Файл: Становление института судебной контроля за решениями и действиями органов государственной власти и их должностных лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обжалование от имени физических лиц могут осуществить это лицо лично, его защитник или представитель, а если оно является несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовывать свои права-то его законный представитель (родители, усыновители, опекуны или попечители). Родственные связи или соответствующие полномочия должны быть удостоверены документами (паспорт, ордер, доверенность и др.). Защитник и представитель могут участвовать в производстве по делу с любого момента после составления протокола по делу об административном правонарушении. Эти правила касаются не только физических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, но и потерпевших.

Статьей 25.5 КоАП РФ предусмотрено участие в производстве по делам об административных правонарушениях защитников и представителей, однако суммы, выплачиваемые адвокату или иному лицу, способному оказать юридическую помощь сторонам производства по делу об административном правонарушении, не включаются в издержки по делу (ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ). Однако это не означает, что права сторон на юридическую помощь в производстве по делу об административном правонарушении ограничены, возмещение произведенных затрат возможно в порядке гражданского судопроизводства. Вопрос о возмещении затрат на защитников и представителей может быть разрешен судом в ходе рассмотрении дела по существу, что вытекает из смысла ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ. Круг субъектов обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в судах сужается до лица, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника и прокурора, если производство ведется по правонарушениям, которые не влекут причинение физического, имущественного или иного вреда. Поскольку одной из основных особенностей административных правонарушений выступает то, что по конструкции их составы, как правило, формальны, то и круг субъектов обжалования постановлений по таким делам, как, отмечено выше, сужается. В этой связи считаем одним из недостатков современного законодательства России отсутствие возможности подачи жалобы на административные решения не только участниками производства по делу, а другими субъектами. Например, со стороны общественных формирований (правозащитных организаций), других субъектов (федерального омбудсмена – Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, депутатов представительных органов власти любого уровня). Единственный вариант для инициирования ими пересмотра по делу об административном правонарушении – обращение к прокурору с просьбой принести на него протест. Эта проблема является частью более общей проблемы – необходимости строительства в России полноценного института административной юстиции, поскольку по нашему законодательству нет возможности не только «вступиться» за интересы другого лица, но не предусмотрено право подачи жалобы в интересах неограниченного круга лиц.


Представляется, что поскольку в качестве участников производства по делу об административном правонарушении не названы должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), то они не могут «напрямую» выступить инициаторами пересмотра дела. Но можно предположить, по крайней мере, два таких случая, если: материалы дела были переданы на рассмотрение уполномоченному в соответствии с главой 23 КоАП РФ судье, органу, должностному лицу, а вынесенное постановление должностное лицо, направившее протокол и другие материалы, по каким-либо причинам не удовлетворяет; материалы дела, переданные на рассмотрение уполномоченному в соответствии с главой 23 КоАП РФ судье, органу, должностному лицу, были им возвращены на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ без обоснования мотивов или по мотивам, которые должностное лицо, направившее протокол и другие материалы, по каким-либо причинам считает несущественными.

В первом случае для должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотрен только один вариант инициирования процедуры обжалования – посредством обращения к прокурору с просьбой принести протест на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении. Вопросы, насколько эффективно такое обращение и как часто оно применяется, оставим за рамками исследования, поскольку в этом случае законодательством предусмотрен, по крайней мере, один вариант действия для должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Оспаривание во втором случае в КоАП РФ не предусмотрено, а теоретическая возможность спора о правильности составления протокола и оформления других материалов дела либо полноты представленных материалов на практике приводит порой к обострению взаимодействия правоохранительных органов, а нередко – к их противостоянию и даже различным формам конфронтации. Безусловно, такое положение неприемлемо, поскольку споры между государственными органами возможны, допустимы, как и должны быть предусмотрены процедуры их разрешения. Поскольку невозможно конкретизировать оценочные критерии «правильности» и «полноты», то полагаем возможным дополнить КоАП РФ нормой (например, ч. 4 ст. 29.4), которая предоставит должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях легальный способ оспорить определение о возвращении протокола и других материалов, выносимое судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело.


Ряд проблем может возникнуть в связи с основаниями подачи жалобы. Согласно ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ могут быть обжалованы в порядке главы 30 КоАП РФ не только постановления по делам об административных правонарушениях, но и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Перечень документов, которые могут быть обжалованы в рамках производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, этим исчерпан. А можно ли обжаловать иные процессуальные действия до вынесения постановления по делу об административном правонарушении? Как обжаловать протокол об административном правонарушении военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов? Поскольку специальной процедурой обжалования по КоАП РФ такие ситуации для обжалования не предусмотрены, то, очевидно, следует руководствоваться общей нормой, установленной главой 25 ГПК РФ.

При подаче жалобы в порядке, предусмотренном ГПК РФ (оспаривание, кассационное производство), значительная роль уделяется вопросам формы (реквизитам) и содержания такого документа. В главе 30 КоАП РФ таких требований к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не содержится, что вызывает ряд вопросов:

—допускается ли подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в устной форме или посредством электронных средств связи: телефона, факса, электронной почты?

