Файл: Героическая тема в русской музыке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока музыки

Тема: Героическая тема в русской музыке

Ф.И.О. учителя: Наволокина Валентина Юрьевна

учитель музыки высшей квалификационной категории

Муниципального общеобразовательного учреждения «Большелипяговская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

Предмет: Музыка

Учебно – методическое пособие «Музыка» Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской.

Класс: 7

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Образовательные технологии, методы, приемы:

1. Личностно ориентированное обучение

2. Технология проблемного обучения

3.Технология сотрудничества

4. Технология системно-деятельностного подхода

5. Информационно-коммуникационная технология

Методы:

  • Метод художественно-педагогической драматургии;

  • Метод коллективного осмысления;

  • Метод наблюдения и сравнения;

  • Метод художественного исполнения;

  • Метод перевода в другую модальность;

  • Метод создания эстетического пространства;

  • Метод эмоциональной мотивации учащихся;

Оборудование:

1) Компьютер, проектор

2) Презентация к уроку

3) Раздаточный материал(кроссворд)

4) Фортепиано

Методическое обеспечение, ресурсы: Учебник

Организация пространства: В классе парты стоят для двух групп.

Тема года

(тема раздела)

Музыкальная драматургия – развитие музыки

Тема урока


Два направления музыкальной культуры: Духовная и Светская музыка.

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

сформировать знания об особенностях драматургии разных жанров музыки героико-патриотического и эпического характера.

познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений.


Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. обобщение особенностей музыки героико-патриотического, эпического характера;

2. развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах музыки, живописи, скульптуры, литературы;

3. актуализация знаний учащихся о музыкальных сочинениях, связанных с воплощением различных исторических событий;



1. Образовательная:

- систематизировать представления учащихся о героической теме в русской музыке;

- закрепить понимание приёмов развития героической интонации музыки в процессе интонационно-образного анализа произведений;

- формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации о музыкальных произведениях, в которых воплощена героическая тема в Интернете, различных справочниках, а также умение излагать своё мнение в устной и письменной форме, делать выводы.

2. Развивающая:

- развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление творческой работы на тему «Героическая тема в русской музыке»;

- создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся;

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами

3. Воспитательная

-приобщение к героико-патриотическим ценностям русской музыки;

-создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству;


Планируемые результаты

Личностные:

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия мира.

Метапредметные:

Личностные  УУД: Воспитание, осмысление, запоминание учебного материала.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: выполнение группового задания.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе.

Предметные: закрепить понятия слов: опера, партитура, пластические монологи, либретто


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты





Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Звучит стихотворение Сергея Есенина

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

- Какое настроение у этого стихотворения?

-О чем говорится в этом стихотворении?

(2 мин.)

Дети отвечают на вопросы.

самоорганизация, способность регулировать свои действия

Метапредметные  УУД:

личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре


  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

-Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд по теме Опера «Князь Игорь»

(5 мин.)

Дети делятся на две группы, отгадывают кроссворд пользуясь тетрадью.

Поиск и выделение необходимой информации

регулятивные:

- умение применять знание полученные на уроках музыки

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками


  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Какая цель урока?

(1 мин)

Дописывают тему урока в тетрадь. Определяют цель.


Определять тему и задачи конкретного урока.

регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

- сравнивать образцы;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.


  1. «Открытие» учащимися новых знаний

-Сейчас каждая группа будет работать с учебником (стр. 36)

(4 мин)

Читают учебник

Поиск и выделение необходимой информации

регулятивные:

- умение применять знание полученные на уроках музыки

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

  1. Слушание

Сейчас вы послушаете фрагменты арий Князя Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин. (2 мин.)

Отвечают на вопрос: Как можно охарактеризовать их образы?


Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

регулятивные:

- умение применять знание полученные на уроках музыки

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

  1. Обсуждения по теме урока

Дети.: настоящие сыны своего Отечества, которые были озабочены судьбой своей Родины. Поэтому музыка звучит призывно, сама по себе - тревожная, насыщенная. Они не подавлены, он готовы сражаться, готовы к борьбе. Потому что музыка арии была очень гордой, уверенной, энергичной, героической.

Учитель.: Запишем в тетради название арий и характерные черты.

Учитель – А как композитор передает образ врага. Здесь нет батальных сцен, нет музыкальной звукописи сражений (5 мин)


Отвечают на вопрос: Как композитор передаёт образ врага?


Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

регулятивные:

  1. Первичное закрепление

Каждая группа отвечает на вопросы, учитель дополняет ответы детей.

(3 мин)

Отвечают на вопросы, слушают.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.


познавательные:

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Викторина на тему: «Музыкальные инструменты»

(8 мин)

Определяют название музыкальных инстументов, меняются тетрадями и проверяют друг друга

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.


регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .


  1. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Вокально-хоровая работа.

Распевание «По дороге Петя шёл и горошину нашёл…»

Разучиваем первый куплет песни «Песня туристов», музыка К. Молчанова (работа над вокально-хоровыми навыками: дыхание, чёткая дикция, артикуляция)

Рассказ учителя об истории создания песни, связь с героическим фильмом о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие»

-К какому музыкальной жанру можно отнести эту песню? Почему?

(9 мин)

Исполняют песню, отвечают на вопросы.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .


  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

-Какая музыка называется героической? Что даёт современным композиторам, исполнителям, слушателям обращение к героически образам и сюжетам исторического прошлого? В чём вы видите современность темы защиты Отечества?

(4 мин)

Дети отвечают на вопросы и делают выводы.

Подведение итогов.

личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;


  1. Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности – самооценка и взаимооценка)

-Ребята, а сейчас каждая из команд придумает синквейн на тему «Героическая тема в русской музыке»

(3 мин)

Сочиняют синквейн, рассказывают.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.


личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.


  1. Домашнее задание

1.Узнать историю создания оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»»

(1 мин)

2. Выписать в тетрадь музыкальные произведения относящиеся к русской героической музыке

3. Выучить 1 куплет песни.

Записывают домашнее задание в дневник.








Приложение 1