Файл: Личностные ууд ценностносмысловая, нравственная, социальная ориентация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностные УУД = ценностно-смысловая, нравственная, социальная ориентация.
Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?
Задания и формы работы для формирования личностных универсальных учебных действий. Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: «Тебе нравится?», «Я предлагаю своему другу», «Я спрашиваю своих друзей», оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей. Вопросы, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, например, «Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей», направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. Проведение физкультминуток на иностранном языке дает учащимся установку на здоровый образ жизни.
Пример задания для определения личностного самоопределения
Игра «Кто Я? Вы?»Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, употребление прилагательных.
Настройка на занятие или после
Каждый ученик получает картинки с символическим изображением своего настроения – радостный человечек, нейтральный, грустный. В заранее подготовленную коробочку каждый опускает человечка с тем настроением, которое ему соответствует на начало урока. Учитель открывает коробочку и сообщает, с каким настроением пришли большинство ребят. Если настроение грустное, выясняет что случилось. Настраивает на положительный лад.
Делаем комплименты.Каждый ученик делает комплимент соседу – хорошо выглядит, красивая кофточка и т.д.
Самоанализ. Кто я?Каждый записывает (с опорой на заранее подготовленный список слов, которые могут пригодиться учащимся – веселый, смелый, робкий, остроумный, задиристый, справедливый...) предложение на иностранном языке – I think that I ...Каждый ученик, не показывая свой листочек, выходит к доске, садится на стул и слушает мнения одноклассников о себе. Сколько совпадений – столько баллов.
Задание: «КОДЕКС моральных норм»Цель: обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся. Ученики объединяются в пары, обсуждают и, на основании общего решения, выделяют 5-7 моральных норм.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Регулятивные УУД = организация учебной деятельности-Целеполагание Зачем? Планирование В какой последовательности? Прогнозирование Где необходимо? Контроль Правильно ли? Коррекция Как исправить? Оценка Вот так хорошо, правильно. Волевая саморегуляция. Сосредоточился и еще раз.
Регулятивные универсальные учебные действия - формирование рациональных навыков овладения ИЯ, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).
Для достижения указанных результатов предлагаю такие задания: Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».Написание сочинения и его корректировка. Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).Действия по предложенному плану (правилу).Контрольные задания, в том числе тестового характера. Прочитай начало рассказа и придумай продолжение. Посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне. Подготовь презентацию твоих любимых фильмов. Составь тест по заданной теме. «По ходу урока заполни таблицу»: Что ты знаешь о степенях сравнения прилагательных? Что ты хочешь узнать о степенях сравнения прилагательных?Что ты узнал о степенях сравнения прилагательных?
Компьютерный тренажер на грамматические явления. Оценка ответа одноклассниками по заранее оговорённым критериям: количество ошибок, темп речи, количество предложений и т.д. Составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания.
Формирование регулятивных учебных действий
Проба на внимание.Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.Метод оценивания: фронтальный опрос.Описание: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки. Фиксируется время работы учащегося, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст…)
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символические – кодирование, декодирование, моделирование; логические – анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера.
Познавательные УУД = работа с информацией. Можно ли найти?…Есть ли связь? ...Какая информация мне нужна?…Что из прочитанного, услышанного я использую?…Какие источники информации мне необходимы?…С какими сложностями при переводе я могу встретиться? Что я пытаюсь доказать?
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи; Поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ);Самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ; Выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения; Рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности; Смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста).
Логические действия. Синтез, то есть составление целого из частей; Самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи; Установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение текстов; Доказательство своей точки зрения; Выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия по постановке и решению проблемы.Формулирование проблемы творческого и поискового характера;Самостоятельное решение проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, аудировании, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).
Задание на информационный поиск: прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке; озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант; сравни тексты и укажи их различия; составь кроссворд с изучаемыми словами; отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки; найди информацию в словаре; найди в тексте ответ на поставленный вопрос; подбери к описаниям картинки; Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов. Составление таблиц, схем-моделей. Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).
Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском информации посредством Интернет-ресурсов.
Смысловое чтение и слушание позволяет учащимся осмыслить цели чтения, выбрать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечь необходимую информацию из прослушанного текста, определить основную и второстепенную информацию, сформулировать проблемы и главную идею текста.Формулировку познавательной задачи самими учащимися, например: «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Великобритании?» работа с интернациональной лексикой, догадайся о значении слов, проверь по словарю.
Говоря о познавательных УУД следует иметь ввиду, что они связаны в основном с навыками работы с информацией, т.е. постановкой задачи познавательной для себя, поиск, выделение информации, сравнение, сопоставление, умение структурировать информацию, выбрать приём выполнения задания.
Частью познавательных УУД являются общеучебные УУД, те действия, которые актуальны на любом уроке: смысловое чтение текста, умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, работа со знаково-символическими средствами (использование таблиц, схем, моделей, кодирование – транскрипция). В нашем предмете огромным потенциалом обладает чтение, как вид речевой деятельности: ставить цель при чтении; прогнозировать содержание текста;
прогнозировать основную мысль; сопоставлять факты; сопоставлять содержание с иллюстрациями и др.
Урок-интервью. способность учащихся вести беседу по конкретной теме. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т.д. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний, а также расширяет кругозор.
Урок-мюзикл. Урок способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами зарубежных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а в некоторых школах Англии это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся. На разных ступенях необходимо слушать разную музыку, разные мюзиклы, соответствующие возрасту детей. Это «Маленький принц», потом «Собор Парижской Богоматери», а потом «Ромео и Джульетта».
Коммуникативные универсальные учебные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности.
Учет позиции партнеров по общению или деятельности; Умение слушать и вступать в диалог; Участие в коллективном обсуждение проблем; Интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Постановка вопросов. Умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером.
Разрешение конфликтов.Умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов.