Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 613
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 правах отдела. Предварительным следствием занималась следственная часть, входящая в подотдел государственного обвинения.
19
Прокурор обязан был поддерживать обвинение в суде и наблюдать за надлежащим содержанием заключенных под стражей, осуществлять надзор за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц. Применительно к прокурорскому надзору за следователями Положением предусматривалось право прокурора возбуждать уголовное преследование и опротестовывать постановления, не соответствующие закону. Кроме того, в Положении указывалась обязанность по непосредственному наблюдению за деятельностью следственных органов в ходе осуществления последними своих функций по раскрытию преступлений и за деятельностью органов
Государственного Политического Управления.
В области надзора за предварительным следствием Положение о прокурорском надзоре наделяло прокуроров следующими полномочиями: возбуждение судебного преследования в случае поступления жалоб, заявления, а также по собственной инициативе, надзор за предварительным следствием, дача указаний и разъяснений по вопросам производства предварительного следствия; утверждение обвинительного заключения, обвинительного акта и постановления о прекращении дела.
Постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 года, был принят УПК РСФСР, который вступал в силу с 1 июля 1922 года. В соответствии со статьей 22
УПК РСФСР органы прокуратуры были обязаны возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению. Статья 96 УПК
РСФСР закрепляла, что одним из оснований для возбуждения уголовного дела выступало предложение прокурора. Так же, как и по Уставу 1864 года прокурор сам не осуществлял производство предварительного следствия
19
«Положение о прокурорском надзоре» Постановление ВЦИК [Электронный ресурс]: от 28.05.1922//
КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
22
(«При наличии повода прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания либо непосредственно в суд»).
20
На этапе предварительного следствия, согласно статье 101 УПК РСФСР 1922 года, прокурор был вправе знакомится с актами предварительного следствия и давать указания следователю о направлении и дополнении следствия. При этом указания, сделанные прокурором, были обязательны для следователя в соответствии со статьей 121. Кроме того, в статье 151 УПК РСФСР 1922 года отмечается, что прокурор мог предложить следователю отменить принятую меру пресечения или заменить ее другой или же избрать меру пресечения, если таковая не была избрана следователем. Так же, в статье 163 отмечено, что об избрании меры пресечения следователь был обязан уведомить прокурора.
Если по Уставу 1864 года прокурор сам составлял обвинительный акт
(статья 520), то в соответствии со статьей 213 УПК РСФСР следователь составлял обвинительное заключение, а после этого направлял дело прокурору. После получения уголовного дела, прокурор был вправе:
1) признать следствие неполным и возвратить уголовное дело следователю, с указанием на те обстоятельства, которые необходимо расследовать (статья 231);
2) признать, что нет законных поводов и достаточных оснований для передачи дела в суд, и сообщить об этом в суд, которому подсудно данное дело о прекращении дела (статья 232);
3) признать, что дело достаточно выяснено, сообщить суду о своем согласии с обвинительным заключением и предложить суду утвердить последнее.
В том случае, если прокурор считал нужным внести изменения в обвинительное заключение следователя, он составлял новое заключение,
20
Уголовно – процессуальный кодекс РСФСР [Электронный ресурс]: от 25.05.1922// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
23 удовлетворяющее требованиям УПК и передавал обвинительное заключение в суд с предложением утвердить и предать обвиняемого суду.
21
Образование Союза ССР вызвало необходимость создания союзных органов прокуратуры. В этой связи в 1923 году органы прокуратуры были образованы при Верховном Суде СССР.
29 октября 1924 году были приняты Основы уголовного судопроизводства.
В соответствии с этим нормативным актом
«предварительное расследование преступлений производится под надзором прокуратуры. Органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик».
22
В 1933 году ЦИК и СНК СССР приняли Постановление об образовании прокуратуры СССР, а 17 декабря 1933 года Положение о ней. Так, в соответствии с Положением о прокуратуре Союза ССР в числе функций, возлагаемых на органы прокуратуры, указана функция возбуждения уголовного преследования и поддержания обвинения во всех судебных инстанциях на территории союза ССР.
23
Положение установило полное организационное отделение прокуратуры от
Верховного
Суда.
5 ноября 1936 года было принято постановление «О структуре Прокуратуры
Союза ССР», закрепившее учреждение Следственного отдела в Прокуратуре
СССР.
24
Окончанием централизации прокуратуры следует считать принятие 5 декабря 1936 года Конституции СССР, содержащей специальную главу, в которой закрепляется положение о прокуратуре как единой
21
Уголовно – процессуальный кодекс РСФСР [Электронный ресурс]: от 25.05.1922// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
22
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных Республик [Электронный ресурс]: от
29.10.1924 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
23
Положение о прокуратуре Союза ССР [Электронный ресурс]: от 17.12.1933// КонсультантПлюс: справ.правовая система. ВерсияПроф. Электрон.дан. М., 2020.
