Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 616
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 прокуроров вышестоящему. Основной функцией прокуратуры была и есть надзорная функция, которая является по сути главной в ее деятельности.
После смерти Петра I роль прокуратуры стала уменьшаться, так как власть сосредоточилась в руках аристократии. При правлении Екатерины I произошел значительный уход от того порядка надзора прокуратуры за деятельностью государства, который был заложен Петром I. Над Сенатом был создан Верховный тайный совет, в связи с чем власть была частично отобрана не только у Сената, но и у прокуратуры.
Определенный прогресс в развитии прокурорского надзора произошел во время правления просвещенной императрицы Екатерины II. Сенат в то время был поделен на различные департаменты, и за ними всеми осуществлял надзор Генерал- прокурор. Прокуратура при Екатерине II фактически стала высшим органов надзора с серьезными для этого полномочиями. 7 ноября 1775 года Екатерина II утвердила Уложение
«Учреждения для управления губерний», вследствие чего расширился состав прокурорских чинов и круг возлагаемых на органы прокуратуры обязанностей. Основные направления деятельности прокурора были закреплены в статье 404 Уложения. «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел.
Они сохраняют целость власти, установлений и интереса императорского величества, наблюдают чтоб запрещенных сборов с народа ни кто не собирал, и долг имеют истреблять по всюды зловредные взятки».
3
Вновь учрежденный губернский прокурор служил представителем императорской власти на местах и был обязан следить за исполнением императорских указов на местах.
4 3
Уложение «Учреждения для управления губернией» 1775 г. [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. – Электрон. дан. – М., 2020 4
Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. наук
А.Г.Халиулина. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С. 5.
13
Правление Павла I характеризовалось чрезмерным расширением полномочий генерал-прокурора, что способствовало снижению значения функции надзора и уменьшению роли прокуратуры как контрольного органа.
В Циркулярном ордере 22 сентября 1802 г был впервые утвержден надзор за производством предварительного расследования. В соответствии с п.5
Циркулярного ордера «По производству уголовных дел прокуроры наблюдают, с одной стороны, чтобы не происходило где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинения невиновности, а с другой – упущения и послабления преступления».
5
При Александре I прокуратура оформилась уже как полноценный специализированный орган, осуществляющий надзор за законностью, то есть она стала ещё на шаг ближе к современной прокуратуре. Оформление прокуратуры в самостоятельное ведомство произошло в связи с учреждением Министерства юстиции. Манифестом от 25 июля 1811 года об
«Общем учреждении министерств» в структуре Министерства юстиции была обособлена прокурорская служба, определены субординационные связи, иерархия прокурорских чинов, порядок их взаимодействия с судами, а также процедуры назначения и освобождения от должности.
6
Помимо
Министерства юстиции Манифест предусматривал создание в Российской империи Министерства внутренних дел, которое стало возглавлять деятельность местных административно-полицейских учреждений.
Основополагающим актом для развития прокурорского надзора за деятельностью следственных органов стал Циркулярный ордер первого министра юстиции, генерал-прокурора Российской империи Г.Р. Державина, который заменил общенадзорную функцию прокурора в Сенате на уголовное преследование и правосудие. Круг обязанностей прокурора на досудебной
5
Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус
[и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2018. С 30.
6
Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие -
Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С. 50.
14 стадии состоял из наблюдения за производством допросов, контроля в целом за проведением уголовного преследования, а также за сокрытием следственными органами преступлений, и ознакомлением с материалами оконченного расследования. Однако законность в стране оставалась на довольно низком уровне, а полномочия прокурора по надзору были так или иначе размыты и не конкретизированы. К тому же прокурор был зависим, так как подчинялся исполнительной власти, представляемой одним из министров.
Определенные подвижки появились лишь с появлением – Свода законов Российской империи, подготовленного Сперанским М.М. Издан данный Свод был в 1832 году.
7
Он содержал многие положения, которые затрагивали производство предварительного следствия, в том числе в нем содержались положения о порядке собирания доказательств по уголовным делам. К способам получения доказательств Свод относил: допрос, осмотр, обыск, выемку. С помощью этих следственных действий, а также сопоставления между собой полученных объективных данных и простой логики – возможно было восстановить истинные факты совершенного преступления и добиться правосудия.
Следствие, которое велось по делу, разделялось на «предварительное», что является прообразом современных неотложных следственных действий, и «формальное», то есть современное предварительное следствие.
Следственной деятельностью занимались уполномоченные органы, то есть городская и земская полиция. Следствие было лишь первой ступенью уголовного производства в целом. То есть можно проследить, что система уголовного преследования становится уже в то время похожей на современную. Вплоть до начала правления Александра I, прокурорский надзор за следствием осуществлялся на основе норм, установленных
Циркулярным ордером Г.Р. Державина.
