ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Математик, физики и информационных технологий
(наименование института полностью) |
Прикладная математика и информатика |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
09.03.03 Прикладная информатика |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Цифровая трансформации бизнеса |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №2
по учебному курсу « Теория и практика межкультурной коммуникации »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | С.Т Гусейнов | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПИбд-2105а | |
| | |
Преподаватель | Аниськина Наталья Владимировна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Задание 7
Тема: Понятие коммуникации. Модели коммуникации.
7.1. Заполнить таблицу Коды (канала)процесса коммуникации.
Коды/Каналы коммуникации | Что включают? | Что это ? (+Пример) |
Вербальные | Аппелятивная | То есть язык дает возможность убеждать, доносить свою точку зрения, влиять на мнение других людей. |
Невербальные | Кинестика | Осуществляемые посредством телесных движений |
Вокалику | Голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука | |
Проксемика | Восприятие и использование личного или социального пространства. Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды | |
Хрономика | Использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Она исследует реакцию человека на временные рамки, а также то, каким образом при невербальной коммуникации происходит оценка времени и его распределение. Во всех культурах восприятие времени играет большую роль в процессе невербальной коммуникации. Восприятие времени включает в себя такие понятия, как пунктуальность, готовность ждать и взаимодействие. Использование времени влияет на стиль жизни, распорядок дня, темп речи, манеру передвигаться и готовность людей слушать | |
Артефакты | Одежда, украшения и так далее | |
Хаптика | Коммуникации посредством прикосновений | |
Ольфактика | Невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека. | |
Паравербальные | Режим речи | Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления. |
Артикуляция | Ясное и четкое произношение слов свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли. | |
Высота голоса | Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения. |
7.2 Ответ на вопрос
1) Как вы думаете, какую коммуникацию (при каких условиях коммуникацию) можно определить как успешная коммуникация?
Ответ на вопрос:
Следующее важное условие успешной коммуникации, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир адресата, близость мировосприятия коммуникатора и коммуниканта. Л.П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы коммуникантов. М.М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия речи (в аспекте речевой коммуникации). Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. Иначе говоря, успешность коммуникации определяется умением отправителя представить мир получателя и в соответствии с этим организовать передачу информации. Это способствует возникновению благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции адресанта, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.
2) В какой точке модели, по-вашему, начинается успешная коммуникация?
Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.
Успешная коммуникация в точке модели начинается с Авторитарная модель, Двусторонняя асимметричная модель.
Используемые источники:
1. Асташина, О.В. Коммуникативные стратегии в организации / О.В. Асташина // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - № 4. - С. 151 - 156.
2. Бабосов, Е.М. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 95 - 114.
3. Балдин, К.В. Организационное обеспечение адаптивного опережающего управления предприятием / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко, С.А. Тугушева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11. - С. 8 - 14.
4. Боднар, А.В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного механизма предприятия / А.В. Боднар // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 4. - С. 131 - 139.
5. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова, С.В. Здрестова-Захаренкова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 2. - С. 42 - 47.
Задание 8
1. Какие (какой) можно отнести к механизмам, которые содействуют или в некоторой мере содействуют коммуникации, какие – к механизмам, которые негативно влияют или в некоторой мере негативно влияют на коммуникацию?
К негативным последствиям массовой механизм коммуникации можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.
Массированное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения детей, уменьшать количество игр со сверстниками. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшать межличностные контакты.
Герои телевидений и видеофильмов некоторым людям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет избежать, скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что в ряде случаев усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. В связи с чрезмерным интересом к телевидению и видео говорят даже о формировании нации «видео» (по аналогии с идиотами).
Отмечается влияние СМИ и на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня, а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и, наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других.
Насилие и агрессия в средствах массовой информации встречаются крайне часто. В США за период с 1957 по 1985 гг. количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза. В России с начала 90-х гг. прослеживается та же тенденция. Подобная значительная представленность насилия в СМИ ставит проблему их воздействия на реальное агрессивное поведений людей.
