Файл: Понятие, сущность и история таймменеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие, сущность и история тайм-менеджмента.


Тайм-менеджмент (управление временем, организация времени) — управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов. На сегодняшний день принято делить ТМ на простой (набор методов или техник для организации времени на короткий срок) и системный (планирование глобальных целей и задач).

История становления появления данной науки уходит корнями в античность. Данными вопросами занимались еще философы: Сократ, Аристотель, Архимед и др. Также одним из родоначальников данного направления является римский мыслитель Сенека, который, по сути, занимался разработкой вопросов тайм-менеджмента, в частности ему принадлежат мысли о записи учета времени. Характер времяпровождения он разделил на три вида:

1) с пользой;

2) с удовольствием;

3) без пользы и удовольствия.

Сенека призывал описывать проведенные часы на бумаге, фиксировать каждую минуту. Он считал, что это поможет проанализировать продуктивность прожитого дня, так как каждый момент времени в данном случае оценивается с точки зрения наполненности жизненного периода.

В средние века вопросами тайм-менеджмента занимались многие философы, один из их ярких представителей — Леон Альберти. Ему принадлежит правило: «Сохранять время, подчеркивать значение времени, посвящать его делам и никогда не терять ни одного часа времени». Он считал, что люди, которые умеют управлять временем с пользой, будут успешны всегда и в любом деле. Для этого, согласно его письмам, необходимо составлять с утра список дел, при этом упорядочить дела в порядке важности — от наиболее важного к менее важному. Свой значительный вклад в развитие данной науки с точки зрения эффективности внес Исаак Ньютон, выдвинув идею о слаженности и четкости работы Вселенной по определенным принципам — таким образом, он выдвинул стимул для многих людей: упорядочить свою жизнь (так как люди об этом совершенно не задумывались).

Следующий этап истории тайм-менеджмента — XVIII— XIX вв. Безусловно, на его развитие значительно повлияло появление промышленности. Необходимость управлять работой большого количества людей заставило искать новые способы управлением временем. В это время появляется тайм-менеджмент Бенджамина Франклина. Его методика указывала на необходимость разделять дела на две группы:


• важные — обязательно нужно сделать;

• второстепенные — желательно сделать.

Но прежде необходимо определить для себя ценности, а затем предпринять и шаги к жесткому планированию. Данный метод очень распространен в наше время и стоит отметить, что он лежит в основе большего числа современных систем тайм-менеджмента.

  1. Трудности использования и распределения рабочего времени.


Существует несколько признаков, которые указывают на то, что руководитель испытывает трудности с использованием и распределением своего времени.

1. Не имеется детального расписания работ на предстоящий день – когда руководитель неясно представляет себе, что именно необходимо сделать сегодня, какие дела являются важными и неотложными, а какие могут подождать, какова очередность предстоящих дел.

2. Руководитель постоянно запаздывает с ответами на деловые письма – когда менеджер никак не может сосредоточиться на просмотре корреспонденции и, едва взявшись за очередное письмо, тут же отвлекается на какое-то другое занятие.

3. Менеджер часто сталкивается с мелкими помехами в работе – когда его то и дело тревожат то телефонные звонки, то неожиданные посетители, и он стремится сам решать все сиюминутные проблемы, даже если они не обладают большой значимостью и их решение можно перепоручить кому-то другому.

4. Руководителю часто приходится решать задачи за своих подчиненных и выполнять их работу – когда менеджер не желает передавать свои полномочия другим сотрудникам, считая, что лучше и надежнее будет, если он сделает эту работу сам и, не замечая, что потери во времени обходятся ему гораздо дороже, чем предполагаемые потери в качестве, которые зачастую существуют только в его воображении.

5. При выполнении поручений высшего руководства часто возникают проблемы со временем – когда менеджеры среднего звена, не умея рационально организовывать свое время, слишком поздно приступают к выполнению поручений высшего руководства, в результате чего возникает боязнь не успеть к сроку и приходится торопиться и работать в авральном режиме.

3. Что такое целеполагание? Для чего оно нужно? Приведите конкретный пример, подкрепляющий ваш ответ.

Целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них. Это важный элемент любой сферы жизни, без целеполагания невозможно развитие и движение вперед. Самостоятельное определение целей и их достижение делает жизнь осознанной.



Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов – тренингов, – популярных в бизнес–среде, изучающих системы планирования, методики управления временем (time management), в результате которых должны достигаться:

-умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

-способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

-умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением. .

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками

  1. В чем суть проактивного и реактивного подходов к жизни? Как выявить, какой подход отличает конкретного человека?


Проактивный человек – это тот, кто опирается только на себя. При любых событиях он оценивает свои действия, свои поступки и свои решения. Влияние окружающего мира для него незначительно и сведено к минимуму.

Реактивная личность, наоборот, склонна винить любые обстоятельства, которые встали у нее на пути. Хоть плохую погоду, хоть коллег, хоть детей. Всегда есть какой-то источник помех, который помешал добиться результата.

Если говорить более научным языком, то реактивный и проактивный подход различаются опорой на ресурсы. Проактивный человек видит источником ресурсов себя, реактивный находит их вне.

  1. Что такое «круг влияния» и «круг забот».

В круг забот входят все вещи, изменить которые мы не в состоянии, в круг влияния — всё то, что нам подвластно. Степень нашей продуктивности определяется тем, в каком круге мы сосредотачиваем своё внимание и куда направляем энергию.

6. В чем отличие «родных» целей от «навязанных»?