7
Свод законов Российской империи [Электронный ресурс]:// КонсультантПлюс : справ. правовая система. –
Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
15
В 1862 году Государственный совет Российской империи принял
Основные положения о прокуратуре. Указанный акт определял задачи и полномочия прокурорских работников, а также назначение и содержание самого прокурорского надзора.
8
Прокуратура выступала в качестве органа, осуществляющего наблюдение за точным и единообразным исполнением законов. Кроме того, прокуратура становилась единым и централизованным органом, должностными лицами которой осуществлялись возложенные на них функции исключительно от имени всей системы органов прокуратуры.
В системе производства следствия произошли неоднозначные изменения, так как предварительным следствием стала заниматься судебная власть, а именно следователь, который был закреплен в судебной системе.
Кроме того, установилась неясность в подчинении этих следователей, так как с одной стороны они подчинялись Министерству юстиции и, как следствие, прокуратуре, а с другой стороны они зависели от губернаторов, за которыми закреплялось право назначать, распределять и увольнять следователей.
9
Огромное количество изменений было внесено после судебной реформы 1864 г. После этой реформы оформилось разделение властей, так как судебная власть стала независимой и была отделена от исполнительной и законодательной. Кроме того, прокуроры были лишены части своих надзорных полномочий, теперь они занимались большей частью уголовным преследованием по уголовным делам. Делали они это путем руководства над дознанием и поддержания уголовного преследования в судах. При судах учреждались прокуратуры, Сенат стал чисто судебным органом, а должность
Генерал-прокурора и Министра юстиции были объединены. Все это стало результатом судебной реформы Александра II.
В ходе проведения судебной реформы Уставом Правительствующего
Сената от 20 ноября 1864 года были утверждены следующие правовые акты:
Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства,
8
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2012 г. С.64.
9
Басков В. И., Коробейников Б. В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Зерцало, 2000. С.33.
16
Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
В отличие от терминологии Свода законов Российской империи формальное следствие трансформировалось в предварительное следствие, а то, что называлось ранее предварительным следствием, получило термин
«дознание». Прокурорская деятельность в этот период времени включала в себя обвинительные и административно – наблюдательные направления деятельности.
Административно
– наблюдательная деятельность заключалась в «охране правительственного интереса применения законов, точно и согласно с разумом их». Обвинительное начало выражалось в руководстве полицейским дознанием, наблюдением за предварительным следствием, возбуждении уголовного преследования и поддержания обвинения в суде.
10
В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, прокуратура из органа надзорного типа трансформировалась в орган уголовного преследования. «Прокурор возбуждает уголовное преследование, руководит полицейским дознанием, наблюдает за предварительным следствием, участвует в придании суду, обвиняет на суде, протестует против неправильных судебных приговоров и определений и исполняет те их них, которые вошли в законную силу».
11
Однако, следует отметить, что прокурор не мог сам участвовать в собирании доказательств, а следовательно уголовное преследование осуществлялось опосредованно.
По сути, с введением устава определился смешанный тип уголовного судопроизводства и предусматривал на досудебной стадии два вида контроля
– судебный и прокурорский. Постоянный надзор за производством следствий осуществлял исключительно прокурор. Прокуроры и судебные следователи осуществляли разные функции, так прокуратура осуществляла надзор и
10
Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. наук
А.Г.Халиулина. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С. 8.
11
Муравьев Н.В. Общие основания прокурорской деятельности по уголовным делам // Дореволюционные юристы о прокуратуре: сборник статей / науч. ред.: С.М. Казанцев. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.С. 25.
17 обвинение и называлась властью обвинительной, то есть обнаруживала преступления, преследовала виновных. Вопросы, подлежащие разрешения судебным следователем «кто и в чем виновен».
12
Согласно Уставу уголовного судопроизводства у прокурора, на тот период времени, присутствовали полномочия по надзору за органами, осуществляющими предварительное следствие. Так в соответствии со статьей 249 Устава предварительное следствие о преступлениях производится судебным следователем при содействии полиции и наблюдении прокуроров и их товарищей. В Уставе отмечено и то, что предварительных следствий сами прокуроры не осуществляют, но «дают предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих действий».
13
Так же в Уставе содержится положение и о том, что одним из законных поводов к начатию производства предварительного следствия является возбуждение дела прокурором. При том «прокурор и его товарищи могут возбуждать дела как по доходящим до них сведений, так и по непосредственно ими усмотренными преступлениями или признаками преступных деяний». Раздел третий Устава «О порядке предания суду» регламентирует деятельность прокурора по окончании предварительного расследования. Так, в соответствии со статьей 510 Устава по окончании предварительного следствия прокурор устанавливает следующие обстоятельства:
1) подлежит ли дело ведения прокурорской власти;
2) проведено следствие с необходимой полнотой;
3) следует ли обвиняемого предать суду или же дело о нем должно быть прекращено или приостановлено.
