ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Повторительно-обобщающий урок
Тема: «Виды придаточных в СПП. Подготовка к ОГЭ-2020»
Цели урока:
-
закрепление учебного материала по теме «Виды придаточных в СПП», полученных ранее знаний и умений учащихся; -
развитие аналитического мышления; -
воспитание толерантности, умения работать в группе; -
подготовка к ОГЭ.
-
Тип урока:урок обобщения умений и навыков -
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению. -
Задачи:
- образовательные:
-
активизировать знания по общей теме «Виды придаточных в СПП»; -
отработать умение определять виды придаточных предложений; -
отработать умение расставлять знаки препинания в СПП; -
отработать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений; -
активизировать знания по лексике (умение подбирать к слову стилистически нейтральный синоним); -
морфологии (умение определять части речи); -
синтаксису и пунктуации (обособление причастных оборотов, обращений, вводных конструкций); -
повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях.
- развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходное задание, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для решения заданий, выражать личностно - эмоциональное отношение к поставленной задаче.
- воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
-
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации. -
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,
индивидуальная работа, самостоятельная работа, игровая.
-
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ заданий, составление алгоритма выполнения заданий -
УМК и оборудование: видеоролик, презентация, раздаточный материал; записи на доске (тема урока, эпиграф); «Лист оценочный»;компьютер, мультимедиа проектор, экран. -
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог. -
Регулятивные УУД:формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности. -
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике. -
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать -
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы, как обычно, многое повторим, поэтому тема урока… Нет, тему вы сформулируете сами чуть позже, а сейчас орфографическая разминка.
Презентация.
2. Орфографическая разминка
Кавказский хребет (согл.) = хребет Кавказа (упр.)
блиндаж штаба (упр.) = штабной блиндаж (согл.)
металлической доской (согл.) = доской из металла (упр.)
вечно тоскующего (прим.) = тоскующего вечность (упр.)
бесконечной благодарности (согл.) = благодарности без конца (упр.)
3. Словосочетания взяты из одного текста. Чтение текста
(1) В глубине заповедника, на берегу реки Чистой, под скалою, в густых зарослях чернеется сруб, потому что он почти сгнил. (2) Много лет прошло с того дня, когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через Главный кавказский хребет к Черному морю. (3) Может, это был штабной блиндаж? (4) Да и неважно это. (5) Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа. (6) Он как памятник, хранимый природой, так как мало кому известно это место. (7)
Здесь нет мрамора и гранита, нет бронзы, не пылают здесь прозрачные в солнечном свете факелы Вечного огня. (8) Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, привинченной к нему, или сваренная из листовой стали тумба, увенчанная стальной звездой, простые, идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем, кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положил свои жизни на алтарь Отечества. (9) Вот какие обелиски стоят в горах.
(10) И если тебе, мой читатель, посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе, обочь которой стоит такой обелиск, низко поклонись памяти защитников нашей Родины…
По В.Молчанову, 179 слов
4. Словарная работа
Заповедник – участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен. Срубами в России были избы, храмы, прясла и башни деревянных кремлей и прочие сооружения деревянного зодчества.
Блиндаж – постоянное или временное фортификационное подземное сооружение для защиты от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от напалма и оружия массового поражения и для отдыха личного состава.
Алтарь - жертвенник. Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений.
Обелиск - сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении.
5. Работа над содержанием текста
Какова тема текста?
(Тема (о чём, о ком текст?)) – О памятнике защитникам Кавказа.
Какова идея текста? Зачем автор рассказывает о необычном обелиске в глубине заповедника, на берегу реки Чистой?
(Мы не должны забывать тех, кто защищал нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.)
Найдите предложение, в котором звучит основная мысль текста.
(5) [Главное в том], (что сруб этот живо
напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа).
[ ], (что… О и О). СПП с прид. изъяснительным
Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом предложении?
-
сруб напоминает - олицетворение -
живо напоминает – эпитет -
о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны - эпитеты
Сергей Сергеевич Смирнов сказал: «Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».
Эту цитату нам предлагают вставить в свой пересказ на устном экзамене по русскому языку.
6. Формулировка темы и цели урока
Скажите, какое предложение мы сейчас рассмотрели, анализируя основную мысль текста и изобразительно-выразительные средства текста? (СПП)
Сформулируйте тему и цель урока.
Виды придаточных в СПП.
Цели урока:
-
закрепить учебный материал по теме «Виды придаточных в СПП»; -
подготовиться к ОГЭ.
Задачи урока:
-
активизировать знания по общей теме «Виды придаточных в СПП»; -
отработать умение определять виды придаточных предложений; -
отработать умение расставлять знаки препинания в СПП; -
отработать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений; -
активизировать знания по лексике (умение подбирать к слову стилистически нейтральный синоним); морфологии (умение определять части речи); синтаксису и пунктуации (обособление причастных оборотов, обращений, вводных конструкций); -
повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; -
отработать орфограммы (приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание гласных и согласных в корне слова, Н-НН).
Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.
( К доске приглашаются по 3 – 4 ученика от каждого ряда. Они выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).
НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ
-
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП? -
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С? -
3. Из каких частей состоит СПП? -
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми? -
5. Как определить вид придаточного предложения? -
6. Перечислите значения приставки ПРИ. -
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные? -
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет? -
9. Назовите значения приставки ПРЕ. -
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
7. Лингвистический анализ текста
Работа по группам и индивидуальная работа по карточкам у доски.
8. Коллективный анализ предложений
9. Подведение итогов урока
-
Закрепили учебный материал по теме «Виды придаточных в СПП»; готовились к устному экзамену по русскому языку и ОГЭ:-
активизировали знания по общей теме «Виды придаточных в СПП»; -
отработали умение определять виды придаточных предложений; -
отработали умение расставлять знаки препинания в СПП; -
отработали умение составлять схемы сложноподчиненных предложений; -
активизировали знания по лексике (подбирали к слову стилистически нейтральный синоним); морфологии (определяли части речи); синтаксису и пунктуации (обособляли причастные обороты, обращения, вводные конструкции); -
повторили способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; отработали орфограммы (приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание гласных и согласных в корне слова, Н-НН).
-
-
Выполнили задания ОГЭ 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13.
10. Домашнее задание
-
1 уровень сложности – сжать текст. -
2 уровень сложности – написать сочинение 15.3. Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ? -
3 уровень сложности – написать сочинение 15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «И если тебе, мой читатель, посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе, обочь которой стоит такой обелиск, низко поклонись памяти защитников нашей Родины…»?
Приложение
(1) В глубине заповедника, на берегу реки Чистой, под скалою, в густых зарослях чернеется сруб, потому что он почти сгнил. (2) Много лет прошло с того дня, когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через Главный кавказский хребет к Черному морю. (3) Может, это был штабной блиндаж? (4) Да и неважно это. (5) Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа. (6) Он как памятник, хранимый природой, так как мало кому известно это место. (7) Здесь нет мрамора и гранита, нет бронзы, не пылают здесь прозрачные в солнечном свете факелы Вечного огня. (8) Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, привинченной к нему, или сваренная из листовой стали тумба, увенчанная стальной звездой, простые, идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем, кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положил свои жизни на алтарь Отечества. (9) Вот какие обелиски стоят в горах. (10) И если тебе, мой читатель, посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе, обочь которой стоит такой обелиск, низко поклонись памяти защитников нашей Родины…