Файл: Центральные банки. Статус, цели, функции, роль в развитии экономики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЗОР
1.1 Сущность центрального банка
1.2 Центральный банк: цели, функции и роль в развитии экономики
ГЛАВА 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Сущность центрального банка Российской Федерации
2.2 Центральный банк Российской Федерации: цели, функции и роль в развитии российской экономики
Это приводит к росту других процентных ставок в экономике и широкому снижению процентных ставок, что стимулирует спрос на кредиты со стороны потребителей и предприятий. Банки в состоянии удовлетворить этот повышенный спрос на кредиты благодаря средствам, полученным ими от центрального банка в обмен на свои ценные бумаги.
В январе 2015 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) приступил к собственному варианту QE, обязавшись до сентября 2016 года купить облигаций на сумму не менее 1,1 триллиона евро в месяц в объеме 60 миллиардов евро. ЕЦБ запустил программу QE через шесть лет после того, как это сделала Федеральная резервная система, в стремлении поддержать хрупкое восстановление в Европе и предотвратить дефляцию, после того, как его беспрецедентный шаг по снижению базовой кредитной ставки ниже 0% в конце 2014 года увенчался лишь ограниченным успехом.[25]
В то время как ЕЦБ был первым крупным центральным банком, который экспериментировал с отрицательными процентными ставками, ряд центральных банков Европы, в том числе Швеции, Дании и Швейцарии, подтолкнули свои базовые процентные ставки ниже нулевой границы.
Меры, принимаемые центральными банками, похоже, побеждают в борьбе с дефляцией, но пока рано говорить, выиграли ли они войну. Между тем, согласованные действия по борьбе с дефляцией во всем мире имели некоторые странные последствия: [26]
- QE может привести к тайной валютной войне: Программы QE привели к падению основных валют против доллара США. В условиях, когда большинство стран исчерпало почти все свои возможности для стимулирования роста, обесценивание валюты может быть единственным оставшимся инструментом для стимулирования экономического роста, что может привести к тайной валютной войне.
- Доходность европейских облигаций стала отрицательной: более четверти долговых обязательств, выпущенных европейскими правительствами, или около 1,5 триллионов долларов, в настоящее время имеют отрицательную доходность. Это может быть результатом программы ЕЦБ по покупке облигаций, но это также может сигнализировать о резком замедлении экономики в будущем.
- Балансы центральных банков раздуваются: Крупномасштабные покупки активов Федеральной резервной системой, Банком Японии и ЕЦБ раздувают балансы до рекордных уровней. Сокращение этих балансов центральных банков может иметь негативные последствия.
В Японии и Европе покупки центральных банков включали в себя больше, чем различные негосударственные долговые ценные бумаги. Эти два банка активно участвовали в прямых покупках корпоративных акций с целью поддержания фондового рынка, что сделало Банк Японии крупнейшим акционером ряда компаний, включая крупнейшего производителя соевого соуса в стране Киккоман, опосредованно через крупные позиции в биржевых фондах (ETF).[27]
В настоящее время Федеральная резервная система, Европейский центральный банк и другие крупные центральные банки находятся под давлением с целью сокращения балансов, которые взлетели на воздух во время их рецессии (10 крупнейших центральных банков увеличили свои холдинги на 265% за последнее десятилетие).
Раскручивание или сужение этих огромных позиций, скорее всего, испугает рынок, так как поток предложения, скорее всего, удержит спрос в узде. Более того, на некоторых более неликвидных рынках, таких как рынок МБС, центральные банки стали единственным крупнейшим покупателем. В США, например, в условиях, когда ФРС больше не занимается закупками и вынуждена продавать, неясно, достаточно ли покупателей по справедливым ценам, чтобы забрать эти активы из рук ФРС. Опасение состоит в том, что цены затем обрушатся на этих рынках, создавая более распространенную панику. Если ипотечные облигации упадут в цене, то это означает, что процентные ставки, связанные с этими активами, вырастут, оказывая повышательное давление на ипотечные ставки на рынке и затухая с длительным и медленным восстановлением жилья.
