ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова
_________________________________________________
Факультет журналистики
Кафедра новых медиа и теории коммуникации
Международные документы в сфере Интернет-права
Работа студента 4 курса д/о
Рауфа А.Х.
Преподаватель:
Рихтер А. Г.
Введение
В сфере правового регулирования интернета существует несколько международных документов, освещающие разные аспекты работы интернет-СМИ. В данной работе рассмотрим ключевые моменты следующих документов.
●
Международный пакт о гражданских и политических правах
●
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
●
“Нетикет”, RFC 1855
●
Европейская Конвенция по киберпреступлениям
●
Модельный закон СНГ “Об основах регулирования Интернета”
Основная часть
Международный пакт о гражданских и политических правах
Обратимся к 19 и 20 статьям пакта, принятого 16 декабря 1966 года
Генеральной Ассамблеей ООН.
Статья 19
1
1. Каждыи человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих
̆
мнении.̆
2. Каждыи человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это
̆
право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода
информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно,
письменно или посредством печати или художественных форм выражения
или иными способами по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящеи статьи правами
̆
налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может
быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые,
однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц,
b) для охраны государственнои безопасности, общественного порядка,
̆
здоровья или нравственности населения.
Данные пункты не касаются непосредственно интернета, однако их действие на онлайн-пространство распространяется. Это скорее общие положения, не представляющие конкретных предписаний, но являются ключевыми для понимания правового регулирования интернет-среды.
То же самое можно сказать и о первых двух пунктах 20-й статьи данного документа, которые запрещают пропаганду войны, а также подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
1
- Международный пакт о гражданских и политических правах — Статья 19
Учитывая события последних лет и условную анонимность высказываний в Интернете, данные пункты представляют особый интерес.
Говоря о распространении действия пакта на онлайн-пространство, важно упомянуть Резолюцию 20-й сессии СПЧ от 5 июля 2012 года.
Совет ООН по правам человека утверждает, что «те права,
которыми люди обладают в оффлаине должны быть также
̆
защищены в Сети, в том числе право на свободу выражения
мнения, которое применимо независимо от государственных
границ и способами по выбору пользователя в соответствии со
статьями 19 Всеобщеи декларации прав человека
̆
Международного пакта о гражданских и политических правах»
2
В данных строках заключен главный принцип современного интернет-регулирования: соблюдение основных прав и свобод граждан распространяется в равной степени и на офлайн- и на онлайн-пространство.
На практике данные формулировки означают, что государство проводит политику в интернете, которая отличается следующими характеристиками:
1.
политика уважает свободы и права граждан
2.
содействует их реализации на практике
3.
защищает их от угрозы со стороны третьих лиц
Важно, что Международныи пакт о гражданских и политических
̆
правах возлагает на государства – члены ООН обязанность
«принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте»
3
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Данная Конвенция является одним из основных документов Соета
Европы. Она была принята в 1950 году и вступила в силу 3 2
- Резолюция 20-й сессии СПЧ, 5 июля 2012 года
3
- Международныи пакт о гражданских и политических правах; п.2, ст.2
̆
сентября 1953 года. Членами Конвенции являются все 47 стран — членов Совета Европы. Россия ратифицировала данный документ
30 марта 1998 года.
Конвенция — еще один документ, который определил развитие международного права в сфере гражданских свобод человека, а также явился своеобразной нормативной платформой для созданного в последствии Интернета, одним из ключевых постулатов которого является свобода выражения мнения.
Особенный интерес в данной связи представляет 10 статья документа.
Статья 10. “Свобода выражения мнения”
1. Каждыи имеет право свободно выражать свое мнение. Это право
̆
включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и
распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со
стороны публичных властеи и независимо от государственных границ.
̆
Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять
лицензирование
радиовещательных,
телевизионных
или
кинематографических
предприятии.̆
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и
ответственность, может быть сопряжено с определенными
формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые
предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в
интересах национальнои безопасности, территориальнои целостности или
̆
̆
общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или
преступлении, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации
̆
или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной
конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности
правосудия.
“Нетикет” и RFC 1855
“Нетикет” (или сетевой этикет) — это свод правил поведения и общения в Сети, который сформировался в 1980-95 гг. Он включает в себя понимание традиций и культуры Интернет-сообщества, поддерживаемых большинством пользователей. “Нетикет” частично закреплен в документе под названием Request for comments 1855,
30 марта 1998 года.
Конвенция — еще один документ, который определил развитие международного права в сфере гражданских свобод человека, а также явился своеобразной нормативной платформой для созданного в последствии Интернета, одним из ключевых постулатов которого является свобода выражения мнения.
Особенный интерес в данной связи представляет 10 статья документа.
Статья 10. “Свобода выражения мнения”
1. Каждыи имеет право свободно выражать свое мнение. Это право
̆
включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и
распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со
стороны публичных властеи и независимо от государственных границ.
̆
Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять
лицензирование
радиовещательных,
телевизионных
или
кинематографических
предприятии.̆
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и
ответственность, может быть сопряжено с определенными
формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые
предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в
интересах национальнои безопасности, территориальнои целостности или
̆
̆
общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или
преступлении, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации
̆
или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной
конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности
правосудия.
“Нетикет” и RFC 1855
“Нетикет” (или сетевой этикет) — это свод правил поведения и общения в Сети, который сформировался в 1980-95 гг. Он включает в себя понимание традиций и культуры Интернет-сообщества, поддерживаемых большинством пользователей. “Нетикет” частично закреплен в документе под названием Request for comments 1855,
принятом в 1995 году. Важно понимать, что юридической силы данный документ не имеет.
Request for comments — пронумерованный информационный документ Интернета, который может содержать различные технические спецификации и стандарты, применяемые в Интернете.
