Файл: 1. Понятие цели и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 434
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Понятие‚ цели и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
В соответствии со ст.1 «Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатской деятельностью является «квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской».
Согласно ст. 2 Закона адвокат — это лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат — независимый профессиональный советник по правовым вопросам.
В п. 1 ст. 3 Закона установлено: «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Целью деятельности адвокатуры являются защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и обеспечение доступа к правосудию.
Задачи адвокатской деятельности:
- соблюдение правовых норм,
- недопущение нарушения прав граждан всеми органами государственной власти и местного самоуправления, а также их должностными лицами, общественными организациями и иными лицами,
- восстановление нарушенного права и возмещение убытков, причиненных таким нарушением,
- обеспечение законности.
В деятельности адвокатуры сочетается защита частного интереса и публичного интереса общества, направленного на соблюдение законности, прав и свобод граждан со стороны государства.
2. Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления.
1. Адвокатура является профессиональными сообществом и как институт гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности, органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.
Государство и адвокатура должны соотносится между собой как равноправные субъекты. Вместе с тем существуют определенные точки соприкосновения адвокатуры и государства, зоны взаимных интересов (законодательное регулирование адвокатуры, ведение реестра адвокатов, обеспечение независимости адвокатов, регистрация объединений адвокатов, и т.д.)
Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интереса одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и, тем самым, на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией РФ, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом
3. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864 года.
Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. Из Псковской и Новгородской Судных грамот известно, что обязанности судебных представителей тяжущихся помимо их родственников могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью. По Псковской грамоте услугами поверенных могли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и монахи. По Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий.
Судебных представителей той эпохи условно можно разделить на две группы:
1) естественные представители,
2) наемные, из которых постепенно и начал формироваться институт профессиональных поверенных.
В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 г. истец или ответчик могли не являться в суд, а прислать вместо себя поверенных.
Судебник 1550 г. закреплял в ст. 13 не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка.
В Судебниках 1497 и 1550 гг., а затем и в Соборном уложении 1649 г. (гл. 10, ст. 108) институт наемных поверенных фигурирует уже как существующий, но состав этих лиц был весьма разнообразен, ибо в то время еще не было законодательной регламентации представительства (стряпчества).
Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I.
С этого периода и до судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:
1) адвокатура Западного края;
2) институт депутатов при следствиях;
3) введение института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832 г.
Рассмотрим эти институты более подробно.
1) Адвокатура Западного края. Западным краем в Российской Империи конца 18 — начала 19 веков условно называли губернии западной части европейской России: шесть белорусских (Виленская, Ко-Венская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская), три украинских (Волынская, Подольская, Киевская), присоединенные от Речи Посполитой в конце 18 века, Остзейская, Рижская, Ревельская губернии, Курляндия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгское Наместничество, Польша.
Во всем Западном Крае существовала с конца 18 - начала 19 века официальная адвокатура, организованная по германскому образцу того времени, она действовала на основе как законов присоединенных территорий (например, польских конституций 1726 и 1764 годов, литовского Статута), так принятых Российских законов. В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.
Каждый желающий стать адвокатом должен удовлетворять условиям:
1. иметь свидетельство об образовании;
2. обучаться в течении нескольких лет под руководством искусного адвоката;
3. быть природным дворянином и обладать поместьем.
4. не быть замеченным ни в каком пороке.
5. знать законы.
Из кандидатов, совмещавших в себе эти условия, суд должен избирать наиболее достойного и назначать его на открывшуюся вакансию.
Адвокаты были разделены на три разряда:
-
патронов, состоящих при судах первой инстанции, -
адвокатов - при апелляционных судах -
меценатов или, иначе, защитников - при кассационном суде.
2) Институт депутатов при судебных следователях.
В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами, мещанами и т.п., т.е. людьми, принадлежавшими по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия.
В виде исключения без депутата проводились:
1) первоначальные следственные действия;
2) исследование происшествия по горячим следам.
Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты— депутаты от лиц духовного
звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначеннымилицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права. Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные — через руководство своих ведомств. Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его конца или прибытия депутата.
Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных, так и гражданских дел.
3) Институт присяжных стряпчих при коммерческих судах.
Только в XIX столетии судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах.
Законом от 14 мая 1832 г. был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. Согласно закону, поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих. В список лиц, которые могли заниматься практикой в коммерческих судах, включались только те, кто представит аттестаты, послужные списки и другие свидетельства об их звании и поведении. Суд по своему усмотрению либо вносил кандидата в список, либо отказывал ему в этом без объяснения причин (также суд мог исключить без объяснения причин). Внесенный в список стряпчий приносил присягу. В обязанности суда входило обеспечение достаточного количества (не определялось) присяжных стряпчих, чтобы тяжущиеся стороны не затруднялись в их выборе. Присяжные стряпчие не имели государственного содержания и существовали от гонораров. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, практически они по-прежнему оставались в полной зависимости от судей
.
4. Организация адвокатуры по Судебным уставам 1864 г.
Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия, результатом работы которой стали Основные положения преобразования судебной части в России, утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало Основных положений, как образование судебной части в России, легло в основу закона от 20 ноября 1864 г. "Учреждение Судебных установлений". Этим Законом в России была создана адвокатура - институт присяжных поверенных.
По своему организационному устройству присяжная адвокатура не была единой. Существовало несколько форм присяжной адвокатуры: адвокатура, самоуправляемая советом; адвокатура, подчиненная дисциплинарной власти судов; адвокатура в лице помощников присяжных поверенных.
Присяжные поверенные состояли при судах («судебных местах») для занятия делами: 1) по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью; 2) по назначению в определенных случаях советами присяжных поверенных и председателями судов (ст. 353 Учр. суд. уст.).
Присяжные поверенные избирали место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой приписаны (ст. 356 Учр. суд. уст.).
В законе были определены предъявляемые к присяжным поверенным требования: иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности. + помощник 5 лет
Присяжными поверенными не могли быть:
-
лица, не достигшие 25-летнего возраста; -
иностранцы; -
граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами); -
состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалования; -
граждане, подвергшиеся по судебному приговору лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда; -
состоящие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния; -
исключенные из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат; -
те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.