Бывало ли у вас такое, что вы долгое время стараетесь добиться чего-то, а когда достигаете, чувствуете разочарование? Либо радость от достижения цели длится очень недолго? Это первые признаки того, что вы по жизни слишком много усилий тратите на цели, которые на самом деле не ваши.

Если человек будет много усилий тратить на достижение целей, которые он искренне не желает, то это будет истощать его. Достижение не будет давать энергию, а наоборот, будет ее высасывать, либо давать на очень которое время. А это очень плохо в долгосрочной перспективе, ведь достижение новой цели должно зарядить нас на новые свершения!


7. Что такое «ключевые области», «центр жизненных интересов», «Ролевая функция»? Какая связь существует между этими понятиями?

Ключевые области — это от пяти до девяти основных направлений вашей деятельности, в которых развивается ваша жизнь.

Ключевые области помогают более точно наметить жизненные цели.

Для создания списка ключевых областей нужно перечислить обычные, ежедневные дела, а затем сгруппировать их по смыслу, после чего придумать им простые названия.

Например, Учеба, Семья, Друзья, Отношения с любимым человеком, Хобби, Работа

Спорт, Благосостояние.

Затем для каждой ключевой области необходимо сформулировать одну-две стратеги­ческие цели либо мини-миссию. С понятием ключевых областей тесно связаны такие понятия, как «центр жизненных интересов» и «ролевая функция».

Центр жизненных интересов — это область восприятия жизни, в которой человек ощущает себя наиболее комфортно, к которой он постоянно стремится и с позиции которой может наиболее эффективно решать собственные проблемы.

При этом каждый человек необходимо выполнять разнообразные обязанности, что связано с реализацией определенной ролевой функ­ции.

Ролевая функция — это совокупность определенных действий и отношений в рамках определенного круга людей. Каждый человек обладает набором ролевых функций, который в значительной степени зависит от центра его жизненных инте­ресов, например, друга, студента, менеджера, начальника, подчиненного и т.д. Роли носят довольно посто­янный характер. Так, любому из нас в течение несколько десятилетий при­суща роль сына (дочери). Позже параллельно с ней появляется роль мужа (жены), а затем и отца (матери). Наши жизненные роли весьма многочис­ленны.

Как правило, и среди разных людей, и в рамках одной личности роли распределяются неравномерно.

8. Что такое система «SMART» цели и «надцели»?

В классическом менеджменте и тайм-менеджменте рекомендуется ставить цели с помощью техники SMART. Эта аббревиатура образована от слов specific, measurable, achievable, relevant, time-bound, что, соответственно, означает «конкретные», «измеримые», «достижимые», «релевантные» (соответствующие другим целям) и «привязанные ко времени».

SMART-цели идеально приспособлены для задачных ситуаций, в которых можно достаточно четко и подробно описать желаемый результат. Это создает целый ряд плюсов: удобство структурирования, алгоритмизации, мониторинга движения к ним, а также возможность программировать свое сознание на их достижение. Если вы четко и детально представляете себе будущий результат, то ваши сознание и подсознание настраиваются на стремление к нему. Однако достоинство иногда оборачивается и недостатком, о котором упоминалось выше: четкая запрограммированность на конкретный, осязаемый результат может помешать вам увидеть и использовать новые возможности, позволяющие достичь желаемого совершенно другим путем. Еще один недостаток четко определенных целей и планов их достижения – предсказуемость поведения, которая хороша, когда с соперниками вас связывают отношения сотрудничества, но смертельно опасна в условиях борьбы и конкуренции.


В случае с проблемной ситуацией нужно не детализировать ее, а лишь задать направление движения. Для этого отлично работают надцели. В качестве ориентиров можно использовать свои ключевые области жизни или ценности.

Надцели задают направления движения, а конкретные измеримые проекты оцениваются с точки зрения их вклада в продвижение по этим направлениям.

Обратите внимание на то, что если для достижения SMART-цели нужно выполнить последовательность действий, то для достижения надцели следует выбрать любое из конкретных направлений деятельности.

Конкретизацией надцели «достичь принципиального конкурентного преимущества» могут быть такие цели, как «разработать новый продукт такого-то типа» или «достичь соглашения с таким-то стратегическим партнером».

9. Как составить карту «долгосрочных целей»?
В некоторых ключевых областях перспектива может просматриваться на более долгий срок в будущее; в некоторых — только на ближайшие несколько лет. Какие-то цели могут быть четкими, какие-то — неопределенными и размытыми. Ничего страшного: лучше пользоваться не очень точной картой местности, чем брести наугад вообще без карты.

11. Пирамида Б. Франклина.


12. «Поглотители» времени в тайм-менеджменте.
Хронофаги (от др. -греч. χρόνος — время и φάγομαι — буду есть; также поглотители времени, пожиратели времени) — один из терминов управления временем, обозначающий любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной деятельности (работы и других запланированных дел).

13. Хронометраж. Техника полного хронометража. Ключевые показатели техники хронометража.
Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий.

Хронометраж позволяет фиксировать то количество времени, которое человек тратит на то или иное действие. Вести данные можно на бумаге, диктофоне, в таблицах, даже на мобильном телефоне – предпочтение отдается тому способу, который более привычен и удобен каждому индивидуально. Выделяются шаги техники хронометража:

  1. Фиксация всех дел с интервалом в 10-15 минут.

  2. Выбор показателей для корректировки.

  3. Отслеживание выбранных показателей в динамике.