Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Заключение.
Психологический механизм коммуникативной культуры педагога определяется личностью педагога, направленностью на приобретение своих взглядов и внутреннего мира по отношению к различным субъектам учебного процесса. На первое место выдвигается активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира. Такой компонент коммуникативной культуры учителя как ценностное отношение к обучаемому нуждается в развитии.
На основании результатов проведенных тестов в нашей школе нужно поработать над способами и средствами развития коммуникативной культуры педагогов. Мною выделена памятка «Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми». Материал данной работы можно использовать при проведении педсовета «Основы коммуникативной культуры педагога».
V. Приложение.
«Оценка уровня общительности». Данный тест, оценивающий общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
Опросник
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Памятка.
Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми 1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии. 2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное – программа или план урока. Намного важнее – ученики, их интересы, стремления. 3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их. 4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса 5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались. 6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы. 7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами. 8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы. 9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей. |
VI. Список используемой литературы.
1. Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып.5.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.
3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993
4. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998.
5. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога., Спб., Просвещение., 2004.-158 с.
6. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М.: Сентябрь, 2002.-159 с.
7. Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика. Современные проблемы науки и образования.-2009-№6.,-с. 58-60.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 48с.
9. Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.
10. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя.- М., 1993.