Публикацией RFC занимается Инженерный совет Интернета.
Отдельные части “нетикета” описывают такие понятия как игнор, некорректный ответ, флейм, флуд, спам, офтопик, хотлинкинг и оверквотинг. Таким образом, “нетикет” является своеобразным пособием по поведению для новичков в Интернете. Речь в данном случае идет об уважении пользователями других участников
Интернет-процессов, а не о регуляции со стороны властей или сообщества.
Европейская Конвенция по киберпреступлениям
Принятая в Будапеште в 2001 году Конвенция направлена на регулирование трех основных блоков вопросов. Это сближение уголовно-правовой оценки преступлений в сфере компьютерной информации; сближение национальных уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение собирания доказательств при расследовании таких преступлений; международное сотрудничество в уголовно-процессуальной деятельности, направленной на собирание доказательств совершения таких преступлений за рубежом.
4
Документ был разработан членами Совета Европы, а также США,
Японией, ЮАР и Канадой. Конвенция вступила в силу 1 июля 2004 года. На сегодняшнии день она подписана 46 государствами и
̆
ратифицирована 26.
В первой части документа государствам предлагается считать уголовными определенные преступления, совершенные в
4
Волеводз А.Г. Конвенция о киберпреступности: новации правового регулирования / А.Г.
Волеводз // Правовые вопросы связи. – 2007. – № 2. – С. 17-25
Request for comments — пронумерованный информационный документ Интернета, который может содержать различные технические спецификации и стандарты, применяемые в Интернете.
Публикацией RFC занимается Инженерный совет Интернета.
Отдельные части “нетикета” описывают такие понятия как игнор, некорректный ответ, флейм, флуд, спам, офтопик, хотлинкинг и оверквотинг. Таким образом, “нетикет” является своеобразным пособием по поведению для новичков в Интернете. Речь в данном случае идет об уважении пользователями других участников
Интернет-процессов, а не о регуляции со стороны властей или сообщества.
Европейская Конвенция по киберпреступлениям
Принятая в Будапеште в 2001 году Конвенция направлена на регулирование трех основных блоков вопросов. Это сближение уголовно-правовой оценки преступлений в сфере компьютерной информации; сближение национальных уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение собирания доказательств при расследовании таких преступлений; международное сотрудничество в уголовно-процессуальной деятельности, направленной на собирание доказательств совершения таких преступлений за рубежом.
4
Документ был разработан членами Совета Европы, а также США,
Японией, ЮАР и Канадой. Конвенция вступила в силу 1 июля 2004 года. На сегодняшнии день она подписана 46 государствами и
̆
ратифицирована 26.
В первой части документа государствам предлагается считать уголовными определенные преступления, совершенные в
4
Волеводз А.Г. Конвенция о киберпреступности: новации правового регулирования / А.Г.
Волеводз // Правовые вопросы связи. – 2007. – № 2. – С. 17-25
Интернете. Авторы документы выделяют несколько типов киберпреступлений:
1.
Против конфиденциальности, целостности и доступности
компьютерных данных и систем
a.
противозаконный доступ
b.
противозаконный перехват данных
c.
нарушение целостности данных
d.
вмешательство в функционирование системы
e.
противозаконное использование устройств
2.
Связанные с использованием компьютеров
a.
подлог с использованием компьютеров
b.
мошенничество с использованием компьютеров
3.
Связанные с содержанием данных
a.
правонарушения, связанные с детской порнографией
4.
Связанные с нарушением авторского и смежных прав
Создание данного документа явилось показателем того, что к
Интернету, как к среде, повысился интерес у законодателей на международном уровне.
Модельный закон
СНГ
“Об основах регулирования Интернета”
Для начала разъясним понятие модельного закона. МОДЕЛЬНЫЙ
ЗАКОН (англ. model law) - рекомендательный законодательный акт
, принимаемый законодательным институтом федеративного государства
, государственного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединения.
5
В основе модельного закона СНГ “Об основах регулирования
Интернета” лежит положение о нескольких принципах регулирования отношений в Интернет-среде. Во-первых, это
“обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещеннои в нем
̆
информации”; во-вторых, “ограничение сферы регулирования
Интернета только теми предметными областями, в отношении
5
Энциклопедия права. 2015.
которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требовании деиствующего законодательства нормы и правила,
̆
̆
установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователеи и операторов
̆
услуг Интернета”.
6
В описываемом документе заложены позитивные обязательства государства, такие как создание условий для равного доступа к инфраструктуре Интернета всех граждан, а также стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета путем налоговых льгот и преференций.
Список литературы
1.
Международный пакт о гражданских и политических правах
2.
Резолюция 20-й сессии СПЧ, 5 июля 2012 года
3.
Волеводз А.Г. Конвенция о киберпреступности: новации правового регулирования
4.
Энциклопедия права. 2015.
5.
Модельный закон СНГ «Об основах регулирования Интернета». 2011 6
Модельный закон СНГ «Об основах регулирования Интернета». 2011.
̆
̆
установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователеи и операторов
̆
услуг Интернета”.
6
В описываемом документе заложены позитивные обязательства государства, такие как создание условий для равного доступа к инфраструктуре Интернета всех граждан, а также стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета путем налоговых льгот и преференций.
Список литературы
1.
Международный пакт о гражданских и политических правах
2.
Резолюция 20-й сессии СПЧ, 5 июля 2012 года
3.
Волеводз А.Г. Конвенция о киберпреступности: новации правового регулирования
4.
Энциклопедия права. 2015.
5.
Модельный закон СНГ «Об основах регулирования Интернета». 2011 6
Модельный закон СНГ «Об основах регулирования Интернета». 2011.