Файл: Личностная зрелость человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

1.1. ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ЯВЛЕНИЕ

В настоящее время имеется большое количество определений зрелости личности, что говорит об отсутствии понимания основных факторов данной категории. Исследования явления зрелости личности опираются на постулат о том, что психика человека принадлежит как социальному, так и индивидуальному мирам, таким образом зрелость личности рассматривается как психологическое и социальное явление. Большинство авторов выделяют социально ориентированные и индивидуально ориентированные критерии зрелости личности. В первом случае личностная зрелость называется социальной (социально-психологической), а во втором – психологической. Таким образом предоставляют критерии в своих работах А.Л. Журавлев [4] и Е.В. Панькина [8].

Рассматривая социально-психологические показатели личностной зрелости, нужно выделить две сферы отношений человека: с близкими - «Я – Другие» и с обществом «Я – Общество». Большинство исследователей выделяют в сфере «Я – Другие» несколько основных характеристик зрелой личности:

  • потребность в заботе о других людях;
  • способность к психологической близости с другим человеком;
  • полагание своего бытия в других людях.

Критерии в сфере «Я – Общество» подробно рассмотрены в работах В.В. Орловой, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаевой. Они выделяют:

  • ценностные ориентации;
  • социальные и нравственные нормы;
  • убеждения и установки.

Л. Колберг под моральной зрелостью человека понимает приверженность универсальному принципу справедливости, выход за пределы своей жизни и решение проблем совершенствования, развитие как своего общества, так и всего человечества. Б. Г. Ананьев [1] трактует зрелую личность как общественно активную, гражданина страны в полном смысле слова. Развитие личности А. А. Меграбян напрямую связывает с развитием нравственного сознания, Э. З. Омаров выделяет как критерий зрелости личности способности к активному участию в жизни общества. Все эти критерии обеспечивают определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми [7].

К. Юнг назвал движение человека к зрелости – индивидуацией. Под данным термином он понимал приближение человека к себе, осознание своей изначальной и полной сущности. Способности к эффективному использованию человеком своих знаний и способностей, конструктивной решение различных жизненных проблем на пути к самореализации являются индивидуально ориентированными показателями в системе «отношения к себе». Э. Фромм особенно выделяет ответственность, по его мнению, если человек думает, что у него нет выбора и что он является жертвой обстоятельств, то таким образом он снимает с себя личную ответственность. Сам Фромм обозначил этот процесс как «бегство от свободы». Свобода в свою очередь может быть определена как осознание человеком возможности совершать поступки, как понимание им необходимости выбора определенного вида ответственности.


Зрелая личность – это социально адаптированная личность, которая усвоила нормы социальных систем разных уровней и в то же время индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Так рассматривается проблема зрелости личности в теориях анализа социальной зрелости. Отечественный психолог М.Ю. Семенов отмечает, что зрелая личность – это тип личности, который отличается личностным ростом, имеющий единство личностных черт и личностных ориентаций, развитое нравственное сознание и сложившуюся мотивационно-потребностную сферу.

В зарубежной психологии в целостном подходе Д. Магнуссона в приоритете изучение целостной личности, именно она становится единицей анализа, а не отдельные ее компоненты. Согласно Д. Магнуссону развитие личности доступно только при использовании топологического анализа, при составлении профиля личности и выделении психологических типов.

Г. Олпорт рассматривает зрелость личности в единстве личностных черт, ценностных ориентаций и способности грамотно воспринимать себя и людей.

Е.Л. Доценко предоставил одно из наиболее полных описаний составляющих личностной зрелости. Для этого он использовал следующие критерии:

  • ответственность – возможность выбора, готовность принимать обязательства, способность реализовывать задуманное;
  • целостность – целеустремленность, которая характеризуется мотивационной согласованностью, а именно подчиненностью мотивационных структур вершине (ядру);
  • субъектность – человек как «автор» собственной жизни, смелый, инициативный, самодостаточный, амбициозный, способный выдерживать различные испытания;
  • готовность к риску – способность найти выход из сложного положения, имеет представление желаемого будущего, адекватная самооценка, рефлексивность, реалистичность уровня притязаний, открытость, толерантность, принятие других, гибкость.

Существует иной взгляд на проблему развития личности, который опирается на мысль о том, что социальный мир входит в индивидуальный при помощи взаимодействия с обществом и ближайшим окружением. Для понимания социальности мы опираемся на взгляды Л. С. Выготского, который полагал, что высшие психические функции имеют социальное происхождение. Социальность, по мнению Выготского, является взаимодействием индивидов, в результате которого посредством интериоризации формируется система, определяющая жизнь человека. Это является центром всей проблемы внутреннего и внешнего по мнению Выготского [3].


В качестве основного условия личностного роста А. Н. Леонтьевым рассматривается социальная ситуация развития, которая, в свою очередь, включает в себя систему отношений, различные формы и типы деятельности. Становление человека как личности многопланово и современные теории, а также основанные на них методы развития в большинстве своем абсолютизируют роль отдельных аспектов, порождая при этом множество классификаций возрастных периодов.

Период взрослости представляет значительный отрезок жизни личности и с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Внутри периода взрослости выделяют подпериоды: ранняя, средняя и поздняя взрослость. Данные периоды не имеют четких границ, поэтому имеются заметные расхождения во взглядах на установление возрастных границ.

Можно сказать, что изучение зрелости личности по критериям социально и индивидуально-ориентированным изолированно, а также малопродуктивно. Причиной является их интеграция, которая порождает качественно новые субъектные интегративные образования: именно они обеспечивают целостность зрелости личности и по-особенному её организуют. Поэтому для изучения зрелости личности важно анализировать процесс её становления, развития, исследуя как критерии, которые зарождаются в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов социальной зрелости, так и, в свою очередь, показатели субъектности [6].

