Файл: Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в 1м классе Проблема изучения направленности интересов учащихся Методика Цветик семицветик.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


            Методики и критерии диагностик

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.

Диагностики, проводимые в начальной школе можно разделить на группы:

Диагностики изучения классного коллектива:

Социометрия. Например «Круги на воде», «Необитаемый остров», «Аукцион», «Подарки»).


Диагностическая методика  например:

«Необитаемый остров»

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

 «Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

Диагностическая методика  «Круги на воде».

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.

Диагностическая методика «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Маша-книга, Катя- ручка и т.д.



Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

Диагностики изучения личности учащихся:

    
Анкета «Что я думаю о себе»

1.Какой я ученик__________________________________

2. Какой я человек________________________________

3.Какой я друг____________________________________

4. Я завидую(кому)________________________________

5.Мои хорошие качества___________________________

6. Мои плохие качества____________________________

7. Что я хотел бы изменить в себе____________________

8.Как ты думаешь, как одноклассники относятся к тебе?

9. Ты любишь себя?____________________________

 «Закончи предложение»

 На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

4. Когда в моём присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…

6. Если бы я был на месте учителя, я…

Оценочная шкала:

0 баллов – ребёнок не имеет нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки, реакции неадекватны

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремиться или считает их недостижимыми, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё не устойчивое

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

            Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.  Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

- самооценки обучающихся;

- оценки классного руководителя;

- оценки родителя.


Методики диагностики уровня воспитанности обучающихся

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

 1. Поведение в семье:

-проявление интереса к делам, проблемам семьи;













-вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;













- положительная реакция на замечания в семье;

проявление уважения к старшим;













-забота о младших членах семьи;













-выполнение поручений, обязанностей в семье.













2. Поведение в школе

- внимательность на уроках;













-старательность в выполнении домашних заданий;













-трудолюбие и аккуратность в учебе;













- проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;













- бережное отношение к школьному имуществу;













- разумное отношение к успехам и неудачам в учении;













- дисциплинированное поведение на переменах













3. Отношение к старшим:

- вежливое общение со старшими;













- выполнение поручений, просьб старших;













- оказание помощи нуждающимся в ней;













- уважение по отношению к старшим













4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;













- готовность бескорыстно помогать другу;













- стремление не подвести своих одноклассников и друзей;













- стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами;













5. Поведение на улице и в общественных местах:

- соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;













- бережное отношение к экологии;













6. Отношение к самому себе:

соблюдение правил личной гигиены;













- аккуратность и бережливость в одежде;













- самокритичность в оценке своего поведения и поступков;













- выполнение режима дня и утренней зарядки;













- правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.