Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (План счетов бухгалтерского учета и методические указания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" указаны сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций[15].

1.3 План счетов бухгалтерского учета и методические указания

В системе нормативного регулирования план счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера[16].

Структурно План счетов состоит из восьми разделов:

1. Внеоборотные активы. (01-09) Счета этого раздела плана счетов предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием[17].

2. Производственные запасы. (10-19) Счета этого раздела плана счетов предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением)[18].

3. Затраты на производство. (20-29) Счета этого раздела плана счетов предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

4. Готовая продукция и товары. (40-46) Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров[19].


5. Денежные средства. (50-59) Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов.

6. Расчеты. (60-79) Счета этого раздела плана предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

7. Капитал. (80-86) Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации[20].

8. Финансовые результаты. (90-99) Счета, входящие в этот раздел плана, служат для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период[21].

В восьми разделах представлено 99 синтетических счетов.

В Плане счетов имеется также отдельный раздел, который называется «Забалансовые счета», состоящий из одиннадцати счетов. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, которые временно находятся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей, на ответственном хранении и т. п.), условных прав и обязательств, а также для контроля над отдельными хозяйственными операциями. Учет операций на забалансовых счетах осуществляется без применения двойной записи (внесистемно). Аналитический учет по каждому забалансовому счету осуществляется в общепринятых учетных регистрах либо в формах, разрабатываемых каждой организацией самостоятельно[22].

В отличие от забалансовых счетов, на счетах балансовых содержится информация об имуществе и обязательствах, принадлежащих на праве собственности организации. Также помимо своего назначения одни счета отличаются от других тем, что нумерация балансовых счетов состоит из двухзначных цифр, а забалансовых — из трехзначных[23].

На основании плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.


Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений инструкции по применению плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов[24].

Глава 2. Общие принципы организации и формы бухгалтерского учета

2.1. Общие принципы организации бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учёта — основные, исходные, базовые положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения.

Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:

1)принцип денежного измерения – этот принцип по своей сути стоит рассматривать как один из основополагающих, которые составляют основу функционирования бухгалтерского учета, он декларируется в системе нормативного регулирования бухгалтерским учетом, так как считается само собой разумеющимся. Так, среди основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, одним из главных требований является то, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

Вместе с тем, отмечая достоинства денежного измерителя, следует указать и на его недостатки. Главный из них – нестабильность как результат процессов инфляции. Принимая во внимание, что отдельные активы часто продолжают использоваться в уставных или иных целях, основанные на оценке прошлых событий, периодически возникает необходимость приведения их в соответствие с текущей денежной оценкой[25].


2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов, которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных операций. В свою очередь, эти операции отражают постоянно возобновляемый кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм[26];

3) принцип двусторонности или двойной записи – все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого на одну и ту же сумму;

4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективного учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, учет ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение бухгалтерских счетов предприятия и его владельцев (юридических лиц) считается принципом автономности организации[27];

5) принцип действующей организации – бухгалтерский учет может вестись только в той организации, которая видит себя действующей в обозримом будущем и не собирается прекращать свою деятельность;

6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения. Данная цена является основной базой для учета актива в бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии они не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска[28];

7) принцип учетного периода - регулярное составление бухгалтерской отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных предприятия, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить его финансовые результаты[29];

8) принцип консерватизма (осторожности) – естественно, что каждый руководитель предприятия всегда хочет представлять дела производства в лучшем виде. Но это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:


а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;

б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность[30];

9) принцип реализации – данный принцип определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости или ниже, в рассрочку и до момента его оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов[31];

10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доходы, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации[32];

11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью[33].

2.2 Формы бухгалтерского учета

Значительную роль в организации бухгалтерского учета, играет его форма, применяемая на предприятии.

Под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них[34].

Выбор формы ведения учета, перечня применяемых регистров учета, их построения, последовательности и способов введения в них учетных данных – прерогатива предприятия, отражаемая в учетной политике[35].

Форма бухгалтерского учета определяется в зависимости от многих факторов – объема и вида деятельности предприятия, квалификационного уровня аппарата бухгалтерии и ответственных работников подразделений, степени внедрения и использования автоматических систем учета в бухгалтерии и на различных участках и этапах производства. Существуют уже апробированные системы учета, которые рекомендуются компетентными правительственными органами в некоторых случаях даже для обязательного применения[36].