24
Постановление СНК СССР от 05.11.1936 №1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
24 централизованной системе органов, возглавляемой Генеральным прокурором
СССР, осуществляющим высший надзор за точным исполнение законов в советском государстве.
25
Кроме того, Конституция указывала на независимость осуществления прокурорами своих функций от местных органов власти и подчинение только Генеральному прокурору СССР.
В годы Великой Отечественной войны вся деятельность прокуратуры и следствия ориентировалась на стремлении к победе над фашизмом. Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года объявил в советском государстве военное положение, в соответствии с которым вся деятельность прокуратуры была перестроена на военный лад.
26
Прокуроры выполняли функции по надзору за исполнением законов военного времени, обеспечивали исполнение законов о поставке военной продукции, оказании помощи фронту и укреплении тыла. Осуществление надзора прокурорскими работниками за следствием характеризовалось контролем за осуществлением расследования в максимально короткие сроки, правильной квалификацией совершенных преступлений, обоснованностью возбуждения уголовных дел.
27
В 1955 году Президиумом Верховного Совета СССР был принят указ об утверждении нового Положения о прокурорском надзоре. Положение включало в себя общие положения, которые раскрывали понятие прокурорского надзора, его задачи, основные направления деятельности и принципы организации прокуратуры. В соответствии со статьей 17
Положения Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры, осуществляя надзор за точным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия были обязаны:
1) привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;
25
Конституция СССР [Электронный ресурс]: от 05.12.1936 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. –
Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
26
Басков В. И., Коробейников Б. В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Зерцало, 2000. С.38.
27
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2012 г. С.71.
25 2) строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
3) следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного законом порядка расследования преступлений.
28
Кроме того, у прокуроров появились ранее отсутствующие полномочия по расследованию уголовного дела, прекращению уголовного дела, отстранению следователя, в случае, если им были допущены нарушения закона при расследовании уголовного дела.
С 1 января 1961 года Верховный Совет Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики своим законом ввел в действие новый УПК, внеся изменения в административную модель построения следственного аппарата.
29
Осуществлять предварительно следствие стали лишь следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности, милиция была освобождена от данной функции. Однако, указом от 6 апреля 1963 года «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка», был создан следственный аппарат в системе органов внутренних дел, которому стали подследственны дела об общеуголовных преступлениях.
30
В соответствии с УПК 1961 года первой стадией уголовного процесса было «возбуждение производства по уголовному делу», по итогам которого орган дознания, следователь, прокурор либо отказывали при отсутствии
«признаков преступления» в производстве дознания или предварительного следствия, что могло быть обжаловано в суд, либо приступали к дознанию или предварительному следствию, не вынося каких-либо специальных
28
Положение о прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: от 24.05.1955 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
29
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) [электронный ресурс]: от 27.10.1960// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
30
Турчин Д.А. Выводы из ближайшей истории органов прокуратуры и следствия в России /Д.А. Турчин//
Правоведение. №2. 1998. С.168.
26 постановлений. Дознание поначалу имело факультативный характер и не приводило к появлению полноценных доказательств, будучи предназначено для расследования мелких уголовных дел или собирания материалов для следователя, однако в ходе реформ 1920-х годов все более и более превращалось в полноценную форму расследования, дублируя предварительное следствие. Следователь в случаях, когда не начинал следствие самостоятельно, а получал материалы от органов дознания, вправе был либо произвести предварительное следствие в полном объеме, либо счесть дознание полным и произвести лишь отдельные следственные действия. Расследование завершалось либо прекращением дела, либо направлением его прокурору для передачи в суд. Предварительное расследование проводится в форме дознания или предварительного следствия, что по сути является единственным проявлением дифференциации процессуальной формы и приводит к почти полному исчезновению различий между ними. В этой связи и прокурорский надзор за обеими формами предварительного расследования был примерно одинаков.
В соответствии с УПК РСФСР 1961 года прокурор:
31 1) возбуждал уголовное дело (статья 3 УПК РСФСР), в статье 112 УПК
РСФСР впервые было закреплено положение, согласно которому копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем или органом дознания, немедленно направлялась прокурору;
2) осуществлял надзор за точным исполнением законов, своевременно принимал предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений законов (статья 25 УПК РСФСР);
3) мог применять к обвиняемому меры пресечения.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, прокурор направлял его для производства предварительного следствия. В
31
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) [электронный ресурс]: от 27.10.1960// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
27 соответствии со статьей 125 УПК РСФСР предварительное следствие по уголовным делам могло осуществляться следователями прокуратуры.
Так, прокурор осуществлял надзор за законностью возбуждения уголовного дела. Если дело было возбуждено следователем без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением мог отменить постановление следователя, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекратить дело, если по нему были произведены следственные действия. В случае неосновательности отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменял состоявшееся об этом постановление следователя и возбуждал дело.
32
Так же, в соответствии со статьей 133 УПК РСФСР сроки по предварительному следствию могли продлевать прокуроры. Это тоже являлось новеллой законодательства по сравнению с УПК 1922 года.
