Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (План счетов бухгалтерского учета и методические указания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время все отчетливее становится необходимость в полноценном управлении финансовыми средствами предприятия для того, чтобы как можно рациональнее использовать его возможности в достижении целей, поставленных руководством предприятия.

В условиях рыночной экономики от предприятия требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в решении этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью разрабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, проводится оценка результатов деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В решении всех этих вопросов может помочь бухгалтерский учет, который предоставляет достоверную и полную информацию о деятельности предприятия для анализа финансовых отчетов предприятия, составляемых в конце каждого отчетного периода.

Достижения любой организации, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную, систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. В процессе учета разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет – одна из важнейших функций управления предприятием.

В этих условиях эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильной его постановки на предприятии.

Актуальность работы заключается в том, что в динамично меняющихся условиях организация бухгалтерского учета должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.

Целью курсовой работы является изучение нормативной базы по ведению бухгалтерского учета, определение основных требований к ведению бухгалтерского учета на предприятии, изучение форм ведения бухгалтерского учета, а также выявление его основных задач и функций.


Задачи настоящей работы:

1. Изучить правовые основы организации бухгалтерского учета.

2. Изучить общие принципы и формы бухгалтерского учета на предприятии.

3. Изучить основные требования к ведению бухгалтерского учета на предприятии, а также его задачи и функции.

При написании данной работы были изучены нормативные акты Российской Федерации – Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ПБУ и другие нормативно-правовые акты, книги таких авторов, как Дараева Ю.А., Вещунова Н.Л., Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., а также статьи в сети Интернет.

Глава 1. Документы, регулирующие Бухгалтерский учет в РФ

1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству устанавливать ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ, на основании п. «р» ст. 71 Конституции Российской Федерации, осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций[1]

Методологическое регулирование бухгалтерского учета возложено правительством на Министерство финансов РФ. Регулирование отдельных аспектов ведения бухгалтерского учета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, Федеральная служба по финансовым рынкам и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и других нормативных актов[2]. Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

1. законы и иные акты законодательства РФ;

2. положения по бухгалтерскому учету;

3. методические указания по ведению бухгалтерского учета;

4. рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.


1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Данные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности[3].

К этой же группе документов относятся федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др., в которых законодательно закреплены отдельные особенности ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовых форм юридического лица[4].

Среди документов первого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета следует назвать указанные выше кодексы. Например, в Гражданском кодексе РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации — наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д., в Трудовом кодексе РФ установлены законодательные основы отношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты, Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов[5].

2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2020 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены[6].


3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней[7]. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д[8]. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению[9].

4-й уровень дозволяет решить конкретные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухгалтерского учета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными к исполнению. Документы из этой группы не могут вступать в разногласия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, они должны быть построены на их базе и в целях реализации обозначенных в них легитимных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями[10]. К ним относятся: приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., которые разрабатываются на основе действующего законодательства и нормативных документов.

1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений)[11].


Положение регулирует широкий круг вопросов:

1) общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета;

2) порядок бухгалтерского учета отдельных объектов: незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал, резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации;

3) вопросы составления и предоставления бухгалтерской отчетности[12].

Положение включает в себя шесть разделов:

В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности организациями, а также взаимоотношения юридического лица с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В данном же разделе определены суть бухгалтерского учета и его задачи, указываются главные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике[13].

В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений)[14].

В разд. III "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разд. IV "Порядок предоставления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных организационно - правовых форм.