Несмотря на то, что по данной проблеме накоплен большой объем эмпирических данных, все-таки полной ясности здесь не наблюдается. Так, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияния на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое влияние, в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше: просмотр агрессивных фильмов в лабораторных условиях, как правило, вызывает агрессивное поведение.
Психически устойчивая личность | Психологически неустойчивая личность |
Ищет способы преодолеть трудности | Действует спонтанно |
Снижает силу отрицательных эмоций | Усугубляет трудности |
Улучшает взаимодействие | Усиливает негативные эмоции |
2. Таблица пример.
Используемые источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. 2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988. 3. Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998. - 111 с. 4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с. |
Задание 9
№ | Барьер | Способы преодоления | Пример (пример барьера – пример решения) |
| Коммуникативные барьеры | | |
1 | Логический | Возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления | Например, слово команда – это и «распоряжение», и «спортивная группа», и «группа единомышленников». Смысл, таким образом, всегда иной. |
2 | Стилистический | Несоответствие формы представления информации ее содержанию | Например, на переговорах диалог подменяется монологом, на презентации пламенная агитационная речь превращается в доклад по написанному тексту, а на юбилейном банкете вместо похвал виновнику торжества звучат критические нотки в его адрес. |
3 | Семантический | Возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией | Например: слово «команда» – это и распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников в организации. |
| Барьеры межкультурной коммуникации | | |
4 | Этноцентризм | Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей своей культуры над другими | Например деятельность, миссионеров, ставящих целью обратить «дикарей» в свою веру. |
5 | Стереотипы | Устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне. | Примеры популярных стереотипов в обществе: 1) добиться успеха в карьере без «блата» невозможно; 2) мужчина никогда не плачет; 3) дети - несамостоятельные, беспомощные; 4) евреи – меркантильный народ; 5) женщина на корабле – плохая примета; чем выше цена, тем качественнее товар; 6) без высшего образования нельзя прожить достойно |
6 | Дискриминация | Отношение к разным людям, которое основано на стереотипных представлениях о различных социальных группах и ограничивает их представителей в правах и свободах. | Например 1) Медицинский работник отказывается обслуживать ВИЧ – инфицированного пациента. 2) Человека уволили с работы, когда стало известно, что он инфицирован ВИЧ. 3) Человек не может найти работу с тех пор как стало известно о наличии ВИЧ – инфекции. |
7 | Расизм | Убеждение, что группы людей обладают различными поведенческими чертами, соответствующими унаследованным признакам, и могут быть разделены на основе превосходства одной расы над другой. | Например, в отношении белой расы, так как мы привыкли слушать анекдоты, сериалы или телешоу, где расизм фокусируется на черных людях |
Используемые источники:
1. Адоир Дж. Эффективная коммуникация. - М.: Эксмо, 2003.
2. Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
3. Садохин А. П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации. // Обсерватория культуры. - 2008. - № 2. - с.26 - 32.
4. Соловьёв А.И. Коммуникации в организациях. [Электронный ресурс] - Мн., 2010.
Задание 10
1) Латентный период: постепенное напряженности, которое, однако, может эту напряженность неконфликтным способом, т.е предотвратить конфликт
2) Открытый период: углубление (расширение) первичной конфликтной ситуации, которое, в свою проблемных ситуаций и провоцирующих инцидентов
Конфликты между религиозными группами, представителями различных религий
Конфликты между поколениями
Конфликты между различными этническими группами и их культурами
Причины
Определение
Субъекты и объекты
Этапы
Стратегия разрешения
Конфликт
Межкультурной конфликт
Определение
Причины
Субъекты и объекты
Стили разрешения
Стратегии разрешения
Культурные различия
Вежливость как проявление галантности или этикета
Ожидаемый стиль одежды
Подход к тому, что считается вежливым и корректным поведением поведением