Одна из стратегий, которая может успокоить опасения, заключается в том, чтобы позволить центральным банкам позволить определенным облигациям созреть и воздержаться от покупки новых, а не продавать их прямо сейчас. Но даже при постепенном отказе от покупок устойчивость рынков неясна, поскольку центральные банки являются такими крупными и последовательными покупателями на протяжении почти десятилетия.[28]
ГЛАВА 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Сущность центрального банка Российской Федерации
Решение о создании Государственного банка Российской империи было принято императором Петром III в мае 1762 года. Однако из-за переворота 28 июня 1762 г. и убийства царя проект не был реализован. Начало русско-турецкой войны 1768 г. и дефицит государственного бюджета вынудили Екатерину II, в свою очередь, обратиться к идее эмиссии бумажных денег, и в декабре 1768 г. она сформировала Государственный банкнот, который существовал до 1818 года и был заменён Государственным коммерческим банком, но первый центральный банковский орган в России был создан 12 июня [31 мая] 1860 года как Государственный банк Российской Империи, который был образован на базе Государственного коммерческого банка указом императора Александра II. Этот указ также ратифицировал устав банка. Согласно уставу, это был государственный банк, предназначенный для краткосрочного кредитования торговли и промышленности.[29][30]
В начале 1917 года банк имел одиннадцать филиалов, 133 постоянных и пять временных отделений и 42 агентства. 7 ноября 1917 г. Российский государственный банк был ликвидирован и заменен Народным банком, существовавшим до создания советского Госбанка. [31]
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был создан 13 июля 1990 года в результате преобразования Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Он был подотчетен Верховному Совету РСФСР. 2 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому Банк России стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В июне 1991 года Устав был принят Банком России. 20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен, а все его активы, обязательства и имущество в РСФСР были переданы Центральному банку Российской Федерации (Банку России), который затем был переименован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России). С 1992 года Банк России начал покупать и продавать иностранную валюту на созданном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.[32]
Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) является высшим органом денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации. Он определяет и проводит денежно-кредитную политику Российской Федерации, осуществляет надзор за деятельностью коммерческой банковской системы и поддерживает платежную систему. Кроме того, ЦБ РФ владеет контрольным пакетом акций Внешторгбанка (контролируемого государством внешнеторгового банка) и Сбербанка (государственного сберегательного банка). Правовую основу деятельности Внешторгбанка составляют Конституция Российской Федерации[33] (ратифицирована в декабре 1993 года) и "Пересмотренный закон о Центральном банке" (принят в апреле 1995 года, изменивший в 1990 году "Закон о Центральном банке" РСФСР). Как конституция, так и новая редакция закона предоставляют ЦБ РФ высокую степень формальной независимости от правительства. Хотя ученые расходятся во мнениях относительно степени фактической политической независимости ЦБ РФ в период посткоммунистического перехода, все они согласны с тем, что его политика сыграла ключевую роль в экономическом развитии России. [34]
Россия основала ЦБР в июле 1990 г., а его первым директором стал академик Георгий Матюхин. Это произошло в контексте ожесточенной борьбы за суверенитет между советским центральным правительством во главе с Михаилом Горбачевым и правительством Российской Федерации во главе с Борисом Ельциным. Российские власти преобразовали филиал Госбанка СССР (Госбанк) в ЦБ РФ в попытке получить местный контроль над российскими денежно-кредитными и банковскими делами. Впоследствии как советское, так и российское правительства предприняли многочисленные шаги по усилению влияния своих центральных банков, и эта так называемая "война банков" стала одной из первых попыток учреждения республиканского уровня оторваться от центра. Борьба закончилась распадом СССР в декабре 1991 года. 1 января 1992 года ЦБ РФ принял на себя остаток ресурсов Госбанка в России, и Госбанк официально прекратил свое существование.[35][36]
