Файл: Формы и виды ответственности лица, принимающего решения (Типология и виды ответственности лиц, принимающих решения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Ответственность лица, принимающего решения.
Глава 2. Особенности ответственности лица, принимающего решения (ЛПР), в современных условиях.
2.1 Принятие решений в менеджменте XXI века.
2.2 Анализ форм и видов ответственности лица, принимающего решения (ЛПР), в современных условиях.
Введение
Актуальность темы подтверждается следующими аспектами: принятие управленческих решений в настоящее время является одной из основных проблем совершенствования системы управления.
Объектом исследования курсовой работы является деятельность лиц принимающих решения.
Предметом исследования в настоящей работе является сущность ответственности лиц, принимающих решения, ее особенности и виды.
Цель исследования: раскрыть формы и виды ответственности лиц, принимающих решения.
Задачи:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Установить природу и сущность управленческих решений, дать их классификацию и рассмотреть сущность управленческой ответственности;
Изучить виды управленческой ответственности;
Ознакомиться с особенностью принятия решений в менеджменте XXI века
Проанализировать формы и виды ответственности лица, принимающего решения (ЛПР), в современных условиях;
Конечно, существуют значительные возможности для совершенствования технологий выполнения основных управленческих функций, но качество принимаемых решений по-прежнему является определяющим. Развитие современной управленческой науки, активное использование компьютерных технологий и возрастающий объем и сложность информации обусловливают процесс разработки и принятия управленческих решений по "узким местам", которые наиболее чувствительны к мельчайшим изменениям при выборе эффективного способа реализации той или иной управленческой идеи. В современном менеджменте проблема эффективной организации процесса принятия управленческих решений становится особенно актуальной.
В первой главе рассматриваются сущность и типология управленческой ответственности, а также виды ответственности в компании. Ответственность за принятие важных решений - это тяжелое моральное бремя, которое особенно заметно на самых высоких уровнях власти. Однако лидеры любого ранга занимаются собственностью других людей и влияют на их жизнь. Принятие решений как процесс в расширенном смысле предполагает их реализацию, а также мониторинг и анализ результатов их реализации. Такой подход несколько противоречит логической идее о том, что конечным результатом процесса принятия решения является само решение. Анализируя близкое понимание, необходимо учитывать, что решения не возникают сами по себе. Процесс принятия решения включает в себя не только отбор, но и подготовку к нему, выявление необходимых элементов для его реализации. В некоторых случаях комплексное изучение процесса принятия управленческих решений отождествляется с процессом прогнозирования.
Во второй главе работы рассказывается об особенностях ответственности лиц, принимающих решения, в современных условиях. Так же говорится об их свойствах.
В заключение доклада делаются основные выводы на основе проведенных работ в данных разделах и предлагаются практические рекомендации.
В списке использованных источников указаны материалы, которые были использованы при написании курса. Было использовано 20 книжных изданий.
Глава 1. Ответственность лица, принимающего решения.
Ответственность - отношение зависимости человека от чего-либо воспринимаемое им как решающая основа для принятия решений и осуществления деятельности.
Ответственность будет заключаться в понимании соблюдения и реализации определенных требований, стандартов и правил.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности руководителя. Принятие решений - это основа управления. Цель такого решения состоит в том, чтобы обеспечить его продвижение к своим целям. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением будет тот выбор, который действительно будет сделан и будет максимально способствовать достижению конечной цели.
Решение можно рассматривать как продукт управленческой работы и его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Решения, используемые в управлении, различны. Различные уровни управления создают различные решения. Существует множество различных причин, а также причины их возникновения, которые относятся к различным объектам и регулированию различных общественных отношений и отношений, возникающих во всех сферах экономики и общественной жизни [6, с. 88].
Управление производством предусматривает целенаправленное воздействие системы управления на производственную деятельность предприятий и их распределение с целью обеспечения оптимального функционирования и развития, создания нормальных условий труда работников, удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
С функциональной точки зрения управленческое решение представляет собой процесс выбора приемлемых действий из заданного набора и процесс разработки мероприятий, которые ранее не были определены. Кроме того, процесс принятия решений включает в себя сбор и обработку необходимой информации, согласование и утверждение договоренностей, юридическое оформление решения закона и т.д. Частью теории принятия управленческих решений является создание альтернативных решений, их реализация, контроль и анализ результатов действий [5, с. 59].
Существенным отличием теории принятия управленческих решений от смежных наук является то, что предметом теории принятия решений являются не только количественные методы, но и методы, основанные на сборе и анализе качественной информации. К таким методам относятся методы экспертной оценки, многокритериальный и контент-анализ.
Производственный процесс динамичен, и условия его функционирования как объекта управления постоянно меняются, что приводит к различным производственным ситуациям и проблемам. Они являются наиболее опасными для управления бизнесом и сопровождаются нарушением функционирования отдельных элементов управляемого объекта. Все это требует принятия решений.
