Файл: Личностная зрелость человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вербально-логические функции возраста в зрелые годы вплоть до 50 лет и начинают снижаться к 60 годам [15].

Задачи средней взрослости:

    • достижение гражданской и социальной ответственности;
    • достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;
    • выбор подходящих способов проведения досуга;
    • помощь детям стать взрослыми;
    • усиление личностного аспекта супружеских отношений;
    • принятие физиологических перемен и приспособление к ним;
    • приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Ряд исследований, связанных с проблемой кризиса, подтвердил, что путь, которым человек проходит середину жизни, зависит от следующих переменных:

  • оценка;
  • временная ориентация;
  • способы преодоления;
  • базовая структура личности.

Характеристики кризиса середины жизни:

    • убывание физических сил и привлекательности;
    • осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования;
    • «социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.

Идея кризиса середины жизни, подобно кризису самоопределения, обращена в большей мере к феноменам, связанным с развитием, чем к патологическим феноменам. Это проявляется в существенном изменении точки зрения личности на жизнь. Конечно, кризис – это переходный период, процесс последовательных внутренних и внешних изменений. Все этиизменения могут составлять период внутреннего беспорядка и внешних страданий, предшествующих новой жизненной позиции, описываемой Э. Эриксоном как генеративность.

2.3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Возраст старше 60 лет называют геронтогенезом, то есть периодом старения. Люди в данном периоде подразделяются на три категории:

  • Люди пожилого возраста;
  • Люди старческого возраста;
  • Долгожители.

Процесс старения сопровождается определенными изменениями, касающихся главным образом здоровья. Люди в этом возрасте физически слабее, сосудистая и иммунная системы ослабевают, меняется внешнее состояние тела, особенно кожи. Большинство сенсорных функций, такие как слух, зрение, ощущения и восприятие ухудшаются. Наблюдается спад интеллектуальных функций, которые связаны со скоростью обработки информации, а также снижение когнитивных процессов. Логическая связь в этом возрасте является основой памяти, таким образом пожилые люди хорошо запоминают то, что им может пригодиться. Снижение познавательной функции объясняется разными причинами – прямыми или косвенными. К прямым относят заболевания мозга, такие как болезнь Альцгеймера, к косвенным относится общее ухудшение здоровья человека, низкий уровень образования, отсутствие стремления к познавательной деятельности.


Для пожилого возраста характерны определенные изменения в эмоциональной сфере, такие как сильное нервное возбуждение, склонность к беспричинной грусти, погружение в своей внутренний мир, снижение способности справляться с различными жизненными ситуациями. Это, в свою очередь, лишает яркости новые впечатления и отсюда возникает привязанность к прошлому.

Выход на пенсию изменяет социальную роль человека, оказывая большое влияние на мотивационную сферу. Перешагнув рубеж в 60 лет, имея крепкое здоровье, человек еще движим прежними потребностями, к ним относится потребность в самореализации, передаче духовного и материального наследства следующему поколению, активное участие в жизни общества. После 70 лет более важным становится поддержание здоровья, поэтому пропадает желание участвовать в жизни общества. Но, несмотря на это, интерес к творчеству, к тому что называют хобби, не ослабевает.

Важным показателем психологического здоровья в старости является чувство удовлетворенности жизнью, это проявляется в наличии интереса к жизни. Особенное значение приобретают семейные отношения, дающие чувство стабильности.

Я-концепция данного периода является сложным образованием, оно включает в себя избирательную память, которая отражает события таким образом, чтобы сохранить основные позиции личности, то есть обогащена всем, что наиболее важно в жизни человека. Позитивная Я-концепция обеспечивает развитие и оптимистичный подход к жизни, позволяет замедлить физическое старение и вносит творческий компонент в самоактуализацию. Негативная Я-концепция обуславливает неадаптивное старение.

К факторам, влияющим на поведение пожилого человека, можно отнести:

  • Снижение психофизических возможностей;
  • Разобществление – уход из активной жизни общества;
  • Материальное благосостояние;
  • Потеря близких людей, одиночество;
  • Осознание приближающегося осознания жизни.

Часть пожилых людей воспринимают старость негативно, теряя интерес к жизни. Но другая часть вырабатывает спокойное отношение. У таких людей жизнь наполняется умиротворением, это зависит от личных установок человека.

Главными факторами развития для продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творчество [10].

Характерным для пожилого человека является:

    • смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажи иерархии;
    • «выпячивание» отдельных потребностей (потребности привязанности, страх одиночества, потребности порядка, стабильности), что нарушает диалектику потребностей и затрудняет общий процесс саморегуляции;
    • возникновение «сдвоенных потребностей».