1.2. ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ЭТАП И КАЧЕСТВО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что с начала периода зрелости развитие останавливается и вместо него происходит изменение различных психологических характеристик. Э Клапаред полагал, что зрелый возраст равен остановке в развитии и сравнивал его с «окаменелостью». То есть, зрелость – это цель и в то же время окончание развития. Однако, многочисленные современные исследования показали, что процесс развития человека безграничен, поскольку развитие является основным способом существования личности.

Развитие личности на этапе зрелости обладает специфическими психологическими особенностями:

  • Выполнение социальных и профессиональных ролей;
  • Дети уходят из семьи родителей и, соответственно, изменение образа жизни;
  • Менопауза;
  • Изменение в интеллектуальном и физическом развитии и др.
  • Часто люди одного возраста схожи основными личностными чертами. Но судьбы у всех разные и чем больше мы будем сравнивать, тем более важными будут их различия. Е.Б. Старовойтенко осуществил важный анализ степени зрелости личности и ее жизненных отношений, основываясь на неповторимости каждой личности, многообразии ее проявлений в зрелом возрасте. Перечислим факторы различия типов личности:
  • Глубина, полнота, разносторонность связей человека с обществом;
  • Активность личности при освоении разнообразныхв идов общественной деятельности;
  • Эффективность развития личности в качестве субъекта отношений и деятельности общества;
  • Уровень организации личностью своей общественной жизни;
  • Мера преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций;
  • Устойчивость и объем общественно значимых позиций человека;
  • Уровень продуктивности деятельности и масштаб перемен, которые совершает личность в социальных отношениях и собственной жизни.

Е.Б. Старовойтенко предложил структурное описание типов отношений, необходимые человеку для включения в процесс совершенствования общества и характеризующих его как социально зрелую личность. В данную структуру входят типы:

  • зрелое интеллектуальное отношение к жизни;
  • деятельностнопродуктивное;
  • зрелое профессиональное;
  • социально активное;
  • зрелое нравственное;
  • эстетическое;
  • осознанное отношение личности к себе - субъекту жизни.

Основным признаком личностной зрелости является осознание ответственности, а также стремление к ней. Таким образом, это личность, которая отвечает за содержание своей жизни и которая ответственная перед собой и другими людьми [14].

Период зрелости является пиком пути жизни, когда человек здоров, полон сил и знаний. К этому времени человек достигает профессионального мастерства и определенного положения в обществе. В этот период обычно энергии и сил на порядок меньше, чем раньше, но профессиональные задачи выполняются успешнее благодаря богатому опыту. Человек в этот период стоит на пике в разнообразных сферах социальной жизни и является центральным звеном в социальной и возрастной структуре общества. Такая новая позиция влечет за собой подведение итогов, поэтому людям данного возрастного периода важно жить по принципу «здесь и сейчас», так как они находятся между двумя поколениями. Зрелый человек наделен определенной ответственностью, поскольку они занимают роль хранителей и глав семей. В то же самое время некоторые люди оказываются в роли бабушек и дедушек, и для них это является деятельностью, которая приносит удовлетворение.

В период зрелости личности меняется и семейная жизнь, поскольку выросшие дети покидают родительский дом и супруги остаются одни. Здесь особенно выделяются два варианта развития событий: во-первых, муж и жена могут обнаружить, что стали чужими людьми и, как следствие, расстаются, а во-вторых, появляется возможность ренессанса, возрождения взаимной любви.

Основными чертами зрелой личности являются эмоциональная гибкость, высокое внимание к самореализации в различных сферах, адекватность устремлений, осознание важности пространства своего развития, особенное внимание к своему здоровью, а также стремление к стабильности.

Развитие как необратимый, закономерный и направленный процесс имеет цель. Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И.М. Сеченовым и развита позднее Н.А. Берштейном. Содержание хода психического развития человека подчинено определенной цели, содержание которой обуславливает содержание процесса развития.


Для человека цель выступает в качестве результата, который представляется идеальным. Согласно точке зрения П.К. Анохина, цель (результат), исполняет роль системообразующего фактора, который обуславливает весь ход развития системы в каждом возрастном периоде.

Наиболее полно раскрыть свой потенциал позволяет профессиональная деятельность личности. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. В границах деятельности выстраиваются в иерархию ценности, выражающие неповторимость личности, актуальный жизненный мир. Полагаясь на свой опыт, разум и чувства, взрослая личность формулирует для себя крупные цели. Взрослый человек не боится для достижения целей пойти по непроторенным путям, проявляя одержимость при осуществлении захватившего её замысла, концентрируют свои физические и душевные силы на его выполнении, реализуя свой творческий потенциал и, при этом, не уходя от ответственности за последствия.

Благодаря развитому социальному интеллекту и устойчивому стремлению к объективности, зрелой личности присуще принятие себя и других такими, какие они есть, непосредственность в поступках и искренность в выражении своих мыслей и чувств, открытое и честное поведение во всех ситуациях, неприятие условностей, но несопровождаемое грубыми по форме попытками их игнорирования. При установлении с людьми доброжелательных личных отношений не забывают об интересах дела. Одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при изучении периода взрослости является понятие «зрелость» применительно к возрастному аспекту развития и ее критерии. Б.Г. Ананьев, рассматривая понятие зрелости, пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Так зрелость человека, как индивида, он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии ее определения представлялись как исторические и социальные (связанные с образованием), в еще большей степени эти критерии определяют гражданскую зрелость [1; 2].

Таким образом, каждый возраст имеет общие для всех индивидов задачи и трудности их выполнения. Центральной же задачей развития в период взрослости является достижение непосредственно самой «зрелости», которая выполняет функции регуляции, обеспечения целостности организации жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития.