Файл: Как в Конституции формулируется проблема государственного устройства сша.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отличие конституционно прописанного права «вето» от так называемого «карманного вето», автоматически вытекающего из принципа дисконтинуитета, положенного в основу законодательного процесса в США
Одним из способов участия Президента в законодательном процессе является право отклонения принятых парламентом законов, так называемое право вето. Именно намекая на право вето, Президент США Д.Эйзенхауэр в 1959 году заявил: "Я есть часть законодательного процесса" *122, с. 63*. Существование такого права обосновывается необходимостью обеспечения сотрудничества законодательной и исполнительной властей, которое реализуется предоставлением главе государства права не подписывать и, следовательно, не публиковать закон, а направить его в законодательный орган для нового рассмотрения.
Впервые право вето было предоставлено Президенту США. Оно явилось, по мнению Дж.Мэдисона и А.Гамильтона, "естественной защитой", "необходимым барьером" на пути "несовершенных законов". А осуществляя его, по мнению В.Вильсона, Президент действует в качестве "третьей составной части законодательной власти" . Согласно Конституции США любой законопроект, прежде чем стать законом, должен быть подписан Президентом в течение 10 дней, не считая воскресений (на практике в их число включаются и праздники). В случае несогласия с законопроектом Президент возвращает его со своими возражениями в парламент, который может преодолеть вето 2/3 голосов каждой палаты. Следовательно, право вето носит отлагательный характер. Если указанный срок прерывается окончанием работы парламента, то глава государства может оставить закон неподписанным. Это так называемое "карманное вето" носит абсолютный характер, поскольку для его преодоления Конгресс должен заново принять законопроект.
Кем, согласно ст. II, разд. 1, осуществляется исполнительная власть на федеральном уровне
Согласно ст. II американской Конституции исполнительная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом США. Президент избирается сроком на четыре года. В качестве гарантии предотвращения узурпации власти, угрозу которой может создать длительное пребывание одного лица в данной должности, Конституция США (поправка XXII) устанавливает запрет на избрание одного и того же лица Президентом более двух раз.
Каков период легислатуры Президента США?
Главой исполнительной власти в США является Президент. Его статус определен в Статье II Конституции США 1787 г. Избирается президент США коллегией выборщиков сроком полномочий на 4 года. День выборов определен конституционно: каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. Каждый штат США избирает количество выборщиков, равное числу его представителей в палатах Конгресса. Кроме того, трех выборщиков направляет федеральный округ Колумбия. Общий состав коллегии выборщиков составляет 538 человек. Если ни один кандидат не соберет требуемое абсолютное большинство голосов членов коллегии выборщиков (т.е. 270 и более), то согласно поправке XII к Конституции Президент избирается Палатой представителей из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов выборщиков. Одновременно с Президентом коллегия выборщиков избирает и Вице-президента США, кандидатура которого выдвигается кандидатом в Президенты. Кандидат в президенты должен отвечать следующим требованиям:
- быть не моложе 35 лет;
- являться гражданином США по рождению;
- проживать на территории страны не менее 14 лет;
-обладать избирательным правом.
Одно и то же лицо не может быть президентом США более двух сроков.
Какие гарантии предотвращения узурпации власти, угрозу которой создает длительное пребывание одного и того же лица на высшем должностном посту государства, предусматриваются Конституцией (попр. ХХII)?
В качестве гарантии предотвращения узурпации власти, угрозу которой может создать длительное пребывание одного лица в данной должности, Конституция США (поправка XXII) устанавливает запрет на избрание одного и того же лица Президентом более двух раз. Упомянутая поправка была принята Конгрессом в 1947 г. (вступила в силу в 1951 г.) после того, как Франклин Делано Рузвельт избирался Президентом США четыре раза подряд. Таким образом, предельный срок пребывания одного лица в должности Президента США составляет 10 лет.
Какие реальные исторические события послужили импульсом к принятию поправки ХХII?
27 февраля 1951 года тридцать шесть штатов ратифицировали Двадцать вторую поправку к Конституции Соединенных Штатов, и с этого дня она вступила в силу. Именно эта поправка стала тем актом, который неукоснительно действует вот уже шестьдесят лет. Согласно ей ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем на два срока.
До этого дня формального ограничения на числа сроков не существовало. Конституция США оставила этот вопрос на рассмотрение следующих поколений. Однако со времени основания поста президента и вплоть до 1940 года ни одно лицо не было избрано на третий срок. В основе такого постоянства лежала традиция, установленная первым президентом Дж. Вашингтоном. Ее значение для развития страны трудно переоценить. Вместе с тем следует добавить, что потенциальные возможности президентства до некоторой степени предвидели авторы «Писем федералиста» еще во время принятия Конституции. За восемь лет до решения Вашингтона они рассматривали возможность запретить переизбрание как способ для того, чтобы ограничит власть президента.
Решающим фактором в создании традиции был тот факт, что инициатива первого президента была поддержана следующими за ним Т. Джефферсоном, Дж. Мэдисоном, Дж. Монро и Э. Джексоном, которые сами добровольно отказались баллотироваться на третий срок. В 1807 году, незадолго до конца второго срока, Джефферсон писал, что если окончание службы президента страны не будет зафиксировано в Конституции или не будет закреплено практикой, длительность пребывания в должности, номинально равная четырем годам, фактически превратится в пожизненную.
