Файл: Личностная зрелость человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод по главе 1

В данной главе было изучено понятие личностной зрелости как явления, а также рассмотрен процесс становления личности как этапа и качества в психическом развитии человека. Таким образом, нужно отметить, что внутри периода взрослости выделяют подпериоды: ранняя, средняя и поздняя взрослость.

Для изучения зрелости личности важно анализировать процесс её становления, развития, исследуя как критерии, которые зарождаются в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов социальной зрелости, так и, в свою очередь, показатели субъектности.

Основной задачей развития в период взрослости является достижение «зрелости», которая выполняет функции регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития.

Зрелая личность - это личность трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемая к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющая свои цели обязательно реализовывать.

«Зрелость» и ее критерии исследовались Б.Г. Ананьевым, он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А.А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. И в той и другой парадигме существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». А.А. Реан выделяет четыре компонента или критерия личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них - позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

2.1 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Границы периода ранней взрослости не имеют строгих рамок, поскольку, как отмечает А. А. Реан. [9], объективные показатели расцвета сил личности часто не совпадают с субъективными. В среднем эти границы находятся в возрасте от 20 до 40 лет. На самовосприятие человека влияют множество факторов, такие как уровень образования, социально-экономический статус, особенности профессиональной деятельности. Поэтому все больше утверждается позиция Г. Крайг [5], который утверждал, что главная характеристика взрослости – независимость от своего хронологического возраста, поскольку зрелость определяется изменением мышления, поведения и самой личности человека, а это, в свою очередь, обусловлено целями человека, его установками, опытом и родом занятий.


Э. Эриксон утверждал, что важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, – установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности является непрекращающимся процессом. Взрослым важно структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.

Согласно теории Э. Эриксона, главным результатом развития личности в период ранней зрелости является душевная теплота, понимание, доверие и способность делиться с окружающими [12]. По мнению Б. Г. Ананьева, важным результатом данного периода является достижение трудовой и умственной зрелости.

А. А. Реан рассмотрел четыре критерия личостной зрелости в ранний период:

  • Ответственность. Она формируется в процессе деятельности, в предоставлении человеку свободы выбора и ответственности за него. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, ответственность является самым глубоким и принципиальным отношением к жизни. Причем, ответственность – это не только осознание последствий, но и ответственность за упущенное;
  • Терпимость. Она бывает сенсуальная – повышенный порог чувствительности к воздействиям среды, и диспозиционная – готовность к определенной реакции на среду. Терпимость связана с отношением человека к миру, его мировоззрением;
  • Саморазвитие. Оно является главнейшим составляющим. В период ранней зрелости потребность в саморазвитии является наиболее актуальной, а также с ней связана профессиональная успешность. Самоактуализация может проявляться в служении делу, любви к другому человеку, увлечении значимой работой;
  • Интегративный компонент. В него входят ответственность, терпимость и саморазвитие, которые определяют позитивный взгляд на мир [9].

А. А. Бодалев выделяет характеристики человека, достигшего периода ранней зрелости – активное отражение действительности и умение в ней ориентироваться; фиксация всех основных связей действительности, умение грамотно расставлять приоритеты; в картине мире отображается все значимое [2].

Г. С. Абрамова – представительница гуманистического подхода, считает, что основными задачами в ранней зрелости являются создание семьи и достижение интимности. Одновременное пребывание в потоке жизни и быть вне его, не задерживаться на собственных переживаниях, а, вместо этого, поняв причины данных переживаний, быть над ними, умение находить решение о способ осуществить его – является демонстрацией зрелой личности.


В данном возрасте импульсивность поведения уменьшается, это позволяет человеку принимать более взвешенные решения. Человек в данном возрасте решает множество жизненных проблем, таких как брак, рождение детей и выбор профессии. Таким образом мотивы поведения поддерживаются, расширяются или подрываются.

Ближе к 30 годам практические ценности приходят на смену романтическим. Вперед выступают факторы мотивации труда – заработная плата и материальные поощрения. Человек в этом возрасте более адекватно оценивает свои возможности, корректирует жизненные цели. Особенно важной ценностной ориентацией становится семья и счастливая семейная жизнь.

Заметны изменения в системе ценностей. У мужчин в 20-23 года на первом плане творчество и работа, а у женщин любовь и создание семьи. В 30-33 года у мужчин на первом месте становится семья, здоровье, материальная обеспеченность, у женщин - семья, уверенность в себе и творчество.

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, проведением свободного времени и досуговой деятельности, которая помогает воплотить нереализованный потенциал.

