2007.- 152 c.
- Шмалий О. В. Принципы государственной гражданской службы как административно – правового института// Бизнес в законе. – 2008. - № 4. – С. 80 – 83.
-
Жукова С. М. Государственная служба: учебное пособие. Оренбург: ОФ МГЮА, 2013. – С. 34. ↑
-
Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - С. 271. ↑
-
Кашанина Т. В. Основы российского права: Учебник для вузов / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2011. — С. 175. ↑
-
Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2012. – С.179 ↑
-
Конин Н. М. Административное право России: Учебник. - Саратов: СГЮА, 2012. -
С. 104-106. ↑
-
Демин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для магистров / А. А. Демин. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2013. - С.49 ↑
-
Конин Н. М. Административное право России: Учебник. - Саратов: СГЮА, 2012. - С. 203-204. ↑
-
Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристь, 1997. - С. 196-197. ↑
-
Административное право Российской Федерации// Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2011. С. 194 ↑
-
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 22. - Ст. 2063.; 2016. - № 22. - Ст. 3091. ↑
-
Конин Н. М. Административное право России: Учебник. - Саратов: СГЮА, 2012. - С. 106. ↑
-
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 2004. - № 31. - Ст. 3215.; 2016. - № 22. - Ст. 3091. ↑
-
Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы// Законодательство и экономика. - 2012. - №12. - С.21. ↑
-
Шмалий О. В. Принципы государственной гражданской службы как административно – правового института// Бизнес в законе. – 2008. - № 4. – С. 81. ↑
-
Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: дисс. … докт. юрид. наук. М., 2008. - С.365. ↑
-
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.А. Козбаненко. – СПб: «Питер пресс», 2008. – С. 156. ↑
-
Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учеб. для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. - С. 316. ↑
-
Антонова Н. М. Проблемы реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. - № 3. - С. 64. ↑
-
Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. – 1995. - № 31. - Ст. 2990.; 2003. - № 22. – Ст. 2063. ↑
-
Липатов Э. Г. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»: постатейный / Э. Г. Липатов, Е. В. Масленникова, М. В. Пресняков и др. - М.: Ось-89, 2007. – С. 156. ↑
-
Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 23. - Ст. 2199.; 2014. - № 19. – Ст. 2306. ↑
-
Приказ Минфина России от 15.06.2012 № 81н «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и их территориальных органов, назначаемыми на должность Министром финансов Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012.- № 42. ↑
-
Приказ Росфинмониторинга от 27.04.2012 № 143 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 39. ↑
-
Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 (ред. от 15.11.2013) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. - 2005. - № 40. - Ст. 4017.; 2013. - № 46. – Ст. 5930. ↑
-
Каримов Д. Нужен ли опыт госслужбе? // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 45. - С.116. ↑
-
Пресняков М.В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2007. - С. 91. ↑