В апреле 1992 года руководство ЦБ РФ перешло от Матюхина к бывшему директору Госбанка Виктору Геращенко. Многочисленные спорные инциденты характеризовали первый срок пребывания Геращенко на посту главы ЦБ РФ (1992-1994 гг.), такие как принятое в июле 1992 г. решение ликвидировать взаимно накапливающийся долг российских предприятий, формально положив тем самым конец российскому флирту с "шоковой терапией"; неожиданное введение новой российской валюты в июле 1993 г.; а также поддержка Геращенко российского парламента после принятия Ельциным в сентябре 1993 г. решения о его роспуске. Геращенко потерял работу в ноябре 1994 года в результате обвала курса рубля в "черный вторник" (11 октября). Его заместитель Татьяна Парамонова занимала должность и.о. директора ЦБ РФ до ноября 1995 года, когда Госдума РФ утвердила бывшего и.о. министра финансов и коммерческого банкира Сергея Дубинина главой ЦБ РФ. Дубинин был изгнан после масштабного финансового кризиса в России в августе 1998 года, в котором многие обвиняли политику ЦБ РФ. Геращенко сменил Дубинина и до своей отставки в марте 2002 г. занимал пост главы ЦБ РФ во второй раз. Вскоре после этого Госдума утвердила в качестве нового директора заместителя министра финансов России Сергея Игнатьева. [37][38]
Сегодня же в 2020 году, 6-тым председателем Центрального Банка Российской Федерации с 24 июня 2013 года, является Набиуллина, Эльвира Сахипзадовна. В 2013 году Набиуллина была назначена главой Центрального банка России, став второй женщиной после Татьяны Парамоновой, занимающей эту должность, и, таким образом, первой россиянкой в "большой восьмерке". В мае 2014 года она была названа одной из самых влиятельных женщин в мире по версии журнала Forbes, который отметил, что "перед ней была поставлена сложная задача управления обменным курсом рубля во время политического кризиса в Украине и содействия росту экономики, пытающейся избежать рецессии". Стремясь остановить падение курса рубля, Центральный банк России под ее руководством повысил процентные ставки, сохранил свободный обменный курс и сдерживал инфляцию, тем самым стабилизировав финансовую систему и повысив доверие иностранных инвесторов. Журнал Euromoney назвал ее своим руководителем Центрального банка на 2015 год.
В 2017 году британский журнал The Banker выбрал Набиуллину в качестве "Центрального банкира года, Европа". [39]
2.2 Центральный банк Российской Федерации: цели, функции и роль в развитии российской экономики
Статья 75 Конституции Российской Федерации[40] устанавливает особый правовой статус Центрального банка Российской Федерации, предоставляет ему исключительное право эмиссии валюты (часть 1), а также защиту рубля и обеспечение его устойчивости, что является его основной функцией (часть 2). Статус, цели, функции и полномочия Банка России определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ[41] «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.[42][43]
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями Банка России являются: защита рубля и обеспечение его устойчивости; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его устойчивости. [44]
Ключевым элементом правового статуса Банка России является его независимость, которая предполагает, прежде всего, что Банк России является специальным публично-правовым институтом, обладающим исключительным правом эмиссии валюты и организации ее обращения. Банк России не является органом государственной власти, но его полномочия по существу являются функциями органа государственной власти, поскольку их осуществление предполагает использование государственного принуждения Банк России осуществляет функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", самостоятельно от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Его самостоятельный статус отражен в статье 75 Конституции[45] Российской Федерации и статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".[46]
Законодательные полномочия Банка России предполагают его исключительное право издавать обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [47]и иными федеральными законами. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Банк России не вправе инициировать законодательство, но участвует в законотворческом процессе не только в силу издания собственных нормативных правовых актов, но и в силу того, что проекты федеральных законов или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся осуществления Банком России своих функций, должны представляться в Банк России на рассмотрение и утверждение.[48][49]