—как поступить должностному лицу, органу, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении, если в жалобе, поданной в соответствии ч. 1 . ст. 30.2 КоАП РФ, адресат не назван?

—следует ли признать жалобой документ, в котором содержится только требование уменьшить размер назначенного наказания, но не оспаривается факт правонарушения?

—можно ли признать жалобой документ, в котором не приводятся приемлемые доводы (например, недовольство манерой поведения, речью, одеждой должностного лица, рассматривавшего дело) в обоснование требования об отмене принятого решения?

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна отвечать общим требованиям, установленным для обращений граждан в органы государственной власти, по форме: указание адресата, «стандартных» сведений об обращающемся лице, название документа – жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, сведения о постановлении по делу об административном правонарушении (рассмотревшее должностное лицо (орган), номер, дата, место вынесения), подпись и дата. Поскольку ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ обязывает суд рассматривать дело в полном объеме, независимо от доводов жалобы, то по содержанию в жалобе может быть указано только требование о пересмотре дела. Справедливо, поскольку гражданин должен иметь право на проверку вынесенного постановления по делу об административном правонарушении и соответствует принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, – «лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность». Это шаг вперед на пути к реализации идеи того, чтобы гражданин выступал в производстве по делу не «жалобщиком», просителем, а полноправной стороной в споре с государством. Получается, что по КоАП РФ в отличие от норм ГПК РФ (см. прилагаемую таблицу) имеет юридическое значение факт подачи жалобы, а не ее содержание.


Тем не менее, можно рекомендовать при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении указывать также следующее:

основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает неправильным вынесенное постановление по делу об административном правонарушении;

конкретные требования по пересмотру постановления по делу об административном правонарушении (указаны в ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ);

перечень прилагаемых доказательств;

в случае пропуска срока обжалования – ходатайство о его восстановлении;

если в производстве по делу участвовал защитник (представитель), заявить требование о возмещении произведенных затрат в соответствии со ст. 15 и 1070 Гражданского кодекса РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в суд по месту рассмотрения дела. Обычно жалоба подается в письменной форме, но законодательно не запрещены иные способы, поэтому в зависимости от технической возможности, квалификации персонала суда допускаем возможность подачи жалобы в иной, не только письменной, форме.

Субъектами рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в судах в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ могут выступать:

районный суд – по всем жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением вынесенных судьей или отнесенных к подведомственности арбитражного суда;

вышестоящий суд – по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей (мировым или судьей районного суда).

Кроме того, субъектами рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях названы:

арбитражный суд – по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган – по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом.

Обращения к последнему субъекту рассмотрения жалобы на практике осуществляются сравнительно редко, а в отношении административных правонарушений, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выше мы делали оговорку о необходимости самостоятельного исследования данных вопросов. Мировые судьи по общему правилу имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности судей, за исключением категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных (городских) судов, военных судов и арбитражных судов, но не вправе осуществлять пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.


Статьей 30.9 КоАП РФ предусмотрен пересмотр решение вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, поэтому можно вычленить несколько этапов обжалования:

1-й этап – обжалование в районный суд по всем постановлениям по делам об административных правонарушениях, за исключением вынесенных судьей или отнесенных к подведомственности арбитражного суда (предусмотрено пп. 2–4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

2-й этап – обжалование в суд субъекта Российской Федерации решения, вынесенного районным судом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ);

3-й этап – обжалование в Верховный Суд Российской Федерации решения, вынесенного судом субъекта Российской Федерации по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (вытекает из смысла ч. 3 ст. 30.9, содержащей отсылку к п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

К срокам процедуры обжалования в суд постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ могут быть отнесены:

сроки подачи жалобы – десять суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ);

сроки передачи жалобы со всеми материалами в соответствующий суд – трое суток со дня поступления жалобы (ст. 30.2 КоАП РФ);

сроки рассмотрения жалобы (пересмотра постановления по делу об административном правонарушении) – десятидневный срок со дня ее поступления в суд со всеми материалами (ст. 30.5 КоАП РФ).

Кроме этого, отметим еще несколько существенных моментов, так или иначе связанных со сроками процедуры обжалования:

срок подачи жалобы должен исчисляться именно со дня вручения или получения копии постановления, а не с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Этот срок может быть подтвержден либо сопроводительным письмом, которым направляется копия постановления, либо отметкой на копии постановления, либо оттиском штемпеля на конверте, которым выслана копия постановления. Обратим особое внимание, что если постановление по делу об административном правонарушении вынесено судом, то вышестоящий суд обычно при установлении соблюдения срока подачи жалобы руководствуется ст. 338 ГПК РФ, где момент начала течения срока исчисляется со дня вынесения решения судом в окончательной форме. Такая ситуация, как и иные, вытекающие из проблемы смешения процессов, недопустима, и судам важно принять меры к соблюдению особенностей процедуры обжалования по делам об административных правонарушениях, предусмотренной КоАП РФ;