Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 611
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Магистратура
ЗАДАНИЕ по подготовке выпускной квалификационной (магистерской) работы студенту Жданову Игорю Андреевичу
Тема выпускной (квалификационной) работы: «Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
Утверждена 20.09.2018 года
Руководитель работы:
Мезинов
Дмитрий
Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент
Сроки выполнения выпускной (квалификационной) работы:
1). Составление предварительного плана и графика написания выпускной
(квалификационной) работы с «5» октября 2018 г. по «12» октября 2018 г.
2). Подбор и изучение необходимых нормативных документов, актов и специальной литературы с «15» октября 2018 г. по «4» декабря 2018 г.
3). Сбор и анализ практического материала с «15» февраля 2019 г. по «8» марта 2019 г.
Изучение прокурорской практики прокуратуры Кировского района г.
Томска.
4). Составление окончательного плана выпускной (квалификационной) работы с «11» марта 2019 г. по «25» марта 2019 г.
5). Написание и оформление выпускной (квалификационной) работы с «2» апреля 2019 г. по «1» мая 2020 г.
Встречи дипломника с научным руководителем – ежемесячно (последняя неделя месяца в часы консультаций).
Научный руководитель_______________________________________________________
С положением о порядке организации и оформления выпускных
(квалификационных) работ ознакомлен, задание принял к исполнению____________________
3
Аннотация
магистерской диссертации на тему: «Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
Актуальность магистерской диссертации связана с необходимостью совершенствования прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, а также поиска решения проблем множественности допускаемых следователями нарушений. В настоящее время в научной литературе отмечается значительное количество проблем в реализации прокурором своей функции, в том числе связанных с сужением полномочий прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и ликвидацией части полномочий, ранее принадлежащих прокурору.
Объектом настоящей работы являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
Предмет исследования охватывает правовое регулирование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью, а также деятельность прокурора по надзору за органами предварительного следствия.
Целью работы является историко-правовое изучение становления и развития прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, определение сущности и значения прокурорского надзора за предварительным следствием, а также анализ проблем, возникающих в ходе осуществления данного надзора, и поиск путей их совершенствования в практической деятельности при осуществлении надзора в исследуемой сфере.
Структура работы определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов,
4 заключение, список использованных источников и нормативно правовых актов и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются цели и задачи работы, а также проблемы, связанные с указанной темой.
В первой главе изучается история возникновения и становления надзора за органами предварительного следствия, основные тенденции его развития, а также сущность функции надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, и объем процессуальных полномочий прокурора в разные исторические периоды времени.
Во второй главе рассматривается понятие, содержание, предмет и пределы прокурорского надзора за предварительным следствием, исследуется значение и место прокурорского надзора за процессуальной деятельность органов предварительного следствия среди иных направлений надзорной деятельности прокуратуры, изучаются цели и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельность органов предварительного следствия.
В третьей главе рассматриваются полномочия прокурора и их виды при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, изучается реализация полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений законодательства в деятельности органов следствия, исследуются акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора в данной сфере.
В заключении содержатся основные итоги исследования.
В приложении находятся статистические данные и формируются инициативы по внесению изменений в законодательство по совершенствованию работы органов прокуратуры в рассматриваемом направлении прокурорского надзора.
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................... 6
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ........... 10 1.1. История возникновения и становления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в
Российской империи .................................................................................................. 10 1.2. Развитие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в советский период ................................................... 19 1.3. Становление и развитие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в Российской Федерации29
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛНОСТЬЮ ОРГАНОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ................................................................... 34 2.1. Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие ........................................................ 34 2.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие .............. 40 2.3. Задачи и место прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, среди иных направлений надзорной деятельности ............................................................................................ 45
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
СЛЕДСТВИЯ .............................................................................................................. 51 3.1. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие ..................................................................................................................... 51 3.2. Акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие ....................................................................................... 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................... 84
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов ................... 90
Приложение................................................................................................................. 98
6
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время прокуратура Российской Федерации ежегодно выявляет более миллиона нарушений закона, совершаемых органами предварительного следствия. При этом выявление не приводит к обеспечению законности и защите прав участников уголовного процесса, что обусловлено отсутствием возможностей у прокурора оперативно устранить нарушения закона.
Актуальность магистерской диссертации связана с необходимостью совершенствования прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а также в поиске решения проблем множественности допускаемых следователями нарушений.
В настоящее время в научной литературе отмечается значительное количество проблем в данном направлении надзора, что связано с сужением полномочий прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и ликвидацией части полномочий, ранее принадлежащих прокурору.
Целью работы является историко-правовое изучение развития прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, определение сущности и значения прокурорского надзора за предварительным следствием, а также анализ проблем, возникающих в ходе осуществления данного надзора, и поиск путей их совершенствования в практической деятельности при осуществлении надзора в исследуемой сфере.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) Проанализировать возникновение и развитие прокурорского надзора за органами предварительного следствия в досоветский, советский и постсоветский периоды;
7 2) Определить понятие, предмет, задачи и сущность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие;
3) Исследовать объем полномочий прокурора и характер правовых и организационных средств по надзору, а также акты прокурорского реагирования и методы прокурорского надзора в данной сфере;
4) Выработать меры по совершенствованию законодательства в сфере прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
Объектом настоящей работы являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами предварительного следствия.
Предмет исследования охватывает правовое регулирование прокурорского надзора за процессуальной деятельностью, а также деятельность прокурора по надзору за органами, осуществляющими предварительное следствие.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также комплексное применение таких общенаучных и специальных методов, как: историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-логический, формально-юридический, социологический, статистический. Так, историко-правовой метод позволяет определить закономерности становления и развития института надзора прокурора за предварительным следствием в России, а также сравнить действующее законодательство Российской Федерации с предшествующим. Применение формально-юридического метода позволяет выявить проблемы правоприменения и выработать предложения по совершенствованию законодательства.
Метод статистического анализа предоставляет возможность получить данные, необходимые для проверки обоснованности теоретических выводов.
8
Правовую и информационную основу магистерской диссертации составляют положения Конституции Российской Федерации, ранее действовавшее и современное уголовно-процессуальное законодательство
Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.
Теоретической базой магистерской диссертации являются труды в области уголовно-процессуального права и прокурорского надзора следующих авторов: В.Г. Бессарабова, Ю.Е. Винокурова, О.В. Воронина,
В.Н. Григорьева, С.Г. Кехлерова, О.А. Кожевникова, Н.В. Ласкиной, Д.А.
Мезинова, А.Я. Сухарева и других авторов.
Эмпирическая основа магистерской диссертации состоит из статистических данных (на примере Томской и Волгоградской областей), включающих общую информацию за последние три года (2017-2019 года).
Статистические данные включают в себя информацию о законности возбуждения уголовных дел, их приостановления и прекращения в Томской области, а также данные по рассмотрению в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в
Волгоградской области.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются цели и задачи работы, а также проблемы, связанные с указанной темой.
В первой главе изучается история возникновения и становления надзора за органами предварительного следствия, основные тенденции его развития, а также сущность функции надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, и объем процессуальных полномочий прокурора в разные исторические периоды времени.
Во второй главе рассматривается понятие, содержание, предмет и пределы прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного
9 следствия, исследуется значение и место прокурорского надзора за процессуальной деятельность органов, осуществляющих предварительное следствие среди иных направлений надзорной деятельности прокуратуры, изучаются цели и задачи прокурорского надзора.
В третьей главе рассматриваются полномочия прокурора и их виды при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, изучается реализация полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений законодательства в деятельности органов следствия, исследуются акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора в данной сфере.
В заключении содержатся основные итоги исследования.
В приложении находятся статистические данные и формируются инициативы по внесению изменений в законодательство по совершенствованию работы органов прокуратуры в рассматриваемом направлении прокурорского надзора.
10
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
1.1. История возникновения и становления прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
в Российской империи
Прежде чем перейти к рассмотрению таких элементов как понятие, задачи и функций прокурорского надзора за органами предварительного следствия, необходимо понять где, когда и как зародился такой орган как прокуратура, для чего и в связи с чем он появился, то есть проследить откуда берет свое начало прокуратура и прокурорский надзор, как он развивался.
Изучение исторических аспектов позволит наиболее детально и целостно изучить институт прокурорского надзора и позволит наиболее тщательно изучить тему и в наиболее полном объеме.
Считается, что прокуратура как государственный орган надзора появился на рубеже XIII-XIV веков во Франции. Её появление было обусловлено внутренней борьбой между королевской властью против феодалов и сепаратистов. У органа первоначально был сугубо карательный уклон, прокуратура скорее была орудием государственного принуждения.
Именно создание прокуратуры во Франции послужило образцом для создания подобной государственной структуры в России.
1
Основоположником прокуратуры в Российской империи считается главный первооткрыватель российского государства – Петр I. Он проводил множество реформ, за его правление было много нововведений, была реформирована по сути вся структура государственного управления. Целью данных действий было, безусловно, стремление к созданию максимально централизованного государства и облегчение управления столь большой страной. Тем более на момент правления Петра I процветала преступность, в
1
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2012. С.62.
11 том числе должностные злоупотребления, взяточничество. Все это вызвало необходимость в создании государственного органа, который бы навел порядок в государстве.
Перечисленные нюансы вызвали к жизни создание в российской империи прокуратуры. В 1722 году Петр I создал абсолютно новый для своей страны государственный орган, ранее не существовавший – прокуратуру.
Создана она была указами Петра I от 12 января, 18 января, 27 апреля 1722 года. Целью учреждения прокуратуры является гласный контроль (надзор) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. «Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер- прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, который должен рапортовать Генерал-прокурору». Первым генерал-прокурором стал известный государственный деятель – П.И. Ягужинский. В круг его обязанностей входил надзор за деятельностью Сената и иных государственных органов, а также руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуроров. В случае обнаружения каких-либо нарушений он должен был потребовать их устранения, а при неподчинении данному решению обязан был принести протест и приостановить действие незаконного решения или прекратить его действие.
Таким образом, прокуратура была создана как централизованный орган, представляющий определенную иерархию с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Прокуратура не выполняла непосредственно уголовное преследование и не расследовала дела, а осуществляла надзор за данной деятельностью. Прокуроры следили за сроками расследования уголовных дел, вникали в существо дела и давали оценку собранным доказательствам виновности того или иного лица.
2
Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что прокуратура во времена Петра I создана как прообраз современной прокуратуры. Это был централизованный орган, имеющий иерархию, подчинение нижестоящих
2
Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор/ В.Г. Бессарабов.. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. С.21.