Задачи ранней взрослости:

    • выбор супруга (и);
    • подготовка к супружеской жизни;
    • создание семьи;
    • принятие гражданской ответственности;
    • воспитание детей;
    • ведение домашнего хозяйства;
    • начало профессиональной деятельности;
    • нахождение конгениальной социальной группы.

Проведенный анализ подходов по теме зрелости личности позволяет сказать, что достижение зрелости является центральным направлением развития в период ранней зрелости. В этот возрастной период закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития человека.

2.2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ СРЕДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Границы среднего периода зрелости варьируются от 40 до 60 лет. В это время человек оказывается в других психологических условиях, поскольку это поколение определяет развитие и жизнь общества. В этом возрасте человек имеет богатый жизненный и профессиональный опыт. В этом возрасте наблюдается кризис. Его называют кризисом среднего возраста. Человек осознает, что прожил половину жизни, поэтому пересматривает свои достижения и оценивает себя. Часто возникает ощущение, что «жизнь прошла зря» и «время уже потеряно», с юношескими мечтами уже можно распрощаться, а также с планами в карьере и личной жизни. В результате этого могут быть депрессивные состояния, поскольку многие считают, что лучшая половина жизни пройдена. Верхняя граница связана с достижением пенсионного возраста.


Но другие считают, что этот период является лучшим временем, когда человек еще здоров, не имеет тревог более юного возраста, которые связаны с личной жизнью и карьерой. Современные психологи считают, что кризис середины жизни является скорее исключением, чем правилом, поскольку данный период связан с переосмыслением целей. В таком случае, если кризис происходит, то выходом из него будет обретение нового смысла.

Отмечено, что такому кризису больше подвержены люди, имеющие более высокий социальный статус, а также люди, избегающие самоанализ, не замечающие перемен в жизни и собственном организме. Работоспособность сохраняется на прежнем уровне и это позволяет сохранять физическую активность. В данный период продолжается развитие способностей, которые связаны с профессиональной деятельностью, но интенсивность развития зависит от собственных усилий человека по своему интеллектуальному развитию, систематичности и интенсивности интеллектуальной деятельности. Одно из важнейших достижений данного возраста – мудрость – человек научился правильно оценивать ситуацию и информацию и справляться с неопределенностью [14].

«Выше головы» – именно этим выражением воспользовался Р. Кеган, чтобы описать сложность ролей и обязанностей взрослого человека. Такая характеристика хорошо подходит для среднего возраста, поскольку это временя, когда взрослые люди начинают осмысливать непрерывно меняющиеся требования, которые предъявляются к ним. С одной стороны, можно говорить о том, что в среднем возрасте сложно обрести «почву под ногами», так как стремительный поток событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения, но, с другой стороны, верно и то, что период средней взрослости – это время относительного постоянства и преемственности в развитии личности и видов на будущее.

Несмотря на испытываемое давление со стороны внешних изменений, внутренние изменения происходят не так быстро и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями. Осмысление и переоценка жизни в среднем возрасте происходят в контексте этих изменений и сохранения преемственности. Эти размышления и переоценки происходят в области трех миров, которые связаны между собой, а именно:

  • личного мира;
  • мира семьи;
  • профессионального мира.

Однако эмоциональная сфера развивается в этом возрасте неравномерно, так этот это время расцвета семейной жизни, карьеры и творчества. Главную позицию занимает труд, и он становится одним из важнейших источников чувств и эмоциональное состояние начинает влиять на успешность трудовой деятельности.


Также, меняется и структура мотивации – у человека появляется желание действовать быстро и очень скоро получить результат, таким образом он стремится удовлетворить сразу все свои потребности, а именно реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В итоге, происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.

"Я-концепция" обогащается новыми "Я-образами" с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть "Я-концепции" — самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок.

Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному "Я". Самооценки приобретают обобщенный характер. "Я-образ" развивающейся личности превращается в "Я-образ", связанный с развитием зависящих от человека людей (детей, учеников, подчиненных).

Ведущим видом деятельности является труд, а также успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом.

В возраст средней зрелости в организме начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему необходимо приспособиться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело.

Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем. В возрасте 41—46 лет самого высокого уровня развития достигает внимание. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для обучения и самообразования, сохраняют возможности для познавательной деятельности.

Таким образом, у людей этого возраста, отмечается некоторое снижение характеристик психофизических функций. Это не отражается на функционировании когнитивной сферы личности. Это позволяет сохранять трудовую и творческую активность.