Файл: Русская архитектура 18 века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа им. А.К.Леонтьева» города Можги

Итоговая работа по истории искусств.

Тема работы

Русская архитектура 18 века.

Выполнила: Акбаева Ульяна, 5 б класс

МБОУ ДОД «ДХШ им. А.К.Леонтьева» города Можги

Руководитель: Загумёнова Рушания Рафаиловна

преподаватель МБОУ ДОД «ДХШ им. А.К.Леонтьева»

2020 год

Русская архитектура 18 века.

Введение.

Начиная с 18 в. и вплоть до середины 19 столетия русская архитектура занимает одно из ведущих мест в мировом зодчестве. Москва, Петербург и целый ряд других городов России .обогащаются в это время первоклассными ансамблями.

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Характерны три направления, которые проявлялись последовательно в течение века: барокко, рококо, классицизм. Происходит переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.

Цель проекта: изучить развитие архитектуры 18 века в России.

Задачи:

  • Узнать о деятельности русских архитекторов и работах иностранных.

  • Изучить направления 18 века.

  • Рассмотреть архитектуру


В характеристике русской архитектуры XVIII в. используются понятия «петровское барокко», «елизаветинское барокко», «нарышкинское барокко» и т.д. Давайте попробуем разобраться в этих разновидностях барокко.

Петровское барокко

это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к 
классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, высокие кровли "с переломом" голландского типа, башни со шпилями, двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым), мелкая расстекловка окон, плоскостная трактовка фасадов с упрощенным использованием ордерной системы за счет кирпичной кладки "с напуском".

П ервыми архитекторами петровского барокко Санкт-Петербурга были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.


Летний дворец Петра I


Летний дворец Петра I — самое старое каменное здание, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей петровского барокко.

Петропавловский собор


Петропавловский собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором проекта выступил также Доменико Трезини.

Меншиковский дворец


Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой столице России — Санкт-Петербурге. Его строительство длилось 4 года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.Церковь Симеона и Анны



Церковь Симеона и Анны


Церковь была постро6на в 1731 — 1734 годах архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком. В строении были соединены черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.
Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворецЕкатерининский дворецПетергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.









К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

  • огромное количество декоративных деталей;

  • пластичность;

  • многообразие украшений;

  • использование контрастных цветовых решений;

  • трехчетвертные колонны;

  • пилястры;

  • масштабное декорирование внутреннего пространства;

  • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.


Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

Нарышкинское (московское) барокко


Основными его особенностями является широкое применение элементов архитектурного ордера, «русского узорочья» в качестве декора из красного кирпича и белого камня, иногда с включением поливных изразцов, использование центрических композиций в храмовой архитектуре.


Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.

Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

Лучшие из этого периода: Храм Покрова в Новодевичьем монастыре; Церковь Иоанна воина на Якиманке в Москве; Строгановская церковь в Нижнем Новгороде и др.



Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы)..



Следующий период – середина 18 века. Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность и уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени.

В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма. Этот период отмечен творчеством сына Растрелли. В своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах
, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории.



В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».






Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.







При всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

В последнюю треть XVIII века в архитектуре начинают проявляться черты нового направления - русского классицизма, - так его назвали впоследствии. Данное направление характеризуют античная строгость форм, простота и рациональность конструкций. Классицизм наиболее проявил себя в московской архитектуре того времени.