Файл: 1. Понятие цели и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 435

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 поверенных, учреждался совет присяжных поверенных, число членов которого по решению общего собрания должно было быть не менее 5 и не более 15 человек.

Совет имел право подвергать присяжных поверенных дисциплинарному наказанию в виде предостережения; запрещать им отправлять обязанности поверенного в течение определенного советом срока, но не более 1 года; исключать из числа присяжных поверенных; предавать уголовному суду в случаях, особенно важных.

Присяжные поверенные могли принимать на себя «хождение по делам» во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны.

Гражданские дела присяжные поверенные могли производить на основании:

доверенности, данной им тяжущимся;

объявления, поданного тяжущимся в суд;

по назначению советом присяжных поверенных вследствие просьбы тяжущихся;

по назначению председателя суда.

Доверитель имел право обозначить, доверяет ли он присяжному поверенному хождение по своему делу во всем его объеме до совершенного его окончания или уполномочивает его только на определенное какое-либо действие. Не воспрещалось иметь по одному и тому же делу нескольких присяжных поверенных.

В уголовных делах присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых:

по соглашению с лицом;

по назначению председателя судебного места (ст. 393 Учр. суд. уст.).

Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, «не представив достаточных для сего причин» (ст. 394 Учр. суд. уст.).

Размер вознаграждения присяжных поверенных за «хождение по делам» зависел от соглашения с доверителями. Условие об этом должно было оформляться в письменной форме (ст. 395 Учр. суд. уст.). В случае если соглашение не было достигнуто, сумма за выполнение поручения рассчитывалась по таксе.

Каждый присяжный поверенный обязан был вести список дел, порученных ему, и представлять его в совет поверенных по первому его требованию.

В Судебных установлениях лишь упоминалось, что с учреждением сословия присяжных поверенных у них могут быть помощники- лица, которые, кончив курс юридических наук, но нигде не служившие, могут иметь сведения и в судебной практике.


Введение в действие Судебных установлений обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная, не упорядоченная законом, частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило гражданским. Возникла необходимость в ее законодательной регламентации. В 1874 г. был издан закон, учредивший, наряду с присяжной адвокатурой, институт частных поверенных.

Для того чтобы стать частным поверенным, требовалось получить особое свидетельство. Оно выдавалось судами в округе, где частный поверенный осуществлял ходатайства по делам. Этими же судами накладывались и дисциплинарные наказания. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано значительно позже.

Частные поверенные могли ходатайствовать по делам только в том судебном месте, где было выдано свидетельство.

Дисциплинарную ответственность частные поверенные несли перед теми судами, при которых они состояли. Суды налагали дисциплинарные взыскания либо по своей инициативе, либо по предложению прокуратуры. Дисциплинарная ответственность была та же, что и у присяжных поверенных: предостережение, выговор, запрещение практики и исключение из числа поверенных.

Вводя институт частных поверенных из-за недостатка присяжных, законодатели имели в виду ведение ими только гражданских дел. Частные поверенные не были объединены в какую-либо организацию, в которой могли бы повышать свой профессиональный уровень и где бы хранились и приумножались традиции профессиональной защиты.
5. Организация адвокатуры в период с 1917 г. по 2002 г.

Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, в т.ч. - присяжную и частную адвокатуру. В качестве защитников и обвинителей допускались все неопороченные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Специальной организации защиты создано не было.

Период с 1917 по 1991 гг., т.е. развитие советской адвокатуры, условно делится на следующие этапы:

1) с 1917 по 1922 г.;

Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г. - при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защитников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет № 2 «О суде» от 15 февраля 1918

г. гласил, что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, т.е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе - создавались «для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе». Так же, как и коллегии правозаступников, они учреждались при Советах рабочих и крестьянских депутатов.


11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-хдневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов, и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации эти лица объявлялись дезертирами и подлежали суду.

21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

2) Период с 1922 по 1939 гг.

В ходе заседаний 25—26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре - коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.

Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумом. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия — в прокуратуру.

Частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях.

3) Период с 1939 по 1962 гг.

В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Коллегиям были даны права юридических лиц.

Членами коллеги адвокатов могли быть лица:

а) имеющие высшее юридическое образование;

б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;

в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.

Юридическая помощь населению оказывалась путем:
а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.); б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий; в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов.

Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на работу адвокатов. Так, в соответствии с Положением от 22 июня 1941 года, всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела. Количество адвокатов уменьшилось в связи с их уходом в ряды армии на фронт.

4) Период с 1962 по 1991 гг.

Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г.

Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов.

Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР.

Членами коллегии адвокатов могли быть: граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.

Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов.

В 1980 году на основании новой Конституции 1977 года и Закона об адвокатуре в СССР, было принято новое Положение об адвокатуре РСФСР - новое положение усовершенствовало положение от 1962 г., в общем организационно его повторяло и существовало до 1991 г., т.е. до распада СССР и РСФСР, а после распада СССР существовало в новой суверенной России.

Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом – президиум, контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.

5) Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность адвокатуры, является