В социологической литературе существуют различные мнения о том, какие решения человека в организации считаются управленческими. Обосновано мнение о том, что управленческими следует считать только те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Поэтому управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации. они обычно инициируются должностным лицом или компетентным органом, который несет полную ответственность за последствия проверенных или осуществленных решений. Пределы юрисдикции, в пределах которой он принимает решение, четко определены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, участвующих в подготовке решения, значительно превышает число лиц, обладающих полномочиями [7.с. с. 38].
Подготовка управленческих решений в современных организациях часто отделяется от особенностей их создания и включает в себя работу всей команды специалистов. В "классической" теории управления это обычно функция служб штаб-квартиры.
Процесс реализации решений связан с выполнением специального плана, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и сроков их выполнения. Составление такого плана является прерогативой соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня ее развитие включает в себя тех, кто ее реализует, то есть непосредственных исполнителей.
В расширенном плане под принятием управленческих решений понимается весь процесс управления.
Таким образом, решение руководства – это выбор, который менеджер должен сделать для того, чтобы выполнить обязанности своей должности. Целью организационного решения является обеспечение движения к поставленным перед организациями задачам.
При разработке и получении УР менеджер должен в первую очередь реализовать цели компании. В связи с тем, что их очень много и для их реализации требуются одни и те же объективно ограниченные ресурсы, необходимость конфликта между ними очевидна. Кроме того, разные группы в обществе не имеют абсолютно одинаковых интересов. Поэтому личность менеджера проявляется, в частности, в том, каковы его приоритеты в различных областях достижения целей, а также в том, на сколько он управляет и влияет. Нельзя забывать и о существовании собственных интересов руководителя.
При реализации большинства решений они обязательно будут отвечать интересам различных поставщиков. Первый ключевой момент этого плана заключается в том, насколько менеджер может понять систему своих целей. Это во многом определяет возможные способы согласования интересов. Таким образом, если он видит во враге только одну цель, он может искать компромисс только в смысле "обмена". Основными стратегиями являются максимизация вашего выигрыша или минимизация ваших потерь (Максимин и Минимакс стратегии).
Если лицо (ЛПР) видит в системе цели поставщиков во всем их многообразии, а иногда даже более детализированные и более точные, как вы сформулировали для себя, то у него возникают много возможностей для маневра. Важным моментом является готовность руководителя к компромиссу, а также техника согласования интересов.
Методы создания решений идей в порядке возрастания степени их новизны можно разделить на:
- кредитование с адаптацией, т. е. готовое решение слегка модифицируется, чтобы сделать его более подходящим для данной ситуации. Важно знать, сколько логических переходов или изменений было сделано, когда они были завершены;
- аналогия, когда анализируется решение из совершенно другой сферы деятельности, выявляются его основные принципы, на их основе строится решение в нужной области; качественно новые решения.
Один из важнейших моментов, на который личность менеджера сильно влияет при принятии решения это то, как анализируется ситуация в целом для последующего определения адекватности разработанных мер. Кроме того, только менеджеру решать, сколько вариантов он создаст, что во многом определяет качество окончательной работы. Несомненно, что личностной чертой является также выбор степени развития проектов, в частности состава и объема необходимых ресурсов, а также учет возможных проявлений риска и готовности к нему.
Каждый руководитель, столкнувшись с необходимостью разработки УР, должен определить, в какой степени она осуществляется самостоятельно и в какой степени она перекладывается на подчиненных. Однако, как и в предыдущем случае, невозможно сказать, какой вариант предпочтительнее в той или иной конкретной ситуации. На конечный результат будет сильно влиять не только предрасположенность менеджера к централизации или делегированию полномочий, но и компетентность самого менеджера и всей команды.
Компетентность менеджера понимается в широком смысле, т. е. не только как знания и умения в соответствующей области, но и как умение грамотно делегировать решение, определяющее цели, задачи, права и обязанности, методы и формы контроля, учитывающие реальные возможности исполнителей. Кроме того, очень важно также умение руководителя адекватно и быстро реагировать на отклонения в реализации решения по запланированному курсу.
Итак, руководитель (менеджер) как субъект управления должен анализировать ситуацию, прогнозировать стратегию и организовывать оперативное управление для ее реализации. А художник как субъект управления должен реализовывать решение руководства менеджера. В этом случае руководитель и исполнитель имеют совершенно разные задачи. Поэтому неправильно применять одни и те же принципы управления к субъекту и объекту.
Основными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и добросовестность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.
Поскольку ответственность за принятие управленческих решений в большей степени лежит на руководителе, он должен обладать рядом личностных качеств, которые помогают ему справляться с этими проблемами.
Принято различать менеджеров с внутренней стратегией менеджера и с внешней стратегией при принятии решений.
Первые считают, что правильность выбранного решения и достижение его целей зависит в первую очередь от их собственных профессиональных качеств, интеллекта и креативности. Менеджеры второго типа считают, что результаты их решений зависят от внешних условий, которые не могут быть затронуты.
Существует несколько типов принятия решений в зависимости от сочетания психологических характеристик: продуктивность мышления и критичность. Первое качество - это разработка новых предложений, гипотез и инноваций. Второе качество предполагает тщательную проверку, составление различных предложений и гипотез.