Файл: Экономические ресурсы торговой организации и эффективность их использования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1 Понятие и виды экономических ресурсов предприятия
1.2 Эффективность использования экономических ресурсов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОНДОВ
2.1. Общая характеристика филиала
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов и ФОТ
2.3 Анализ состава основных фондов
2.4. Анализ эффективности использования экономических ресурсов
Реализация кулинарной продукции, кондитерских и хлебобулочных изделий на предприятии и вне предприятия.
Основные отраслевые направления деятельности ОАО «Магазин Продукты» согласно ОКВЭД:
52.11 - Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
51.39 - Неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
52.12 - Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах
51.70 - Прочая оптовая торговля
Основными видами деятельности Общества является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.
Основной вид хозяйственной деятельности: розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Доля доходов эмитента от данного вида деятельности в 2014-2016 гг. составляет 100 % в объеме доходов.
Иных доходов, превышающих 10% от общего объема доходов, предприятие не имеет.
Таблица 1 Основные виды деятельности ОАО «Магазин Продукты»
Виды хозяйственной деятельности |
Выручка за 2014г. (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
Выручка за 2015г. (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
Выручка за 2016г. (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
|
Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами |
114047 |
100 |
118915 |
100 |
144358 |
100 |
|
изменение выручки по сравнению с предыдущим периодом, % |
- |
- |
Менее 10% |
- |
+ 21% |
- |
|
Согласно Таблице 1, за 2017г. был получен доход от основной деятельности в размере 144358 тыс. руб. За данный период изменение размера выручки от основной деятельности к соответствующему периоду прошлого года составляет +21,4 %. Это произошло из-за перевода части магазинов в режим самообслуживания, увеличение площадей под торговые залы.
Следует отметить, что в целом основной вид хозяйственной деятельности ОАО «Продукты» не носит сезонного характера.
ОАО «Магазин Продукты» работает в условиях высокой конкуренции. По прогнозам, рынок аренды офисных помещений в городе Ижевске переживает коренную перестройку, а именно: в ближайшем будущим в г.Ижевске сохранится быстрый рост числа розничных предприятий торговли. В настоящее время в городе работают более 100 продуктовых магазинов-универсалов. Активно внедряются на рынок торговые сети «Грош», «Ижтрейдинг», «Лукоморье», «Айкай», « Столичный », а также киоски, расположенные вблизи магазинов. Поэтому ОАО «Продукты» придется работать в условиях жесткой конкуренции как в нижнем, так и в среднем ценовых сегментах.
Поставщиков предприятия, на которых приходится не менее 10% всех поставок сырья (материалов), нет. «Продукты» не осуществляет производственную деятельность и закупка сырья (материалов) производится в рамках осуществления общехозяйственной деятельности. Приобретение канцелярских товаров, бумаги, расходных материалов к компьютерной технике, товаров бытовой химии для уборки территории и др. материалов производится ежеквартально на основе утвержденного квартального бюджета доходов и расходов и составляет около 5% от производственной себестоимости.
Основными рынками сбыта продукции является город Ижевск. Общество осуществляет розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров жителям и гостям г. Ижевска.
Потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от реализации продукции (работ, услуг) эмитента за 2014-2016гг. нет.
Предприятие не ведет деятельности в других странах.
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов и ФОТ
В производственном процессе на любом предприятии крайне важную роль играет человеческий фактор[2]. Необходимо анализировать кадровый состав, заработную плату и следить за обеспеченностью предприятия квалифицированными специалистами в необходимом количестве.
Таблица №2. Технико-экономические показатели использования основных производственных фондов
Показатель |
2015 |
2016 |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
|
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. Среднесписочная численность ППП, чел. Капиталоотдача Капиталоемкость Капиталовооруженность, тыс. руб./чел. |
118915 13009,5 213 9,14 0,109 61,077 |
144358 12872 217 11,21 0,089 59,318 |
25443 -137,5 4 2,07 - 0,2 -1,759 |
121,4 98,9 101,87 122,6 81,65 97,12 |
|
Данные таблицы показывают, что в 2008 году реализация продукции на 1 рубль основного капитала возросла на 22,6 %, то есть основные фонды стали использоваться более эффективно. Отрицательным фактом является снижение капиталовооруженности (в 2007 г. капиталовооруженность составила 61077 руб./чел, а в 2008г. - 59318 руб./чел). Такое снижение произошло из-за того, что среднегодовая численность персонала выросла на 1,87 %, а стоимость основных фондов, наоборот сократилась на 1,1 % (98,9-100,0). Но показатель имеет значительно высокий уровень и не сказывается негативно на эффективности использования основных средств.
При оценке основных средств важное значение имеет анализ технического состояния основных средств
2.3 Анализ состава основных фондов
Основные фонды предприятия - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе. Основные фонды (средства) в большинстве организаций - наибольшая и важнейшая часть стоимости имущества предприятия. Это та часть имущества, которая используется в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия, которая сохраняет при этом свою натуральную форму, постепенно изнашивается, переносит свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. Основные фонды используются в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, их стоимость превышает 20 тыс. руб. за каждый объект учета .
