Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
_____________________________________________________________________________________
140004, Московская область, г. Люберцы, п. ВУГИ, д.9а Тел. 8 (495) 557-10-33
E-mail: lbrc_school8@mosreg.ru
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей
____________________
__________Морозова С.А.
«»2021 .г
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______ Трифонова К.А.
«»2021 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №8
___________ Пазина Е.А.
Приказ № ____________
от «»2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для обучающихся 5 классов
на 2021/2022 учебный год
Составитель: Арсланова Э.М.
учитель истории и обществознания
Класс: 5А/2
г.о. Люберцы
2021 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); -
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.09.2021); -
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ на 2021-2022 учебный год, -
ООП ООО МОУ СОШ №8; -
учебный план МОУ СОШ №8 на текущий год.; -
годовой учебный график МОУ СОШ №8 на 2021-2022 учебный год. -
примерная программа по учебным предметам История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94).
Общая характеристика учебного курса
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. История Древнего мира знакомит с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями прошлого. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с экономическим развитием древних обществ, различными формами социального и политического строя, с процессом становления различных идей и институтов (деспотия, демократия, мораль, религия и др.). История показывает роль ярких исторических личностей в становлении и развитии древних цивилизаций.
Цели изучения курса «История Древнего мира»:
-
дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности; -
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; -
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства); -
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм. Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся: -
умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; -
умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие; -
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; -
умения спорить и отстаивать свои взгляды; -
умения анализировать исторический источник; -
умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений; -
умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Задачи изучения истории в основной школе:
-
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; -
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; -
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; -
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; -
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Уникальность курса «История Древнего мира» заключается в том, что содержит огромный мотивационный потенциал для самоидентификации личности пятиклассника. В этом возрасте школьники впервые осмысленно задаются вопросами «Откуда я, мы?», «Кто мои предки?», «Где они жили?», «Почему я такой?» и пр. Многие ответы дети находят при изучении эпохи первобытности, последующих эпох.
Место учебного курса в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
Учебно-методический комплект по истории Древнего мира составляют:
-
Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2020. -
Годер Г. И. Всеобщая историяИстория древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. — М.: Просвещение, 2020. -
Шевченко Н. И. Всеобщая история.История древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2019. -
История Древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажёры. Электронное пособие (CD). 5 класс. -
История Древнего мира. Электронное картографическое пособие для средней школы (CD). 5 класс.
Планируемые результаты
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
-
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»; -
уважение к своему народу, развитие толерантности; -
освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; -
оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; -
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.
Регулятивные УУД:
-
постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести); -
использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; -
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
-
самостоятельно выделять и формулировать цель; -
ориентироваться в учебных источниках; -
отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; -
анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; -
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; -
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; -
строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
-
участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; -
оформлять свои мысли в устной и письменной речи; -
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; -
отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; -
критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений.
Ученик научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;