Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ работы в школе показывает, что особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Учителя школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям, и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношением к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.
Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры учителя до необходимости видеть в учащемся личность. Учителю предлагается усвоить несколько элементарных правил:
-выделить другого из множества лиц - узнать его;
-принимать другого таким, каков он есть;
-помочь другому познать себя, людей, мир;
-воспитать другого можно, только воспитывая себя;
-общение учителя и ученика - основа педагогического процесса;
-обучить общению можно только в общении;
-слушать - тоже общение;
-учитель - организатор учебного сотрудничества учащихся;
-ученик научится сам, когда научит другого;
-трудность общения есть одновременно трудность познания
В современных условиях отхода от авторитарной педагогики социальная значимость коммуникативной культуры заключается в том, что учитель, владеющий ею, способен создать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.
Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?
Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
- владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
- уметь вставать на точку зрения ученика;
- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
- уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
- быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
- уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
- уметь не бояться обратной связи от учеников;
- уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия . Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.
Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
3.Коммуникативные качества и свойства личности педагога
Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.
К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
-
характеристики речи:-
четкая дикция, -
выразительность;
-
-
личностные особенности:-
общительность, -
открытость, -
умение слушать и чувствовать людей.
-
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
-
коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; -
социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; -
альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:
-
невыразительная речь; -
дефекты речи (особенно при объяснении нового материала); -
необщительность; -
замкнутость; -
погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
4.Коммуникативные умения и способности педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
-
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; -
умения управлять своими эмоциями; -
наблюдательность и переключаемость внимания; -
социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам; -
умение "подавать себя" в общении с учащимися; -
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
-
умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; -
умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; -
умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); -
умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
-
экспрессивных умений и способностей:-
выразительность речи, -
выразительность жестов, -
выразительность мимики, -
выразительность внешнего облика;
-
-
умений и способностей:-
умение понять состояние ученика, -
умение установить с учеником контакт,
-
умение и способность составить адекватный образ ученика
III. Практическая часть.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава.
Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет;
Для обследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование.
Для выявления уровня сформированности коммуникативной культуры использовалось тестирование - тест В.Ф. Ряховского.
Психологический тест В.Ф. Ряховского имеет своей целью определить общий уровень общительности. Для этого испытуемым предлагается ответить "да", "нет", "иногда" на 16 вопросов. За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, "иногда" - 1 балла, "нет" - 0 баллов. Затем по общей сумме баллов определяется уровень общительности:
• 30-32 балла - очень низкий;
• 25-29 баллов - низкий;
• 19-24 баллов - средний;
• 14-18 баллов - выше среднего;
• 9-13 баллов - высокий;
• 4-8 баллов - очень высокий;
3 и менее - общительность носит болезненный характер.
Результаты исследования.
Полученные данные позволили выделить реальные уровни сформированности коммуникации и определить ряд факторов, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры. Как видно из полученных данных, 52,2% исследуемых имеют низкий уровень общительности, т.е. они набрали 25-28 баллов, что по критериям теста означает: эти учителя неразговорчивы и замкнуты, предпочитают одиночество. Новая деятельность и необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность характера и бывают недовольны собой.
Средний уровень общительности (19-24) имеют 20% исследуемых. Эти испытуемые в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.
Общительность выше среднего уровня (I4-18 баллов) имеют 13,4% исследуемых. Для этих педагогов характерна нормальная коммуникабельность: они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости; без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми; в то же время не любят шумных компаний.
Высокий уровень общительности имеют 13,4%. Они весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми; любят быть в центре внимания, они могут вспылить, но быстро успокаиваются.