Предварительное следствие оканчивалось тем, что следователь после подписания обвинительного заключения направлял дело прокурору. В соответствии со статьей 214 УПК РСФСР прокурор имел право в том числе составлять новое обвинительное заключение, а ранее составленное из дела изымал и возвращал следователю с указаниями.
Так же, в соответствии со статьей 215 прокурор мог своим постановлением исключить отдельные пункты из обвинения, а так же применить закон о менее тяжком преступлении. После того, как прокурор утверждал обвинительное заключение или составлял новое, он направлял уголовное дело в суд.
33
Таким образом, УПК 1961 года несколько расширил направления деятельности прокурора на этапе предварительного расследования по сравнению с УПК 1922 года. Так, в соответствии с УПК 1922 года сам прокурор предварительного следствия не осуществлял, а лишь давал указания следователю о направлении расследования, когда согласно УПК
32
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) [электронный ресурс]: от 27.10.1960// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
33
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) [электронный ресурс]: от 27.10.1960// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
28 1961 года прокурор мог лично производить предварительное следствие. Что касается мер пресечения, то по УПК 1922 года у прокурора были полномочия предложить следователю избрать, изменить либо отменить таковую, с принятием УПК 1961 года прокурор имел право сам применять меры пресечения к обвиняемому. Полномочия по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, также были несколько изменены. В соответствии с УПК 1922 года прокурор обвинительное заключение не утверждал, а передавал в суд, с предложением утвердить обвинительное заключение. Согласно же УПК 1961 года прокурор сам утверждал обвинительное заключение и передавал дело в суд.
Нельзя не отметить, что полномочия прокурора необходимые для реализации функции надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие, по сравнению с УПК 1922 года, были в значительной степени расширены.
Принятый в 1979 году Закон «О прокуратуре СССР», основанный на
Конституции СССР 1977 года, содержащий отдельные положения о прокуратуре, связан с окончанием формирования советской самостоятельной централизованной системы прокурорских органов. Закон указывает на осуществление деятельности прокуроров по направлению укрепления социалистической законности и правопорядка.
34
Нововведением Закона являлось предоставление прокурору права на использование средств прокурорского реагирования на нарушения законов, среди которых были протест, представление и постановление. Их состав пополнился благодаря
Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР» такими средствами прокурорского реагирования как предписание и предостережение.
35 34
Закон «О прокуратуре СССР» [Электронный ресурс]: от 30.11.1979// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
35
Басков В. И., Коробейников Б. В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Зерцало, 2000. С.38.
29
Новый УПК предоставлял прокурору полномочия максимально эффективно осуществлять надзор и одновременно быть органом, ведущим предварительное следствие. Таким образом, прокурор в данном случае мог сам участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить предварительное следствие или отдельные следственные действия по любому делу и одновременно надзирать сам за собой. Таким образом, у прокурора произошло смешение функции надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие и функции уголовного преследования, далее эта тенденция будет прослеживаться после образования
Следственного
Комитета при
Прокуратуре в 2007 году.
1.3. Становление и развитие прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов предварительного следствия
в Российской Федерации
Распад Союза Советских Социалистических республик в 1991 был вызван процессами системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере. Требовались кардинальные перемены в жизни общества, в том числе в законодательстве, которое больше не могло отвечать современным на тот момент стандартам.
Так, 17 января 1992 году Президентом уже нового государства – Российской
Федерации был принят Закон «О прокуратуре РФ», состоящий из шести разделов и 47 статей, действующий с соответствующими изменения и в нынешнее время. Кроме того, 12 декабря 1993 года на всероссийском референдуме была принята Конституция РФ. Статья 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре и вошедшая в главу «Судебная власть», закрепила прокуратуру как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а
30 также установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.
36
Следует отметить, что указанный Закон сохранил основные направления прокурорской деятельности, известные в советский период деятельности прокуратуры. Он лишь существенно трансформировал роль прокурора при осуществлении уголовного и гражданского судопроизводства, акцентировал внимание на правозащитной деятельности прокуратуры.
Статья 1 нового Закона, касающаяся целей и направлений прокурорской деятельности, провозгласила три основных её направления: надзор, участие в рассмотрение дел судами и расследование преступлений в предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством случаях.
Глава 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» включала в свое содержание надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Предметом надзора закон называл установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, а также проведения расследования и законность принимаемых следователями решений.
37
В целях реализации Федерального закона был издан приказ
Генерального прокурора «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из закона Российской Федерации «О прокуратуре РФ». Среди множества поставленных задач приказ содержал задачи по отработке чёткой системы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, и по своевременности обеспечения ими устранения нарушений порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения расследования.
38 36
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
37
О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от
17.01.1992)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
38
О задачах органов прокуратуры, вытекающих из закона Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 марта 1992 г. N 7// КонсультантПлюс: справ. правовая система.
– Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.