Файл: теория и меэкультурной коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Математик, физики и информационных технологий

(наименование института полностью)

Прикладная математика и информатика

(Наименование учебного структурного подразделения)

09.03.03 Прикладная информатика

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Цифровая трансформации бизнеса

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №2
по учебному курсу « Теория и практика межкультурной коммуникации »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

С.Т Гусейнов







(И.О. Фамилия)




Группа

ПИбд-2105а













Преподаватель

Аниськина Наталья Владимировна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Задание 7
Тема: Понятие коммуникации. Модели коммуникации.
7.1. Заполнить таблицу Коды (канала)процесса коммуникации.


Коды/Каналы коммуникации

Что включают?

Что это ? (+Пример)

Вербальные

Аппелятивная

То есть язык дает возможность убеждать, доносить свою точку зрения, влиять на мнение других людей.



Невербальные

Кинестика

Осу­щест­вля­емые пос­редс­твом те­лес­ных дви­жений

Вокалику

Го­лосо­вые эф­фекты, а имен­но: тон, ско­рость ре­чи, си­ла го­лоса, на­личие или от­сутс­твие па­уз, ин­тенсив­ность зву­ка

Проксемика

Восп­ри­ятие и ис­поль­зо­вание лич­но­го или со­ци­аль­но­го прост­ранс­тва. Речь идет о дис­танции меж­ду со­бесед­ни­ками, а так­же ор­га­низа­ции ок­ру­жа­ющей сре­ды

Хрономика

Использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Она исследует реакцию человека на временные рамки, а также то, каким образом при невербальной коммуникации происходит оценка времени и его распределение. Во всех культурах восприятие времени играет большую роль в процессе невербальной коммуникации. Восприятие времени включает в себя такие понятия, как пунктуальность, готовность ждать и взаимодействие. Использование времени влияет на стиль жизни, распорядок дня, темп речи, манеру передвигаться и готовность людей слушать

Артефакты

Одеж­да, ук­ра­шения и так да­лее

Хаптика

Ком­му­ника­ции пос­редс­твом при­кос­но­вений

Ольфактика

Невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.

Паравербальные

Режим речи

Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.


Артикуляция

 Ясное и четкое произношение слов свидетель­ствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

Высота голоса

Фальцет зачастую присущ человеку, у кото­рого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Груд­ной голос является признаком повышенной естественной эмоци­ональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения.



7.2 Ответ на вопрос
1) Как вы думаете, какую коммуникацию (при каких условиях коммуникацию) можно определить как успешная коммуникация?
Ответ на вопрос:
Следующее важное условие успешной коммуникации, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир адресата, близость мировосприятия коммуникатора и коммуниканта. Л.П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы коммуникантов. М.М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия речи (в аспекте речевой коммуникации). Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. Иначе говоря, успешность коммуникации определяется умением отправителя представить мир получателя и в соответствии с этим организовать передачу информации. Это способствует возникновению благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции адресанта, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.

2) В какой точке модели, по-вашему, начинается успешная коммуникация?

Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.
Успешная коммуникация в точке модели начинается с Авторитарная модель, Двусторонняя асимметричная модель.

Используемые источники:

1. Асташина, О.В. Коммуникативные стратегии в организации / О.В. Асташина // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - № 4. - С. 151 - 156.
2. Бабосов, Е.М. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 95 - 114.

3. Балдин, К.В. Организационное обеспечение адаптивного опережающего управления предприятием / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко, С.А. Тугушева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11. - С. 8 - 14.
4. Боднар, А.В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного механизма предприятия / А.В. Боднар // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 4. - С. 131 - 139.


5. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова, С.В. Здрестова-Захаренкова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 2. - С. 42 - 47.

Задание 8
1. Какие (какой) можно отнести к механизмам, которые содействуют или в некоторой мере содействуют коммуникации, какие – к механизмам, которые негативно влияют или в некоторой мере негативно влияют на коммуникацию?
К негативным последствиям массовой механизм коммуникации можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.

Массированное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения детей, уменьшать количество игр со сверстниками. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшать межличностные контакты.

