Файл: Правительство РФ(Федеральные министерства, федеральные службы и агентства в структуре исполнительных органов власти).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Исполнительная власть является одной из трех ветвей государственной власти. Основное предназначение исполнительной власти – исполнение актов законодательной и судебной власти. Доля представителей исполнительной власти в государственном аппарате всегда бывает значительно большей, чем доля представителей законодательной и судебной вместе взятых. Это связано с огромными функциями и сферами деятельности исполнительной власти, что предопределяет систему и структуру органов исполнительной власти.
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации.
Одной из ключевых функций Правительства РФ выступает функция исполнения законов федерального уровня, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти различных уровней и принятие в связи с этим необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Такая задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают актуальность рассматриваемых вопросов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы исполнительной власти в Российской Федерации на федеральном уровне.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства в структуре исполнительных органов власти;
- раскрыть понятие, признаки, порядок формирования и состав Правительства РФ;
- проанализировать правовые и организационные формы деятельности Правительства РФ;
- выявить основания и раскрыть порядок отставки Правительства РФ;
- рассмотреть Правительство РФ как высший орган исполнительной власти;
- проанализировать полномочия Правительства РФ;
- и на основании всего вышеизложенного подвести итоги и сделать соответствующие выводы.
Объектом данной курсовой работы выступают общественные отношения, характеризующие административно-правовой статус Правительства РФ. Предметом данной работы являются нормы, непосредственной закрепляющие данные правоотношения.
Методология и методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Нормативно-правовая база исследования представлена преимущественно Конституцией РФ и рядом нормативных актов, закрепляющих правовой статус Правительства РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Федеральные министерства, федеральные службы и агентства в структуре исполнительных органов власти
Необходимо отметить, что в структуру федеральных органов исполнительной власти входят следующие государственные органы:
1) Правительство Российской Федерации, выступающее в качестве высшего органа исполнительной власти;
2) федеральные министерства;
3) федеральные службы;
4) федеральные агентства.
На федеральном уровне, помимо Правительства Российской Федерации, к органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структура определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2016 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».[1]
Под федеральным министерством следует понимать федеральный органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности, которая установлена актами Президента Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации.
Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Федеральные министры имеют возможность давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, которые непосредственно подведомственны соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять данные решения, если иной порядок их отмены не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации.[2]
В тоже время, федеральное министерство не имеет права осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, за исключением случаев, которые предусматриваются законодательством.[3]
Под федеральной службой необходимо понимать федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также отдельные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы российского государства, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба имеет возможность издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.
В тоже время федеральная служба не имеет право осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а также нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Под федеральным агентством необходимо понимать федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, кроме функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа.
Данный орган власти также может быть подведомственен как Правительству России, так и Президенту России.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции обладает правом издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
В тоже время, федеральное агентство не имеет права осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.[4]
Необходимо отметить тот факт, структура федеральных органов исполнительной власти постоянно подвергается изменениям. Иными словами, одни министерства, службы, агентства упраздняются, а другие появляются. Так, Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2019 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.[5] Полномочия данных органов теперь перешли Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрев и исследовав федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, можно сказать, что в российском государстве функционирует трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти. В данную структуру входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Данные органы государственной власти наделены соответствующими полномочиями. Они могут быть подконтрольны Президенту России, Правительству России.
1.2 Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации
Высший орган исполнительной власти в Российской Федерации - Правительство РФ[6].
Правительство РФ это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, возглавляющий единую систему исполнительной и административной деятельности в государстве и осуществляет руководство ею.
В ч.2 ст.110 Конституция РФ[7] закрепляет состав Правительства РФ, включая в него председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров (например, министр внутренних дел, министр иностранных дел, министр юстиции, министр по развитию Дальнего Востока, министр по делам Северного Кавказа, Министр по делам Крыма и др.).
Непосредственное руководство силовыми министерствами и ведомствами является одной из важнейших характеристик российской президентуры. Юридической основой этого института являются положения ФКЗ «О Правительстве РФ»[8] и краткое положение Конституции о Совете Безопасности.
Изменение, через указы Президента, структуры федеральных органов исполнительной власти периодически дополняет этот перечень ведомствами, подчиненными упомянутым министерствам или ассоциированными с ними (налоговая полиция в период ее существования, служба исполнения наказаний, служба судебных приставов, миграционная служба и т.д.). Таким образом, если прочтение текста закона позволяет предположить, что речь идет о 6 министерствах и ведомствах (соответственно, МО, ФСБ, МВД, МЮ, МИД и МЧС), то на практике, с учетом положений президентских указов и отраслевого законодательства, непосредственно главе государства, в обход правительства, подчинено 20 органов исполнительной власти: 5 министерств, 12 федеральных служб и 3 федеральных агентства[9].
В контексте Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Каждая правовая форма деятельности состоит из однородных действий и операций правового характера, которые в своей совокупности образуют некий процесс, характеризующийся особыми стадиями и производствами.
Производство - это особые процедуры рассмотрения определенного круга вопросов в рамках одной правовой формы деятельности органа публичной власти. Каждое производство состоит из стадий - отдельных этапов, логически связанных между собой общей целью и общим юридическим результатом. В свою очередь стадии распадаются на отдельные действия участников этого процесса, то есть на целеустремленные, волевые акты их поведения. Как правило, каждое из таких действий, имеет юридические последствия, документально фиксируется и должно осуществляться в жестко установленные сроки.
Стадии и производства каждой правовой формы деятельности отличаются по количеству и содержанию этапов, кругу субъектов, процессуальным срокам и т.д. Тождественные правовые формы деятельности различных органов публичной власти состоят из аналогичных стадий, но существенно отличаются по порядку документооборота, срокам осуществления определенных действий (операций), конкретными процедурами подготовки и принятия решений, методике.