Задачи пожилого возраста:

    • приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья;
    • приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов;
    • приспособление к смерти супруга(и);
    • установление прочных связей со своей возрастной группой;
    • выполнение социальных и гражданских обязательств;
    • обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

Р. Пэк выделяет самые важные проблемы развития взрослого человека в возрасте поздней зрелости:

    • Дифференциация Эго против поглощенности ролями. Происходит переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.
    • Трансцендентация тела против поглощенности телом. Изменение, относящееся к способности индивида избегатьсосредоточения на недомоганиях, сопровождающих старение.
    • Трансцендентация Эго против поглощенности Эго. Имеет особенно важное значение в старости. Люди, встречающие старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении.

Вывод по главе 2

В данной главе были рассмотрены возрастные периоды личностной зрелости, а именно период ранней, средней и поздней взрослости.

Проведенный анализ подходов по теме зрелости личности позволяет сказать, что достижение зрелости является центральным направлением развития в период ранней зрелости. В данный период закладывается основа для достижения зрелости в дальнейшие периоды развития человека.

Таким образом, у людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается некоторое снижение характеристик психофизических функций. Но это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы личности, не снижает её работоспособность. Это позволяет сохранить людям данного возрастного периода активность в труде и творчестве. Ведущим видом деятельности является труд, а также успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию. В этом периоде отмечается кризис среднего возраста. Процесс старения отражается на состоянии здоровья. Также наблюдается снижение работы когнитивной (познавательной) сферы. Возможна эмоциональная неустойчивость, лабильность.

Период поздней зрелости характеризуется серьезными изменениями всех сфер. Главным образом, это качается физического здоровья, поскольку начинается, так называемый процесс увядания. Познавательная активность несколько снижена и зависит от личной заинтересованности человека в получении новых знаний, а также от его личностных психологических характеристик.


Подводя итог, можно утверждать об изменениях, которые касаются познавательной и мотивационной сфер жизни человека, изучаемая нами в данной работе любознательность зависит от возрастного периода жизни личности.

Заключение

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что период зрелости является наиболее ответственным периодом жизни, поскольку определяются жизненные цели, творческий путь и в результате этого создаются духовные и материальные ценности общества. Усиление взаимосвязи различных свойств и характеристик, накапливание новых потенций развития, возрастная целостность и интегрированность психологической организации являются показателями зрелой личности.

Зрелость - это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет. Период взрослости характеризуется переходом к независимости, происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности.

В числе задач развития для возраста ранней зрелости находится выбор супруга(и); создание семьи; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности и др.; для средней зрелости – достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др.; для поздней зрелости – приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья; приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов; выполнение социальных и гражданских обязательств; обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением.

В период средней зрелости наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.


Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми (снижения интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга, например болезнь Альцгеймера (вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых) и сосудистые поражения мозга) или косвенными (общее ухудшение здоровья человека, низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности).

Разработка психологической концепции личностной зрелости как системного качества человека на основе анализа возрастно-полового и дифференциального подходов позволяет решить множество актуальных проблем, которые связаны с вопросами онтогенеза и развития. Зрелость является качеством личности, которое обуславливает способы самоактуализации, жизненные стратегии. Именно зрелость характеризует человека как непрерывно развивающуюся целостную систему, которая не сводится к характеристикам ее структурных компонентов и отдельных её аспектов, а также определяет личность как сложное системное образование. Такое образование можно описать в терминах «гармоничность», «иерархизированность», «соподчиненность свойств». В целом функцией личностной зрелости является регуляция процесса онтогенеза в личностно обусловленный процесс, который приобретает индивидуальные черты. Таким образом, любознательность как свойство личности подвергается изменениям на разных возрастных этапах зрелости личности и имеет свои особенности на каждом из них.

Список используемой литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды/Б.Г. Ананьев. – В 2-х т. – Т.1. –М.: Просвещение, 1980. -372с.;
  2. Бодалев, А.А. Вершины в развитии взрослого человека: [Текст]/А.А. Бодалев. – СПб.: Питер, 2007 г.;
  3. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 52–65.;
  4. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журн. 2007. Т. 28, № 2. С. 44–55.;
  5. Крайг, Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2008. – 992с.;
  6. Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход;
  7. Омаров Э. З. Особенности личной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей : дис. … канд. психол. наук. Тюмень, 1997. 185 с.;
  8. Панькина Е. В. К вопросу о соотношении понятий «психологическая зрелость» и «самоактуализация» в психологии личности // Вестн. Московского гос. гуманитарного ун-та им. М. А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 26–30;
  9. Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2х томах – Бахрах-М, 2013 г.;
  10. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: [Текст]/А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2007. – 480с.;
  11. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте М., 2009. – 157 с.;
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.;
  13. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс], 2008 г. Режим доступа: https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30161_full.shtml.