При этом, в случае неполноты следствия прокурор вправе потребовать дополнительные сведения и направить дело на доследование. Кроме того,
12
Жабкин А.С. Синергетическая модель прокурорского надзора за законностью в процессуальной деятельности органов предварительного следствия: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук / Жабкин А.С. – Ростов на-Дону, 2015. С.20 13
Учреждения судебных установлений [Электронный ресурс]: от 20.11.1864// Гарант: информационно- правовое обеспечение. – Электрон. дан. – М., 2020.
18
Устав закрепляет, что заключение прокурора о привлечении к суду оформляется в форме обвинительного акта.
Следует отметить, что деятельность дознания по Уставу уголовного судопроизводства принципиально отличалась от современного аналога как формы предварительного расследования и больше соответствовала оперативно-розыскной деятельности.
Дознание определялось как "первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление”.
14
Составители судебных уставов видели одну из своих задач в отделении дознания от следствия и полагали при этом, что новый порядок расследования заключает в себе два весьма важных улучшения: первое - полиция, чтобы не сообщать следователю неверных сведений, по необходимости должна будет сперва сама удостовериться в справедливости того, о чем доносит, второе, что судебный следователь, не участвуя в первоначальных изысканиях может беспристрастно, без всяких предубеждений, судить о вероятности возводимого на кого-либо подозрения.
Надзор и общее руководство дознанием осуществлялось прокуратурой и только ей, а не полиции представлялось право прекращать дознание. Не мог прекратить дознание и следователь, если он не обнаруживал в его материалах состава преступления. В этом случае он должен был направить материалы дознания прокурору.
В литературе отмечается, что разграничение функции предварительного следствия и уголовного преследования в Уставе последовательно реализовано не было. Функция предварительного следствия
14
Учреждения судебных установлений [Электронный ресурс]: от 20.11.1864// Гарант: информационно- правовое обеспечение. – Электрон. дан. – М., 2020.
19 отдельно не выделялась.
15
Таким образом, в XIX веке прокурор осуществлял функции надзора и руководства расследованием. Само расследование общественно опасных, преступных деяний прокурор не вел, а, следовательно, функция уголовного преследования в деятельности прокурора не была одним из основных направлений деятельности. Прокурор осуществлял указанные функции посредством предоставленных полномочий до 1917 года, когда прокуратура и система органов предварительно следствия в лице судебных следователей была упразднена Декретом Совета Народных Комиссаров
РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде».
1.2. Развитие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного следствия в советский период
Декрет СНК РСФСР № 1 «О суде» от 24 ноября 1917 года закрепил следующие положения: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных соответствующие местные Советы рабочих,
15
Мельников Е.А. Уголовное преследование в условиях действия системы разделения властей (досудебное производство): автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук / Мельников Е.А – Москва,
2018. С.28.
20 солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений».
16
Надзор за исполнением законов осуществляло множество органов и управлений, таких как ВЦИК, СНК, НКЮ, Рабоче-крестьянские инспекции,
Советы, ВЧК. Производство предварительного следствия осуществляли следственные комиссии, существовавшие в составе коллегий при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Расследование общеуголовных преступлений осуществляли ВЧК и органы милиции.
Декретом СНК РСФСР №2 от 7 марта 1918 года «О суде» были созданы коллегии обвинителей при революционных трибуналах.
Коллегии стали выполнять функцию по поддержанию обвинения и осуществлению надзора за деятельностью следственных комиссий, кроме того, давали заключения следственным комиссиям о полноте проводимого ими предварительного следствия и подсудности.
Положение о народном суде от 21 октября 1920 года предусматривало введение новых должностей – народных следователей, состоявших при советах народных судей, следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Функцию содействия при проведении предварительного следствия выполняли органы милиции и уголовного розыска, действующие в указанном случае под руководством следователя.
17
Но в связи с низким авторитетом и профессиональным уровнем первых советских органов юстиции юридическая общественность была вынуждена выступить за возрождение работы органов прокуратуры.
18 28 мая 1922 года
III сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре. Так, прокуратура учреждалась в составе Народного Комиссариата Юстиции на
16
Декрет Совета Народных Комиссаров «О суде» [Электронный ресурс]: от 24.11.1917// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
17
Положение о народном суде [Электронный ресурс]: от 21.10.1920// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
18
Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. наук
А.Г.Халиулина. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С. 8.