Файл: Пояснительная записка рабочая программа предмета география.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «география» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
1.
Закон «Об образовании» в Российской Федерации: Федеральный от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями.
3.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-
Теренгульской СОШ.
Информационно-методических материалов:
4.География : 5—9 классы : рабочая программа / А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин,
Е. А. Таможняя. — М. :Вентана-Граф, 2017. — 276, [2] с.
5.Примерные программы основного общего образования. География 5-9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2016.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и пред- ставлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозиро- вания природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
• приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
• формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.


Место предмета в учебном плане
класс
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
5 1
35 6
1 35 7
2 70 8
2 72 9
2 68 итого
8 280
Планируемые результаты
5класс
Личностные результаты:
- иметь личностные представления о целостности природы Земли;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- уважать личность и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;
- осознавать доброжелательность к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- быть готовым и иметь способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах;
- сформировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
- владеть смысловым чтением: находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, структурировать, устанавливать взаимосвязь описанных событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, интерпретировать его;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определение понятиям осуществлять сравнение, классификацию под руководством учителя.
-
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты обучения:
Обучающийся научится:

давать характеристику рельефа своей местности;

описывать погоду своей местности;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Обучающийся получит возможность научиться:

моделировать географические объекты и явления

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

составлять описание природного комплекса выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

наносить на контурные карты основные формы рельефа.
Источники географической информации
Обучающийся научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико- ориентированных задач;
• анализировать, обобщать географическую информацию;
• по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться

ориентироваться на местности при помощи топографических карт

читать планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;
6 класс
Личностные результаты:

осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

овладеть на уровне общего образования законченной системы географических

знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознавать ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты обучения:
Природа Земли и человек
Обучающийся научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Обучающийся получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-
экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на


основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
7 класс
Личностные результаты:

осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

овладевать на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознавать ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организовывать в своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Коммуникативные УУД:
-
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).


-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
-Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты обучения
Население Земли
Обучающийся научится:
• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
Обучающийся получит возможность научиться:

приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества,
стран и регионов;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Обучающийся научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Обучающийся получит возможность научиться:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;

оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата
для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий
в связи с природными и социально-экономическими факторами.
8
класс
Личностные результаты

осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

овладевать на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознавать ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;