Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

_____________________________________________________________________________________

140004, Московская область, г. Люберцы, п. ВУГИ, д.9а Тел. 8 (495) 557-10-33

E-mail: lbrc_school8@mosreg.ru


Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей

____________________

__________Морозова С.А.

«»2021 .г
«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______ Трифонова К.А.

«»2021 г.
«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №8

___________ Пазина Е.А.

Приказ № ­­­____________

от «»2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для обучающихся 5 классов

на 2021/2022 учебный год

Составитель: Арсланова Э.М.

учитель истории и обществознания

Класс: 5А/2
г.о. Люберцы

2021 год

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.09.2021);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ на 2021-2022 учебный год,

  • ООП ООО МОУ СОШ №8;

  • учебный план МОУ СОШ №8 на текущий год.;

  • годовой учебный график МОУ СОШ №8 на 2021-2022 учебный год.

  • примерная программа по учебным предметам История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94).


Общая характеристика учебного курса

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. История Древнего мира знакомит с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями прошлого. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с экономическим развитием древних обществ, различными формами социального и политического строя, с процессом становления различных идей и институтов (деспотия, демократия, мораль, религия и др.). История показывает роль ярких исторических личностей в становлении и развитии древних цивилизаций.

Цели изучения курса «История Древнего мира»:

  • дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм. Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.


Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Уникальность курса «История Древнего мира» заключается в том, что содержит огромный мотивационный потенциал для самоидентификации личности пятиклассника. В этом возрасте школьники впервые осмысленно задаются вопросами «Откуда я, мы?», «Кто мои предки?», «Где они жили?», «Почему я такой?» и пр. Многие ответы дети находят при изучении эпохи первобытности, последующих эпох.

Место учебного курса в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.


Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).  В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам  - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах  (самостоятельные работы, тестовые задания).

Учебно-методический комплект по истории Древнего мира составляют:

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2020.

  • Годер Г. И. Всеобщая историяИстория древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. — М.: Просвещение, 2020.

  • Шевченко Н. И. Всеобщая история.История древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2019.

  • История Древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажёры. Электронное пособие (CD). 5 класс.

  • История Древнего мира. Электронное картографиче­ское пособие для средней школы (CD). 5 класс.

Планируемые результаты

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

  • уважение к своему народу, развитие толерантности;

  • освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

  • выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

Регулятивные УУД:

  • постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести);

  • использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.


Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель;

  • ориентироваться в учебных источниках;

  • отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;

  • анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  • критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений.

Ученик научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;