Файл: Теории возникновения государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительный материал для подготовки к зачету по дисциплине «Право»


Тема: Теории возникновения государства
Первые государства появились в истории человечества на Древнем Востоке: в Египте и Месопотамии, в Индии и в Китае. И только в середине первого тысячелетия до нашей эры таковые стали создаваться на территории Европы в Древней Греции и Древнем Риме. С VII века нашей эры варвары, попавшие в Европу в ходе великого переселения народов, начали создавать новые государства. Однако понятие государство появилось намного позже – только в XVI веке и было введено в философский оборот Николой Макиавелли, который первым применил для его определения термин «stato». До этого времени для обозначения государства использовались категории полис, республика, королевство, княжество, герцогство и так далее, – каждая из которых имела строгую привязку к совокупности ряда условий, характеризовавших лишь их самих.

Полис (от гр. polis – город-государство) представлял собой тип общественного и государственного устройства в Древней Греции, опиравшийся на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса. Он состоял из города и прилегающих к нему территорий. Полисное устройство государство воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Важной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации.

Республику (от лат. res publika – общее дело) Цицерон трактовал как дело, достояние народа, понимая под народом «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Понятия «княжество», «королевство», «герцогство» стали производными от наименования должностей и титулов лиц, возглавлявших аппарат управления в момент создания государства или в процессе его становления.

Термин «stato» оказался шире, более абстрактен и в то же время намного точнее, чем полис или республика, королевство или княжество, страна или общество, лицо или орган, осуще­ствлявший высшую власть и так далее. Производные от итальянского слова stato вошли во многие европейские языки (анг­лийское state, французское etat, немецкое Staat, испанское estado и др.). Прежде чем дать определение понятию «государство», которое является основным в современной теории государства и права, необходимо представить спектр теорий происхождения государства, что необходимо для формирования лучшего понимания сути его современной трактовки.


В истории государства можно выделить следующие концепции происхождения государства: патриархальную и теологическую, естественно–правовую (в том числе и теорию народного суверенитета) и органическую, материалистическую и психологическую, патримониальную и ирригационную теории.

По времени возникновения теологическая теория происхождения и сущности государства не далеко не самая первая. Основана она не на каких-либо объективных условиях, а на вере, и получила распространение вместе с институционализацией христианства, превращением его в государственную религию и христианизацией осевших в Европе варваров. Авторами ее были Аврелий Августин (353-430) и Фома Аквинский (1225—1274).

Согласно теологической концепции (которую еще называют теорией «двух мечей» или «Солнца и Луны») церковь была «посредником» между Богом и государственной властью. В своем учении о государстве Августин выразил мысль о том, что политические и государственные порядки коренятся в греховной природе человека, которая предопределена замыслом Бога-Творца, который наделяет человека свободной волей, т. е. способностью жить по-человечески, а, не исходя из Божественного веления.

В соответствии с этим Августин выделяет два государства: «Божий Град» (Церковь) и «Град Земной» (государство). Он отстаивает идею примата «Христианского государства» над «Земным градом». Августин проповедует идею единства человеческой и божест­венной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) — Божьего и земного. Дуализм Бога и природы перено­сится, таким образом, и на общественное развитие.

Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим достойным поведением заслужили у Бога спасение и ми­лосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алч­ные, эгоисты, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно по­сле прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к гра­ду Божьему — смирение и покорность перед Богом и церковью.

Целью «Града Божьего» являются право, общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Государство, являясь, напротив, созданием человеческим имеет две цели. Во-первых, поддерживать земной, временный порядок. Поддержание социального порядка осуществляется с помощью насилия и принуждения. По этой причине, по мнению Августина, такое государство, в котором отсутствует справедливость,

является ничем иным, как «разбойничьей шайкой». Во-вторых, оказывать полное содействие Граду Божьему в направлении мира земного к миру небесному и в сохранении единства образа, мыслей и веры.

Компетенция государства и церкви разграничивалась таким образом, что основатели церкви имели два меча, один из которых они вложили в ножны и оставили при себе, так как не пристало церкви самой использовать меч. Государству же они передали второй меч для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделялся церковью правом повелевать людьми и являться слугой церкви.

Между тем сосуществование церкви и государства основывалось на гармонии и мире, а также не предполагали тотального контроля церкви над деятельностью государства. Однако в XIII веке Фома Аквинский предложил «усовершенствованную» теорию «двух мечей», согласно которой церковь должна была полностью доминировать над государством, и государство должно во всем повиноваться ей, а также помогать в уничтожении еретиков, являвшихся, по мнению богослова, врагами не только церкви, но и самих основ государственной власти.

Все же история человечества показывает, что причины возникновения государства имеют не морально-нравственное, а социально-экономическое происхождение, хотя отрицать определенную роль первого условия полностью нельзя. Это объясняется тем, что процесс стабильного развития институтов государства нередко зависит от морального состояния общества. Кроме того, оно всегда содействует осуществлению различного рода интересов, например: религиозных, национальных и культурных.

Одной из наиболее старых и обоснованных теорий происхождения государства является патриархальная теория. Ее представителями были Аристотель, Р. Фильмер и другие. Согласно их учениям государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к общению. Оно приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуются государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, «обнимающей собой все другие образования и формы общения».

Однако со временем к середине XVII века английский философ Р. Фильмер несколько расширил эту теорию. Так он считал, что расположение семьи и государства практически на противоположных стадиях эволюции, у них больше общего, чем различного. Так власть государя – есть продолжение ничем и ни в чем неограниченной власти отца (пат­риарха) в семье. Поэтому поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «патриарха», то подданным следует подчиняться государю как родному отцу. Всякое сопро­тивление его власти недопустимо, так как лишь отеческая забота главы государства (царя, короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни. Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.


Следующая, естественно-правовая или договорная теория происхождения государства возникла еще в эпоху античности, а в логи­чески наиболее завершенном виде получила распространение в XVII—XVIII веках в трудах европейских просветителей. Она существует в двух вариантах: договорная (естественно-правовая) теория и теория народного суверенитета. Авторами первой были Платон, Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Дж. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), Ш. Монтескье (1689–1755) и Ф. Вольтер (1694–1778), Ф. Прокопович (1681–1736) и В.Н. Татищев (1686–1750).; вторая же концепция была разработана Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как результат договора людей между собой или людьми с некой структурой (одним человеком, группой лиц). В догосударственном, или «естественном состоянии», существование людей имело разные формы. Так Гроций, например, утверждал, что в «естественном состоянии» у них не было ни государства, ни частной собственности; а Т. Гоббс считал, что в то время люди находились в постоянном состоянии войны между собой. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, желание обезопасить себя от бесконечных междоусобных распрей, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

В силу этого договора они передают часть своей свободы, своей власти государ­ству. Жившие же порой изолированно или просто обособленно до создания государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответст­венно – ответственность за невыполнение последних. Так государство имеет право принимать законы, собирать на­логи, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и так далее. Граждане же обя­заны соблюдать законы, платить налоги и прочее, в свою очередь они имеют право на защиту своей свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Однако последнее утверждение не относится к концепции Т. Гоббса, который утверждал, что, передав главе государства все права и свободы, народ теряет возможность изменить условия договора и, тем более, свергнуть монарха.

Не менее интересна и основательна
теория насилия, которая получила логическое оформление в XIX веке в трудах Л. Гумпловича (1838–1909), Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938).

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

В результате насилия, завоевания и порабощения одних племен и народов другими победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих». По мнению представителей данной доктрины, государство – это «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие же и подчинение властвующим подвластным является основой возникновения экономического господства. Закономерным результатом войн было то, что племена перерождались в касты, сословия или классы. Следовательно, государство является не итогом внутреннего развития общества, а навязанной некой вторгшейся извне силой.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. История человечества подтверждает то, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). Однако, с другой стороны, нельзя забывать и то, что степень использования насилия в этом процессе была различна. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим условиям.

Следующая органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Г. Спенсера (1820-1903) и ряд его последователи. Именно в это время наука испытывала на себе мощное влияние идеи Ч. Дарвина о естественного отборе и его теории появления человека.

С точки зрения Спенсера, государство является организмом, части которого связаны таким же образом, как части любого живого существа. Другими словами, государство – продукт социальной эволюции, которая выступает лишь в виде некоей разновидности биологической эволюции. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (проявлениях естественного отбора) возникают государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.