ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока музыки
Тема: Героическая тема в русской музыке
Ф.И.О. учителя: Наволокина Валентина Юрьевна
учитель музыки высшей квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного учреждения «Большелипяговская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Предмет: Музыка
Учебно – методическое пособие «Музыка» Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской.
Класс: 7
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Образовательные технологии, методы, приемы:
1. Личностно ориентированное обучение
2. Технология проблемного обучения
3.Технология сотрудничества
4. Технология системно-деятельностного подхода
5. Информационно-коммуникационная технология
Методы:
-
Метод художественно-педагогической драматургии; -
Метод коллективного осмысления; -
Метод наблюдения и сравнения; -
Метод художественного исполнения; -
Метод перевода в другую модальность; -
Метод создания эстетического пространства; -
Метод эмоциональной мотивации учащихся;
Оборудование:
1) Компьютер, проектор
2) Презентация к уроку
3) Раздаточный материал(кроссворд)
4) Фортепиано
Методическое обеспечение, ресурсы: Учебник
Организация пространства: В классе парты стоят для двух групп.
Тема года (тема раздела) | Музыкальная драматургия – развитие музыки | ||||
Тема урока | Два направления музыкальной культуры: Духовная и Светская музыка. | ||||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | |||
сформировать знания об особенностях драматургии разных жанров музыки героико-патриотического и эпического характера. | познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений. | ||||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | |||
1. обобщение особенностей музыки героико-патриотического, эпического характера; 2. развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах музыки, живописи, скульптуры, литературы; 3. актуализация знаний учащихся о музыкальных сочинениях, связанных с воплощением различных исторических событий; | 1. Образовательная: - систематизировать представления учащихся о героической теме в русской музыке; - закрепить понимание приёмов развития героической интонации музыки в процессе интонационно-образного анализа произведений; - формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации о музыкальных произведениях, в которых воплощена героическая тема в Интернете, различных справочниках, а также умение излагать своё мнение в устной и письменной форме, делать выводы. 2. Развивающая: - развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление творческой работы на тему «Героическая тема в русской музыке»; - создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся; - активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами 3. Воспитательная -приобщение к героико-патриотическим ценностям русской музыки; -создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству; | ||||
Планируемые результаты | Личностные: -ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; - эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия мира. Метапредметные: Личностные УУД: Воспитание, осмысление, запоминание учебного материала. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия. Познавательные УУД: выполнение группового задания. Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе. Предметные: закрепить понятия слов: опера, партитура, пластические монологи, либретто | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | ||
| Предметные | УУД | |||
| Звучит стихотворение Сергея Есенина Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». - Какое настроение у этого стихотворения? -О чем говорится в этом стихотворении? (2 мин.) | Дети отвечают на вопросы. | самоорганизация, способность регулировать свои действия | Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре | |
| -Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд по теме Опера «Князь Игорь» (5 мин.) | Дети делятся на две группы, отгадывают кроссворд пользуясь тетрадью. | Поиск и выделение необходимой информации | регулятивные: - умение применять знание полученные на уроках музыки коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | |
| - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -Какая цель урока? (1 мин) | Дописывают тему урока в тетрадь. Определяют цель. | Определять тему и задачи конкретного урока. | регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. | |
| -Сейчас каждая группа будет работать с учебником (стр. 36) (4 мин) | Читают учебник | Поиск и выделение необходимой информации | регулятивные: - умение применять знание полученные на уроках музыки коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | |
| Сейчас вы послушаете фрагменты арий Князя Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин. (2 мин.) | Отвечают на вопрос: Как можно охарактеризовать их образы? | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | регулятивные: - умение применять знание полученные на уроках музыки коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | |
| Дети.: настоящие сыны своего Отечества, которые были озабочены судьбой своей Родины. Поэтому музыка звучит призывно, сама по себе - тревожная, насыщенная. Они не подавлены, он готовы сражаться, готовы к борьбе. Потому что музыка арии была очень гордой, уверенной, энергичной, героической. Учитель.: Запишем в тетради название арий и характерные черты. Учитель – А как композитор передает образ врага. Здесь нет батальных сцен, нет музыкальной звукописи сражений (5 мин) | Отвечают на вопрос: Как композитор передаёт образ врага? | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | регулятивные: | |
| Каждая группа отвечает на вопросы, учитель дополняет ответы детей. (3 мин) | Отвечают на вопросы, слушают. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; | |
| Викторина на тему: «Музыкальные инструменты» (8 мин) | Определяют название музыкальных инстументов, меняются тетрадями и проверяют друг друга | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . | |
| Вокально-хоровая работа. Распевание «По дороге Петя шёл и горошину нашёл…» Разучиваем первый куплет песни «Песня туристов», музыка К. Молчанова (работа над вокально-хоровыми навыками: дыхание, чёткая дикция, артикуляция) Рассказ учителя об истории создания песни, связь с героическим фильмом о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие» -К какому музыкальной жанру можно отнести эту песню? Почему? (9 мин) | Исполняют песню, отвечают на вопросы. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . | |
| -Какая музыка называется героической? Что даёт современным композиторам, исполнителям, слушателям обращение к героически образам и сюжетам исторического прошлого? В чём вы видите современность темы защиты Отечества? (4 мин) | Дети отвечают на вопросы и делают выводы. | Подведение итогов. | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; | |
| -Ребята, а сейчас каждая из команд придумает синквейн на тему «Героическая тема в русской музыке» (3 мин) | Сочиняют синквейн, рассказывают. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. | |
| 1.Узнать историю создания оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»» (1 мин) 2. Выписать в тетрадь музыкальные произведения относящиеся к русской героической музыке 3. Выучить 1 куплет песни. | Записывают домашнее задание в дневник. | | |
Приложение 1