Файл: Как в Конституции формулируется проблема государственного устройства сша.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как в Конституции формулируется проблема государственного устройства США?

Идея федерализма зародилась в Филадельфии в ходе конституционного конвента (собрания) 1787 года (США жили по договорной конфедеративной конституции с 1781 по 1789 г.г.), что фактически явилось компромиссом между сторонниками сильного центрального правительства и теми, кто отстаивал большую самостоятельность штатов. Участники данного конституционного конвента были политическими прагматиками - они понимали, что тринадцать отдельных штатов, которые функционировали почти как независимые государства, не примут новой конституции и не согласятся на объединение штатов по типу существовавших в Европе сильно централизованных государств (Франция, Россия). И с этой точки зрения самым привлекательным в федерализме было то, что эта система позволяла сохранить традиции, присущие конкретному штату (и полномочия местных органов власти) и в то же время учредить сильное центральное (национальное) правительство для решения общих проблем союза - оборона, согласованная внешняя политика, торговля и т.п. Даже если бы колониальные лидеры и согласились на унитарное устройство нового государства, то проблемы, связанные с размерами штатов (все тринадцать штатов были географически крупнее, чем территория Англии или Франции) и отдаленностью территорий, сделали бы данную модель правления неэффективной. К тому же в условиях того времени плохо была развита система коммуникаций и отсутствовала надежная оперативная связь с колониями, что также способствовало их изоляции. Например, для того, чтобы проинформировать колонии о принятых политических решениях, иногда требовалось до нескольких недель времени. При этом исторически американский образ жизни всегда характеризовался наличием множества политических субкультур, выражающих принадлежность конкретного индивида к определенной расе, социальной группе и отражающих также его имущественное положение, образовательный уровень, степень религиозного фундаментализма, сексуальную ориентацию, возраст и т.п. Естественно, что получили развитие различные субкультуры, ассоциирующиеся с определенными географическими местностями. Например, сельскохозяйственный уклад жизни Юга дал толчок развитию традиционалистской субкультуре, основными ценностями которой являются семья и коммуна. Штаты средней Атлантики проповедовали индивидуалистскую субкультуру, в которой, к примеру, политика
рассматривается в качестве такого же бизнеса, как торговля, выращивание сельскохозяйственной продукции и т.п. Существование различных политических субкультур явно вошло бы в противоречие с системой концентрации политической власти только в центральном правительстве.

Кому принадлежит вся полнота законодательной власти?

Первая часть первой статьи Конституции США определяет передачу всей полноты законодательной власти Конгрессу. Аналогичные положения, касающиеся исполнительной и судебной власти можно найти в первых частях второй и третьей статьи Конституции. Вместе эти положения формулируют принципы разделения власти, означающие, что каждая ветвь власти может исполнять исключительно свои полномочия и никаких других Это означает, что ветвь власти не может перебирать на себя полномочия другой ветви.

Что означает выражение «полномочия законодательной власти»? Какой является компетенция Конгресса США по объему? Какова структура Конгресса и принципы формирования его палат?

К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:

- Принятие, изменение и отмена законов

- Утверждение бюджета

- Определение налоговой политики

- Формирование и упразднение государственных органов

- Контроль за деятельностью органов исполнительной власти

Полномочия законодательной власти в США осуществляет парламент - конгресс США. Он состоит из 2ух палат: палаты представителей и сената. Конгресс Соединённых Штатов Америки обладает обширной компетенцией. Как и многим другим парламентам стран мира, ему и его палатам присущие следующие функции: представительная, правотворческая, бюджетная, избирательная, контрольная. Компетенция палат Конгресса не является одинаковой, у них есть свои специфические полномочия, хотя, и много общего.

Обе палаты избираются на основе всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании. Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства. Членом палаты представителей может быть избран гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет, достигший 25 лет и постоянно проживающий в штате, на территории которого находится избирательный округ. Председатель палаты представителей - 3ье лицо в США.



Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых по 2 от каждого штата на 6-летний срок. Через каждые 2 года сенат обновляется на 1/3. Сенатором США может быть избран гражданин США, достигший 30 лет, имеющий американское гражданство не менее 9 лет, постоянно проживающий на территории штата, от которого он баллотируется. Председатель сената является вице-президентом США. Конгресс работает сессионно: ежегодно 1 сессия (7-8 месяцев с перерывами). Из членов конгресса создаются комитеты и комиссии (постоянные, специализированные)

Основное полномочие конгресса - принятие законов по вопросам установления и взимания федеральных налогов, пошлин, чеканка монет, объявление войны, регулирование патентного и авторского права, регулирование торговли с иностранными государствами и др. Помимо этого палата представителей формулирует обвинение по вопросу импичмента. Сенат ратифицирует международные договоры, участвует в назначении министров, судей верховного суда, принимает окончательное решение по вопросу импичмента. В законодательном процессе обе палаты равноправны.

Какую эволюцию претерпело активное избирательное право?

