Файл: 1. Цели и задачи снг история становления снг. Цели и задачи снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1. Страны СНГ: формирование территории. Региональные
организации
1. Цели и задачи СНГ
2. История становления СНГ.
1. Цели и задачи СНГ
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ),
сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик.
Образовано в соответствии с соглашением, подписанным 8 декабря 1991 в
Вискулях (резиденция правительства Белоруссии) руководителями
Белоруссии, Российской Федерации и Украины, а также с протоколом к
указанному соглашению, который был подписан 21 декабря 1991 в г.Алма-Ата (Казахстан) руководителями 11-ти республик бывшего СССР:
Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана (Киргизии),
Молдовы (Молдавии), Российской Федерации, Таджикистана,
Туркменистана, Узбекистана и Украины. В декабре 1993 к СНГ
присоединилась Грузия. Из бывших республик СССР в СНГ не вошли
Латвия, Литва и Эстония. В августе 2005 Туркменистан прекратил
постоянное членство и в настоящее время является ассоциированным членом
СНГ.
Согласно Уставу СНГ (утвержден главами государств-членов в январе
1993), Содружество не является государством и не обладает
наднациональными полномочиями. Оно основано на началах суверенного
равенства всех его членов, каждый из которых является самостоятельным и
равноправным субъектом международного права.
Цели Содружества:
– осуществление сотрудничества между государствами-членами в
политической, экономической, правовой, культурной, экологической,
гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения
международного мира и безопасности, а также достижения разоружения;
– создание общего экономического пространства, обеспечение
межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и
сбалансированного экономического и социального развития государствчленов;
– взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов,
обеспечение коллективной безопасности;
– мирное разрешение споров и конфликтов между странамиучастниками
;
– содействие гражданам государств-членов в свободном общении,
контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.
Отношения между государствами-членами СНГ основаны на
принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной
целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние
дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения
споров мирными средствами, а также верховенства международного права.
Общая территория государств, входящих в состав СНГ (без учета
территории Туркменистана) – 21,6 млн. кв. км., население – св. 275 млн. чел.
(2006). Штаб-квартира Содружества находится в г. Минск (Беларусь). В
странах СНГ сосредоточено ок. 10% мирового промышленного потенциала и
почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов.
Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет
собственную официальную символику и флаг.
2 .История становления СНГ. Первоначальное соглашение о
создании СНГ было подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991
председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем,
президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом
Кравчуком. Они объявили о прекращении организованных президентом
Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению
нового союзного договора, который был призван реформировать СССР.
Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что
распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов.
Тем не менее, 10 декабря решение о создании СНГ было ратифицировано
Верховной радой Украины и Верховным советом Белоруссии, а 12 декабря –
Верховным советом РФ. Договор 1922 о создании СССР был объявлен
расторгнутым. 13 декабря, после двухдневных переговоров в г. Ашхабад , главы государств Казахстана, Кыргызстана,
Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана заявили о своем желании
присоединиться к создаваемому Содружеству, аналогичные намерения
выразили Азербайджан и Армения. 17 декабря Горбачев и Ельцин достигли
договоренности о роспуске СССР. 21 декабря 1991 в г.Алма-Ата состоялась
встреча лидеров 11-ти бывших республик СССР; Грузия направила на нее
своих наблюдателей. Участники встречи окончательно подтвердили
прекращение существования СССР. Они приняли Алма-Атинскую
декларацию, подтвердив взаимное признание суверенитета и нерушимости
границ, а также намерение осуществления всестороннего сотрудничества и
выполнения международных обязательств бывшего СССР. Содружество
было объявлено открытым как для бывших республик Советского Союза, так
и для других государств, согласных с его принципами и целями. Постоянное
место СССР в Совете безопасности ООН было признано за Россией.
Участники встречи договорились создать координирующие органы
(Советы глав государств и глав правительств), сохранить общее
командование военно-стратегическими силами и общий контроль над
ядерным оружием. Четыре республики, имевшие на своей территории
ядерное оружие (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина) договорились
соблюдать и ратифицировать заключенный СССР договор СНВ (договор о
сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений,
подписан между СССР и США в Москве 31 июля 1991); Белоруссия,
Казахстан и Украина согласились доставить свое тактическое ядерное
оружие в Россию для уничтожения под совместным контролем.
До 26 декабря 1991 Алма-Атинские соглашения были ратифицированы
парламентами Белоруссии, Казахстана, России, Украины, Таджикистана и
Туркменистана. Грузия к Содружеству не присоединилась.
