Файл: Культура общения педагога и учащегося.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ работы в школе показывает, что особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Учителя школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям, и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, стано­вясь субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношением к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.

Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры учителя до необходимости видеть в учащемся личность. Учителю предлагается усвоить несколько эле­ментарных правил:

-выделить другого из множества лиц - узнать его;

-принимать другого таким, каков он есть;

-помочь другому познать себя, людей, мир;

-воспитать другого можно, только воспитывая себя;

-общение учителя и ученика - основа педагогического процесса;

-обучить общению можно только в общении;

-слушать - тоже общение;

-учитель - организатор учебного сотрудничества учащихся;

-ученик научится сам, когда научит другого;

-трудность общения есть одновременно трудность познания

В современных условиях отхода от авторитарной педагогики социальная значимость коммуникативной культуры заключается в том, что учитель, владеющий ею, способен создать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

- владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

- уметь вставать на точку зрения ученика;

- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;


- уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

- быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

- уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

- уметь не бояться обратной связи от учеников;

- уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия . Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности.

Показателем успешного общения педагога с учащимися является благо­приятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.



Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащими­ся.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочув­ствия.

3.Коммуникативные качества и свойства личности педагога

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.
     К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

  • характеристики речи:

    • четкая дикция,

    • выразительность;

  • личностные особенности:

    • общительность,

    • открытость,

    • умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:


  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

  • альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

  • невыразительная речь;

  • дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

  • необщительность;

  • замкнутость;

  • погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

4.Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
     К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

  • умения управлять своими эмоциями;

  • наблюдательность и переключаемость внимания;

  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;

  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

  • экспрессивных умений и способностей:

    • выразительность речи,

    • выразительность жестов,

    • выразительность мимики,

    • выразительность внешнего облика;

  • умений и способностей:

    • умение понять состояние ученика,

    • умение установить с учеником контакт,


умение и способность составить адекватный образ ученика
III. Практическая часть.

Целью исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава.

Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет;

Для обследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной культуры использовалось тестирование - тест В.Ф. Ряховского.

Психологический тест В.Ф. Ряховского имеет своей целью определить общий уровень общительности. Для этого испытуемым предлагается ответить "да", "нет", "иногда" на 16 вопросов. За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, "иногда" - 1 балла, "нет" - 0 баллов. Затем по общей сумме баллов определяется уровень общительности:

• 30-32 балла - очень низкий;

• 25-29 баллов - низкий;

• 19-24 баллов - средний;

• 14-18 баллов - выше среднего;

• 9-13 баллов - высокий;

• 4-8 баллов - очень высокий;

3 и менее - общительность носит болезненный характер.

Результаты исследования.

Полученные данные позволили выделить реальные уровни сформированности коммуникации и определить ряд факторов, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры. Как видно из полученных данных, 52,2% исследуемых имеют низкий уровень общительности, т.е. они набрали 25-28 баллов, что по критериям теста означает: эти учителя неразговорчивы и замкнуты, предпочитают одиночество. Новая деятельность и необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность характера и бывают недовольны собой.

Средний уровень общительности (19-24) имеют 20% исследуемых. Эти испытуемые в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.

Общительность выше среднего уровня (I4-18 баллов) имеют 13,4% исследуемых. Для этих педагогов характерна нормальная коммуникабельность: они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости; без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми; в то же время не любят шумных компаний.

Высокий уровень общительности имеют 13,4%. Они весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми; любят быть в центре внимания, они могут вспылить, но быстро успокаиваются.