Герои телевидений и видеофильмов некоторым людям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет избежать, скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что в ряде случаев усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. В связи с чрезмерным интересом к телевидению и видео говорят даже о формировании нации «видео» (по аналогии с идиотами).

Отмечается влияние СМИ и на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня, а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и, наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других.

Насилие и агрессия в средствах массовой информации встречаются крайне часто. В США за период с 1957 по 1985 гг. количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза. В России с начала 90-х гг. прослеживается та же тенденция. Подобная значительная представленность насилия в СМИ ставит проблему их воздействия на реальное агрессивное поведений людей.

Несмотря на то, что по данной проблеме накоплен большой объем эмпирических данных, все-таки полной ясности здесь не наблюдается. Так, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияния на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое влияние, в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше: просмотр агрессивных фильмов в лабораторных условиях, как правило, вызывает агрессивное поведение.



Психически устойчивая личность

Психологически неустойчивая личность

Ищет способы преодолеть трудности

Действует спонтанно

Снижает силу отрицательных эмоций

Усугубляет трудности

Улучшает взаимодействие

Усиливает негативные эмоции

2. Таблица пример.


Используемые источники:


1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994.

2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988.

3. Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998. - 111 с.

4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.

 

Задание 9




Барьер

Способы преодоления

Пример (пример барьера – пример решения)




Коммуникативные барьеры







1

Логический

Возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления

Например, слово команда – это и «распоряжение», и «спортивная группа», и «группа единомышленников». Смысл, таким образом, всегда иной.

2

Стилистический

Несоответствие формы представления информации ее содержанию

 Например, на переговорах диалог подменяется монологом, на презентации пламенная агитационная речь превращается в доклад по написанному тексту, а на юбилейном банкете вместо похвал виновнику торжества звучат критические нотки в его адрес

3

Семантический

Возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией

Например: слово «команда» – это и распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников в организации.




Барьеры межкультурной коммуникации







4

Этноцентризм

Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей своей культуры над другими

Например деятельность, миссионеров, ставящих целью обратить «дикарей» в свою веру.

5

Стереотипы

Устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

1) добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;

2) мужчина никогда не плачет;

3) дети - несамостоятельные, беспомощные;

4) евреи – меркантильный народ;

5) женщина на корабле – плохая примета;

чем выше цена, тем качественнее товар;

6) без высшего образования нельзя прожить достойно


6

Дискриминация

Отношение к разным людям, которое основано на стереотипных представлениях о различных социальных группах и ограничивает их представителей в правах и свободах.

Например

1) Медицинский работник отказывается обслуживать ВИЧ – инфицированного пациента.

2) Человека уволили с работы, когда стало известно, что он инфицирован ВИЧ.

3) Человек не может найти работу с тех пор как стало известно о наличии ВИЧ – инфекции.

7

Расизм

Убеждение, что группы людей обладают различными поведенческими чертами, соответствующими унаследованным признакам, и могут быть разделены на основе превосходства одной расы над другой.

Например, в отношении белой расы, так как мы привыкли слушать анекдоты, сериалы или телешоу, где расизм фокусируется на черных людях



Используемые источники:
1. Адоир Дж. Эффективная коммуникация. - М.: Эксмо, 2003.

2. Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.

3. Садохин А. П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации. // Обсерватория культуры. - 2008. - № 2. - с.26 - 32.

4. Соловьёв А.И. Коммуникации в организациях. [Электронный ресурс] - Мн., 2010.

Задание 10


1) Латентный период: постепенное напряженности, которое, однако, может эту напряженность неконфликтным способом, т.е предотвратить конфликт

2) Открытый период: углубление (расширение) первичной конфликтной ситуации, которое, в свою проблемных ситуаций и провоцирующих инцидентов 



Конфликты между религиозными группами, представителями различных религий

Конфликты между поколениями

Конфликты между различными этническими группами и их культурами





Причины

Определение

Субъекты и объекты

Этапы

Стратегия разрешения










Конфликт





Межкультурной конфликт




Определение

Причины

Субъекты и объекты

Стили разрешения

Стратегии разрешения





Культурные различия




Вежливость как проявление галантности или этикета




Ожидаемый стиль одежды




Подход к тому, что считается вежливым и корректным поведением поведением