Файл: Культура общения педагога и учащегося.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


IV. Заключение.

Психологический механизм коммуникативной культуры педагога определяется личностью педагога, направленностью на приобретение своих взглядов и внутреннего мира по отношению к различным субъектам учебного процесса. На первое место выдвигается активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира. Такой компонент коммуникативной культуры учителя как ценностное отношение к обучаемому нуждается в развитии.

На основании результатов проведенных тестов в нашей школе нужно поработать над способами и средствами развития коммуникативной культуры педагогов. Мною выделена памятка «Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми». Материал данной работы можно использовать при проведении педсовета «Основы коммуникативной культуры педагога».

V. Приложение.

«Оценка уровня общительности». Данный тест, оценивающий общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Опросник

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?


12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?


Памятка.

Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми

1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педа­гогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопо­нимании и доверии.

2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное – программа или план урока. Намного важнее – ученики, их интересы, стремления.

3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможно­сти и развить их.

4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за по­рогом класса

5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с ко­торым общались.

6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанав­ливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную ат­мосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психоло­гические подходы.

7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благопри­ятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.

8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.

9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая ду­ховно богатая личность всегда привлекает других людей.


VI. Список используемой литературы.

1. Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып.5.



2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993

4. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998.

5. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога., Спб., Просвещение., 2004.-158 с.

6. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М.: Сентябрь, 2002.-159 с.

7. Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика. Современные проблемы науки и образования.-2009-№6.,-с. 58-60.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 48с.

9. Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.

10. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя.- М., 1993.