Попытки нарушить традицию были, но они немногочисленны. У. Грант, президент с 1869 по 1877 год, после четырехлетнего перерыва выдвигался на третий срок в 1880 г. и был близок к тому, чтобы стать кандидатом от республиканской партии. Похожую попытку предпринял другой республиканец — Т. Рузвельт, президент с 1901 по 1909 год. В конце своего второго срока он отказался выдвигаться вновь и определенно поддержал кандидатуру военного министра своего кабинета У. Тафта. Однако на следующих выборах — 1912 года, недовольный правлением своего протеже Тафта, Теодор Рузвельт, которому было всего лишь 54 года, вел активную кампанию в качестве кандидата в президенты, победил Тафта, но уступил демократу В. Вильсону, ставшему президентам США на следующие восемь лет.
Движение в пользу установления конституционных ограничений длительности пребывания президента началось задолго до этих попыток. Его сторонники никогда не удовлетворялись одной лишь силой традиции, начатой Дж. Вашингтоном, и стремились закрепить это правило юридическим актом. С 1789 по 1947 год, т.е. более чем за полтора века, в Конгресс было внесено 270 предложений с целью ограничить возможности для переизбрания действующего президента. Частота внесения подобных поправок постоянно нарастала, пока, наконец, на первое заседание Сената 1947 года таких предложений было внесено сразу восемь, из которых шесть было от республиканцев и два — от демократов. Без сомнения, это увеличенное внимание было обязано двум чрезвычайным для США событиям: в 1940 году, когда в Европе уже началась Вторая мировая война, демократ Ф. Рузвельт впервые нарушил правило отцов-основателей и победил на выборах третий раз подряд, а в 1944 году его же переизбрали и на четвертый срок. Через два месяца после инаугурации он скоропостижно скончался, и его пост занял вице-президент Г. Трумэн.
Какой предельный срок пребывания в должности Президента допускает поправка ХХII?
Двадцать вторая поправка к Конституции США устанавливает, что один и тот же человек может занимать пост президента США не более двух сроков (независимо от того, подряд или с перерывом). В случае если президент начал исполнение обязанностей с поста вице-президента в случае кончины, отставки, утраты дееспособности или импичмента предшественника, к полному сроку приравниваются 2 года и более, что обеспечило возможность Линдону Джонсону баллотироваться в 1968 году.
Какие требования предъявляются Конституцией к кандидату на пост Президента (ст. II, разд.1; поправка ХХII)?
Статья II, раздел 1 Конституции США налагает только три квалификационных требования к лицам, занимающим пост президента, в зависимости от возраста должностного лица, времени проживания в США и статуса гражданства:
«Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов, на момент принятия настоящей Конституции не может иметь право занимать пост президента; ни одно лицо не может иметь право на тот Офис, которому не исполнилось тридцать пять лет и который четырнадцать лет проживает в Соединенных Штатах “.
Эти требования были изменены дважды. Согласно 12-й поправке, те же три квалификации были применены к вице-президенту Соединенных Штатов. 22-я поправка ограничила должностных лиц двумя сроками на посту президента.
При установлении минимального возраста 35 лет для службы будучи президентом, по сравнению с 30 сенаторами и 25 для представителей, создатели Конституции реализовали свое убеждение в том, что лицо, занимающее высшую выборную должность в стране, должно быть человеком зрелым и опытным. Хотя член Конгресса должен быть только «жителем» штата, который он или она представляет, президент должен быть резидентом США не менее 14 лет. Чтобы иметь право занимать пост президента, человек должен либо родиться на территории США, либо (если он родился за границей) хотя бы одному из родителей, который является гражданином.
Допускаются ли Конституцией США внеочередные президентские выборы? Почему? Как решается вопрос о замещении президентского поста в случае его вакантности (ст. II, разд. 1; поправка ХХ, разд. 3, 4)?
Выборы главы государства проходят в четко определенный срок — в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в 1-й вторник ноября, кроме 1 ноября). При этом досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет вице-президент в течение всего оставшегося до выборов срока. Вступление в должность вновь избранного президента определено на 20 января следующего года и проходит в торжественной обстановке.
Каково значение феномена "хромой утки" в американской политической практике?
Для начала, стоит отметить, что "хромой уткой" называют уходящих со своего поста Президентов США в период между выборами и датой передачи полномочий новому избранному Президенту, то есть с начала ноября по январь. Считается, что якобы из-за ограниченного влияния и небольшого количества времени для принятия решений их часто называют "хромыми утками". Другими словами: их возможности ограничены, а дни сочтены. Это не совсем верно. Ведь в этот период президентам больше не нужно беспокоиться о том, чтобы их избиратели были достаточно счастливы, чтобы его переизбрали снова. Они свободны принимать решения, которые могут даже не понравиться людям, его избравшим.
Возможно ли, согласно букве и духу Конституции, выражение вотума недоверия Президенту со стороны Конгресса или его нижней палаты?
В Америке процедура импичмента предусматривается 4 разд. II ст. Конституции США, согласно которой: «Президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента». Основанием для импичмента в отношении президента являются: государственная измена, взяточничество или другие серьезные преступления и мисдиминоры.
Процедуру импичмента президенту США можно условно разделить на две стадии:
Выдвижение обвинения. Согласно разд. 2 ст. I Конституции США исключительное право возбуждать импичмент имеет Палата представителей Конгресса. Он может быть начат любым членом палаты, который вносит заявление о привлечении к ответственности должностного лица. Такое заявление на предмет обоснованности рассматривает юридический комитет палаты или специально созданный для этих целей комитет. В случае одобрения формулируются основные статьи импичмента. Затем Палата представителей утверждает их большинством голосов и направляет в Сенат.