С самого начала истории США, в них существовало множество ограничений избирательного права, которые каждый штат устанавливал самостоятельно. Во-первых, голосовать могли только белые. Во-вторых, голосовать могли только мужчины, в-третьих, в большинстве штатов голосовать могли только люди, обладающие имуществом определенной стоимости, в некоторых штатах существовали ограничения по вероисповеданию. В результате всех этих запретов в первых выборах в США принимали участие лишь 20-30% населения, достигшего избирательного возраста. Напомню, в РСФСР ограничения распространялись лишь процентов этак на 5 населения. Со временем круг лиц, обладавших избирательным правом, расширялся. В 1850 году Вирджиния последним из штатов отменила имущественный ценз. Однако оставались другие формы ограничений: в некоторых штатах голосовать могли только налогоплательщики. Кроме того, в целом ряде штатов существовал особый избирательный налог. Он появился в конце 60-х – начале 70-х годов в ответ на принятие в 1869 году Конгрессом XV поправки к Конституции, уравнявшей негров-мужчин в правах с белыми. Согласно закону, введенному в этих штатах, для того, чтобы иметь возможность проголосовать, избиратель должен был внести определенный налог. А поскольку абсолютное большинство получивших в результате Гражданской войны свободу негров находилось за чертой бедности, участие в голосовании было для них непозволительной роскошью. Но, тем не менее, если негров хотя бы формально уравняли в правах с белыми в 1869 году, то женщинам позволили голосовать лишь в 1920, после принятия XIX поправки. Полностью же всеобщим избирательное право в США стало лишь в 1964 году, после принятия XXIV поправки к Конституции, которая отменяла все избирательные налоги, а также запрещала поражение гражданина в избирательных правах за неуплату каких бы то ни было других налогов. Впрочем, проблемы с всеобщим избирательным правом были не только в США.


Как в Конституции решается вопрос о пассивном избирательном праве? Насколько целесообразными и оправданными вы считаете избирательные цензы в отношении пассивного избирательного права?

Применительно к пассивному избирательному праву законодательство устанавливает более жесткие условия. Возрастной ценз, которому должен отвечать кандидат, на выборах федерального уровня, а также выборах в органы большинства штатов и муниципалитетов — более высокий, чем необходимый для права избирать.

Так, согласно Конституции США членом Палаты представителей Конгресса США может быть избран гражданин США, достигший 25 лет, сенатором — 30, а Президентом — 35 лет. В соответствии с Конституцией штата Иллинойс с 1970 г. право быть избранным в обе палаты Генеральной ассамблеи (законодательного собрания штата) имеют граждане, достигшие 21 года, а Губернатором — 25 лет.

Важным условием приобретения пассивного избирательного права на федеральном уровне является, как упоминалось, и срок пребывания в гражданстве США. Он составляет 7 лет для избрания членом Палаты представителей, 9 лет — сенатором, а баллотироваться на должность Президента США может лишь гражданин по рождению. На выборах более низкого уровня требуется лишь наличие у кандидата американского гражданства (citizenship).

Ценз оседлости применительно к пассивному избирательному праву также известен американскому законодательству. Для кандидатов в состав палат Конгресса США он сформулирован весьма либерально: необходим лишь факт проживания на территории того штата, в котором кандидат баллотируется. Президентом же может быть избран гражданин, в течение 14 лет имеющий постоянное место жительства на территории США.

Специфика правового положения депутатов в США.

Сенаторы и члены Палаты представителей работают на профессиональной основе и только в ограниченном размере вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может занимать какую-либо должность в органах исполнительной власти. Они получают денежное вознаграждение (индемнитет) и ряд льгот. Поправкой XXVII к Конституции (1992 г.) установлено, что закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до
проведения следующих выборов в Палату представителей; тем самым членам Палаты представителей и 1/3 сенаторов не разрешается увеличивать размер вознаграждения для самих себя. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодательной инициативой. Конгрессу представляет итоги своей работы Генеральное отчетное управление (во главе стоит генеральный контролер, назначаемый президентом США сроком на 15 лет), которое осуществляет финансовый контроль исполнительной власти. Всего в аппарате Конгресса работает около 30 тыс. человек.

Члены Конгресса независимы, что обеспечивается невозможностью досрочного роспуска палат. Их мандат, полученный от избирателей, носит свободный, а не императивный характер. Это означает, что депутаты представляют всю нацию, а не только своих избирателей и, следовательно, не связаны предварительными обещаниями и обязательствами. Они, однако (особенно в Палате представителей), постоянно озабочены своим переизбранием на новый срок, что требует организационной и финансовой поддержки партийного аппарата штата, «заигрывания» с избирателями и т. д.

Что такое парламентский (депутатский) иммунитет и индемнитет? В чем заключается их сходство и отличие?

Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. н может распространяться не на все случаи нарушения депутатом правопорядка (в США, например, иммунитет не распространяется на тяжкие преступления, нарушение членом парламента общественного порядка).

Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Это слово имеет два значения. Первое — неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными (правда, в единичных постсоциалистических странах предпринимались попытки привлечь к ответственности депутатов-коммунистов за некоторые мероприятия, которые они поддерживали в прежнем социалистическом парламенте). Второе значение индемнитета — депутатское вознаграждение, включающее также материальные льготы.