Файл: Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в 1м классе Проблема изучения направленности интересов учащихся Методика Цветик семицветик.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 


Уровни развития оценки

Уровень

Показатель

Поведенческий индикатор

 Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Адекватная ретроспективная оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

Неадекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

 Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения


Диагностическая методика «Подарки»

Цель диагностики: выявить позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

Проблема изучения мотивационной сферы учащихся

Диагностика «Школа будущего»

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся учебной деятельностью.

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно.

Проблема изучения отношений в семье

Рисунок «Моя семья»

Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье.

Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».

При анализе рисунка учитываются:

  1. Содержательные аспекты (структура рисунка семьи, особенности рисунка отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей).

  2. Анализ процессов рисования (последовательность рисования, комментарии, паузы и т.д.).


Проблема изучения детского коллектива

Диагностическая методика «Пьедестал»

Цель: определить степень взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Проблема изучения отношений в семье

Рисунок «Праздник в нашем доме»

Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье.

Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».

При анализе рисунка учитываются:

  1. Содержательные аспекты (структура рисунка семьи, особенности рисунка отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей).

  2. Анализ процессов рисования (последовательность рисования, комментарии, паузы и т.д.).

Проблема изучения детского коллектива

Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Учащимся предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) была предложена серия утверждений.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

  2. Наш класс дружный.

  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Для выявления состояния взаимопомощи (или её отсутствие) была предложена другая серия утверждений.

  1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

  2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

  3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

  4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

  5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

  6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.


п/п №

Фамилия, имя

Изучение взаимоприемлемости друг друга

Изучение состояния взаимопомощи

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Проблема изучения уровня нравственного развития личности учащихся

Игра «Магазин»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по 5-6 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость, милосердие, радость, прощение, благородность и т. д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на отрицательные (грубость, неряшливость, жадность, недисциплинированность, равнодушие, ненависть, злость, страх, обида, гнев, зависть и т. д.) или же на свои положительные, которые в избытке.

После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа игры фиксируются с помощью таблицы:

Анализ результатов игры