Основные фонды учитываются в натуральном и стоимостном выражении. Учет основных фондов в натуральном выражении необходим для определения технического состава и баланса оборудования; для расчета производственной мощности предприятия и его производственных подразделений; для определения степени его износа, использования и сроков обновления. Стоимостная (денежная) оценка основных фондов необходима для определения их общей величины, состава и структуры, динамики, величины амортизационных отчислений, а также оценки экономической эффективности их использования
Состав и структура основных фондов отражены в Таблице 3.
Таблица 3.
Здания |
6377 |
49,1 |
5417 |
41,6 |
84,9 |
5417 |
42,6 |
100,0 |
|
Сооружения |
634 |
4,8 |
163 |
1,3 |
25,7 |
163 |
1,3 |
100,0 |
|
Машины и оборудование |
5919 |
45,6 |
7338 |
56,3 |
124,0 |
7136 |
56,1 |
97,2 |
|
Транспортные средства |
61 |
0,5 |
110 |
0,8 |
180,3 |
- |
- |
- |
|
Итого |
12991 |
100,0 |
13028 |
100,0 |
- |
12716 |
100,0 |
- |
Как видно из таблицы, в структуре основных фондов ОАО «Магазин Продукты» наибольший удельный вес принадлежит машинам и оборудованию, затем следуют здания. Стоимость машин и оборудования ежегодно превышает 50% общей стоимости. В 2007 году по данной статье наблюдался значительный темп роста 124,0%. А наибольший темп роста был по статье транспортные средства и составил 180,3 %. За 2008 год произошло сокращение общей стоимости основных средств, в основном за счет продажи транспортных средств и уменьшения оборудования на 2,8 % (97,2 - 100,0).
Обобщающие показатели зависят от многих технико-организационных и экономических факторов и выражают конечный результат использования основного капитала.
Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.
Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.
Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты» приведен в Таблице 4.
Таблица 4.Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты», тыс. руб.
Наименование оборотных средств |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Темп роста за 2008 г., % |
||||
Сумма на конец периода |
Удель ный вес, % |
Сумма на конец периода |
Удель ный вес, % |
Сумма на конец периода |
Удель ный вес, % |
|||
Запасы, В том числе: Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Готовая продукция и товары для перепродажи Расходы будущих периодов Прочие запасы и затраты |
10142 480 9382 4 276 |
69,5 3,3 64,3 0,02 1,88 |
9608 754 8846 8 - |
23,1 1,8 21,28 0,02 |
10059 830 9116 114 - |
23,7 2,0 21,5 0,2 |
104,7 110,08 103,05 1425 |
|
НДС по приобретённым ценностям |
3418 |
23,4 |
3166 |
7,6 |
3105 |
7,3 |
98,07 |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
0,0 |
- |
0,0 |
25031 |
59,1 |
101,6 102,31 |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты) В том числе: Покупатели и заказчики |
771 170 |
5,3 1,1 |
26729 779 |
64,4 1,9 |
2129 797 |
5,0 1,9 |
||
Денежные средства |
259 |
1,8 |
2002 |
4,9 |
2062 |
3,0 |
103,0 |
|
Итого |
14590 |
100,0 |
41505 |
100,0 |
42387 |
100,0 |
2.4. Анализ эффективности использования экономических ресурсов
Показатели эффективности использования торговых площадей «Продукты»
Таблица 5.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
|
Товарооборот, тыс. руб. |
118915 |
144358 |
25443 |
121,4 |
|
Торговая площадь, м2 |
1366,4 |
1007,4 |
-359 |
73,7 |
|
Общая площадь, м2 |
4404,3 |
3990,9 |
-413,4 |
90,6 |
|
доля торговой площади в общей площади предприятия, % |
31,02 |
25,24 |
- 5,78 |
81,37 |
|
товарооборот на 1 м2 общей площади, тыс. руб./ м2 |
27,0 |
36,17 |
9,17 |
134,0 |
|
товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./ м2 |
87,03 |
143,3 |
56,27 |
164,65 |
|
Как видно из Таблицы 5, наблюдается сокращение имеющейся у организации площади: торговая площадь сократилась на 26,3 %, что привело к уменьшению общей площади на 9,4 %. В связи с этим произошло снижение доли торговой площади в общей до 25,24 %. Это связано с тем, что предприятием был продан один из объектов недвижимости, чтобы выйти из критического состояния. Но данное обстоятельство и не сказывается негативно на эффективности использования торговых площадей. Доказательством является то, что товарооборот, приходящейся на единицу общей площади, в 2008 году увеличился на 34 % по сравнению с 2007 г. и составил 36,17 тыс. рублей на 1 м2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос значительнее на 64,65 %, это объясняется продажей торговых площадей, что привело к сокращению на 26,3 %.
Также при оценке состояния основным средств необходимо рассчитать коэффициент износа и коэффициент годности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в национальной экономике большое значение имеют экономические ресурсы. Они определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.