Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (План счетов бухгалтерского учета и методические указания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Документы, регулирующие Бухгалтерский учет в РФ
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
1.3 План счетов бухгалтерского учета и методические указания
Глава 2. Общие принципы организации и формы бухгалтерского учета
2.1. Общие принципы организации бухгалтерского учета
2.2 Формы бухгалтерского учета
Глава 3. Основные требования к ведению бухгалтерского учета, его задачи и функции
Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах-ордерах служит одновременно и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Не составляют и мемориальные ордера, поскольку все показатели записывают в разрезе корреспондирующих счетов[62].
Для проверки правильности записей в журналах-ордерах подсчитывают общий итог по кредиту счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналам, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим. Оборотные ведомости составляют лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу[63].
Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления сальдового бухгалтерского баланса. В ней записываются сальдо на начало месяца (года), обороты по дебету и кредиту счетов и сальдо на конец месяца (года) по каждому синтетическому счету.
Кредитовый оборот переносят в Главную книгу из соответствующего журнала, обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца, которое записывается в соответствующей колонке Главной книги[64].
Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.
Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляют по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей[65].
Ниже представлена схема журнально-ордерной формы учета. Пунктирные линии определяют сверку итогов по счетам[66].
При использовании журнально-ордерной формы учета отсутствует необходимость в составлении шахматной контрольной ведомости и шахматного баланса, а также баланса оборотов по счетам. Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно сократить трудоемкость учета за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематической и хронологической записей, отмены ряда записей. Данная форма учета повышает контрольное значение учета и облегчает составление отчетов. К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на заполнение данных вручную и затрудняющих механизацию учета[67].
Журнально-ордерная форма ведения учета в настоящее время является наиболее распространённой и эффективной для применения на практике. Именно она чаще всего используется как основа при создании программных продуктов автоматизации бухгалтерского учета[68].
Автоматизированная форма бухгалтерского учета.
Одним из наиболее перспективных направлений современного развития бухгалтерского учета является все большее внедрение автоматизированной формы — использование в учетной работе ЭВМ.
Ключевой основой данной формы учета является концепция, построенная на комплексной автоматизации: от первичных документов до формирования отчетности. Сведения, носящие справочный характер заносятся один раз в начале работы (справочник номенклатурных групп и т.д.), текущая информация заносится однократно по мере поступления/формирования первичных документов и далее многократно используется. Учетным регистром при этом является любой документ, содержащий в себе хронологическую и систематическую запись[69].
Автоматизированные системы управления дают возможность получать информацию не только по объекту в целом, но и по отдельным его частям: по конкретному поставщику материалов, конкретному покупателю продукции и т. п. При этом обеспечивается автоматический ввод различных данных хозяйственных операций в ЭВМ с документов через систему периферийного оборудования. Исходная информация обрабатывается в компьютере по разным программам с учетом решения конкретных задач в зависимости от требований пользователей информацией[70].
При автоматизированной форме учета обеспечивается органическая взаимосвязь бухгалтерского, оперативного и статистического учета[71].
Особенностями данной формы являются:
- автоматизация учетного процесса (сбор, обработка, передача информации);
- снижение трудоемкости (однократный ввод данных, при многократном использовании);
- группировка оборотов по счетам с использованием двойной записи;
- автоматическое формирование учетных регистров на выходе;
- возможность детализировать данные по запросу пользователей[72].
В настоящее время существует большой диапазон компьютерных программ, используемых для решения конкретных задач пользователей. Однако программные продукты на базе 1С вывели автоматизацию учета совершенно на новый уровень.
Глава 3. Основные требования к ведению бухгалтерского учета, его задачи и функции
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта. Эта система реализуется путем использования количественных и стоимостных показателей на базе сплошной, непрерывной и документально фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций[73].
Хозяйственная операция с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой четко выделенный во времени и пространстве момент документального подтверждения совершенного факта хозяйственной жизни или экономического события[74].
Задачами бухгалтерского учета являются:
1. Формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершенных хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам;
2. Предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения;
3. Предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, обо всех участках деятельности экономического субъекта[75];
4. Своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности организации и её финансовом положении, а также её положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг[76].
Результаты деятельности предприятия выражаются в сумме его доходов и расходов, а финансовое положение – в виде размещения активов, обязательств, а также собственного и заемного капитала[77].
К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами[78]. Перечислим главные из них:
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организациями на основе плана счетов бухгалтерского учета[79].
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке[80].
3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).
4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно[81].
5. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[82].
7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций[83].
Функции бухгалтерского учета:
1) контрольная – обеспечивает контроль над сохранностью, наличием и движением предметов и средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Контрольная функция осуществляется благодаря совершенствованию форм и методов бухгалтерского учета, использованию зарубежного опыта, широкому внедрению вычислительной техники, использованию автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера, экономиста, аналитика;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Бухгалтерская информация широко используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации и др. Использование средств вычислительной техники и АРМ обеспечивает возможность получения показателей любой степени детализации и за любые промежутки времени. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной[84];
3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой. Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация[85];
4) функция обратной связи. Используя обратную связь, с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактическое значение показателей, осуществляют контроль над выполнением показателей, норм и нормативов, смет, выявляют резервы производства;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, определение и анализ способов совершенствования деятельности организации и ее основных служб[86].
Заключение
Ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентировано Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от о6.12.2о11 № 4о2-ФЗ, различными Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ) и другими нормативными актами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и его соответствие законодательным нормам несет руководитель предприятия.
Бухгалтерский учет служит для отражения и контроля средств организации, а также процессов ее хозяйственной деятельности в обобщающем денежном выражении.
В ходе написания курсовой работы были изучены правовые основы организации бухгалтерского учета, общие принципы и формы бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского учета на предприятии, а также его задачи и функции.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что продуманная организация ведения бухгалтерского учета на предприятии – ключевая составляющая финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия, которая позволяет решить ряд задач, определяющих финансовый успех и стабильность;