Первая встреча глав 11-ти государств СНГ состоялась 30 декабря 1991
в Минске. В ходе ее было подписано соглашение, признававшее
необходимость Объединенного командования стратегическими ядерными
силами и совместного контроля над оружием массового уничтожения,
находившегося на вооружении бывшего СССР. В отношении обычных
вооружений государства СНГ признали принцип создания национальных
армий в бывших советских республиках, подчиненных верховному
командованию СНГ. Вопрос о создании вооруженных сил СНГ обсуждался и
на второй встрече глав государств, которая состоялась 16 января 1992 в
Москве. На третьей встрече (г. Минск, 14 февраля 1992) лидеры 8-и
государств-членов договорились в принципе о сохранении единого
командования вооруженными силами в течение двух лет. Однако по этому
вопросу между странами Сообщества сохранялись разногласия. На четвертой
встрече в верхах, состоявшейся в Киеве 20 марта 1992, было достигнуто
соглашение о разделении полномочий в военных вопросах. В соответствии с
ними, вооруженные силы СНГ должны были включать в свой состав
стратегические силы и силы совместного назначения (миротворческие силы
по образцу «голубых касок» ООН). Это решение было признано только
Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и
Узбекистаном. В мае 1992 на пятой встрече в Ташкенте главы государств
Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана
подписали пакт о коллективной безопасности (военной взаимопомощи) и в
принципе договорились о совместном пограничном контроле. В июле того
же года было принято решение о посылке миротворческих сил в «горячие
точки» на территории СНГ; Азербайджан с этим решением не согласился.
Разногласия между государствами СНГ существовали и по ряду других
вопросов.
К концу 1993 в составе СНГ сформировались две неофициальные
группы государств. Одна из них (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия,
Россия, Таджикистан и Узбекистан) выступала за большую координацию и
расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны,
валютной политики, экономики и транспорта). Другая (Туркменистан и
Украина) выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор
на защите своих национальных интересов. Положение усугублялось острыми
конфликтами в ряде государств СНГ (гражданская война в Таджикистане,
конфликт в Приднестровье и армяно-азербайджанская война). К тому же,
среднеазиатские государства были заинтересованы, в первую очередь, в
более тесном сотрудничестве друг с другом и в развитии отношений с
соседними мусульманскими странами – Ираном, Пакистаном и Турцией. С
приходом к власти в Азербайджане в 1993 Гейдара Алиева эта страна
вернулась в состав СНГ. Глава государства Грузия Э.А.Шеварднадзе начал
проводить политику сближения с Содружеством, и в декабре того же года
Грузия стала его членом.
Наибольшие трудности возникали с согласованием вопросов военной
политики Содружества. Участники встречи в верхах, состоявшейся в мае
1995, продлили мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане и Абхазии.
Однако ряд государств (Азербайджан, Молдова, Туркмения, Узбекистан и
Украина) отказались присоединиться к соглашению о совместной охране
внешних границ и к общей конвенции о правах человека.
Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного
союза, тем не менее, на очередной встрече глав государств и правительств в
Минске (январь 1996) не удалось добиться его расширения (в марте того же
года к нему присоединилась только Киргизия). Лидеры стран СНГ продлили
мандат миротворческих сил в Таджикистане и достигли договоренности о
совместной системе ПВО. Украина отказалась участвовать в ее создании. В
мае 1996 на встрече в Москве главы правительств одобрили план интеграции
на 1996–1997 и совместную программу борьбы с экономической и
организованной преступностью. В марте 1997 на встрече президентов 12-ти
стран СНГ было согласовано образование комиссии по урегулированию
региональных конфликтов.
В начале 2000-х в СНГ фактически сложились два лагеря. С одной
стороны, сторонники усиления интеграции (Беларусь, Казахстан, Киргизия,
Россия и Таджикистан) в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в
Евразийское экономическое сообщество (в качестве наблюдателей к нему
присоединились Армения, Молдова и Украина). В октябре 2005 о намерении
вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь,
Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о
создании Организации договора о коллективной безопасности. В феврале
2003 президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины достигли на
встрече в Ново-Огареве договоренности об образовании Единого
экономического пространства (ЕЭП). Координирующим органом ЕЭП
должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не
подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось
открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась
возможность введения в будущем единой валюты.
Деятельность органов СНГ и осуществление совместных программ
финансируется странами Содружества на основе долевого участия
государств-членов. Расходы устанавливаются в соответствии со
специальными соглашениями о бюджетах органов СНГ. Бюджеты
утверждаются Советом глав государств по представлению Совета глав
правительств государств-участников. Совет глав правительств определяет
порядок рассмотрения вопросов финансово-хозяйственной деятельности
органов Содружества. Расходы, связанные с участием в работе совещаний и
органов СНГ представителей отдельных государств-членов, экспертов и
консультантов, несут сами эти государства.
8 декабря 1991 г. руководители России Борис Ельцин, Украины Леонид Кравчук и Беларуси Станислав Шушкевич подписали соглашения о денонсации договора о создании Союза ССР от 1922 года и об образовании Содружества Независимых Государств, которое должно было стать принципиально иным, по сравнению с Советским Союзом, объединением республик. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная межгосударственная организация, главной целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран, некогда входившими в состав СССР. 8 декабря 1991 г. в г.Минске главы Беларуси, России и Украины подписали Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств», которым предусматривалось образование СНГ. 21 декабря 1991 г. в г.Алматы был подписан Протокол к Соглашению «О создании Содружества Независимых Государств», в котором зафиксировано участие в Организации на равноправных началах 11 государств. Также было подписано Соглашение «О координационных институтах Содружества Независимых Государств». В соответствии с Уставом СНГ высшим органом Содружества является Совет глав государств, который