Файл: Лисовицкая Евгения Олеговна Место работы мбоу Средняя школа 4 общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Лисовицкая Евгения Олеговна |
Место работы | МБОУ «Средняя школа №4» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Морфология. 1 четверть |
Тема урока | Причастие как особая форма глагола |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления. | |
Метапредметные совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать. | |
Предметные умение находить причастие в тексте, отличать его от других частей речи. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): причастие, прилагательное, глагол, признаки прилагательного и глагола. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 7 кл.» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М. : 2013. Коллективная работа, фронтальный опрос, работа с учебником. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||
Слово учителя. ПРИЧАСТИЕ - ЖУК. Причастие – всем нам знакомое - Представим мы как насекомое, Которого признаки-ножки Бегут, но по разным дорожкам. У трёх - путь к глаголам лежит: Время, возвратность, вид; У четырёх - к прилагательным ход: Краткость, число, падеж, род. Усы у него замечательные - Действительные и страдательные. От времени и от спряжения Отличия есть в их строении. | ||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос. | ||||||
Начнем с повторения прилагательного и глагола: - Дайте определение прилагательному. Приведите примеры. - Дайте определение глаголу. Приведите примеры. - Назовите признаки прилагательных. Приведите примеры. - Назовите признаки глагола. Приведите примеры. - Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи? - Разберем примеры: (на доске записаны слова, перепишите их в тетрадь) Желтый лист, желтеет лист, желтеющий лист. 1. Определите части речи. 2. Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным? Сравните желтый лист и желтеющий лист. -Такая часть речи называется причастием. - Запишите тему урока. | ||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||
- Сформулируйте цель урока. - Слова "помощники": Повторим Я повторю Изучим Я узнаю Узнаем Я научусь Проверим Мне пригодится | ||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||
- Как мы уже говорилось ранее, причастие совмещает в себе общие признаки прилагательного и глагола, т.е. оно причастно к ним, поэтому так и называется «причастие». В русском языке положение причастия неоднозначно. Лингвисты спорят, является ли причастие самостоятельной частью речи или же особой формой глагола. В настоящее время большинство ученых выделяют причастие как самостоятельную часть речи. Но мы будем придерживаться другой точки зрения – особая форма глагола. - Попробуйте самостоятельно сформулировать определение причастия. - Определим, какие именно признаки прилагательного и глагола имеет причастие. - Упр.73. (устно) 1. Темнеющий (лес) – темнеющая (роща) – по родам. 2. Темнеющий (лес) – темнеющего (леса) – по падежам. 3. Темнеющий (лес) – темнеющие (леса) – по числам. - Сделайте вывод (причастия изменяются по родам, числам, падежам, как и прилагательное). - Упр. 74. - Причастия не имеют форм будущего времени, в отличии от глаголов. Причастие можно заменить глаголом. 1. Светлеющий (наст.) – светлевший (прош.). 2. Светлевший (несов.) – посветлевший (сов.). 3. Синеющий (наст.) – синевший (прош.). 4. Синевший (несов.) – посиневший (сов.). 5. Горящий (наст.) – горевший (прош.). 6. Горевший (несов.) – догоревший (сов.). - Сделайте вывод (причастия имеют вид и время (кроме будущего), как и глаголы). | ||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||
- Прочитайте правило на 33 странице. - Расскажите самостоятельно о причастии. - А теперь проверим вашу внимательность. - Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите причастие – хлопок в ладоши. Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережет, бережливый, летящий, укравший, горящий, горячий, запертый, прячет, мрачный, связанная, величайший, бушевавший, люблю. - Придумайте предложения (кому трудно – словосочетания), в которых причастия характеризуются следующими признаками: 1) Совершенный вид, прошедшее время, единственного числа, мужской род. 2) Несовершенный вид, настоящее время, единственное число, женский род. | ||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||
- Распределите причастия в 2 колонки: выделите суффиксы и приставки. (2 учеников за доской)
Мечтающий, закрытый, прочитанный, изучающий, решавший, рассмотревший, напечатавший, верящий, звенящий, подаривший, решающий - Синтаксический разбор: 1. Промокшие люди вышли из леса. 2. Приезжающие пассажиры быстро выходили из вагонов. 3. Пришедший контролер проверял билеты. | ||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Разыграйте диалог на любую тему, используя в речи причастия. | ||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (стена) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода) 2) дремл..т (они), (они) глад..т 3) засыпл..т (они), пол..щий (огород) 4) помн..щий, выслуш..нное 5) клокоч..щий, увеш..нная (орденами) | ||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Составьте кластер по теме «Причастие как особая форма глагола» | ||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||
- Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий. (3 учеников у доски)
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный, горящий, забытый, прячет, смеющийся, величайший, люблю, любящий. | ||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||
- К изучению какой части речи мы приступили? - Дайте определению понятию причастие. (Приведите примеры.) - Признаки каких частей совмещает в себе причастие? - Как изменяется причастие? - Какие признаки глагола имеет причастие? - Каким членом предложения является? Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы? - Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена? | ||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой. | ||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 32, §12, упр. 76 (вам необходимо выписать сначала причастия с существительными, затем прилагательные, указывая их падеж, число и род). |