Файл: Воспитания и социализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ясногорская средняя общеобразовательная школа

Согласовано Утверждаю

Зам.директора по ВР Директор _______

_________ О.Г.Шкляр

Шишмарева Н.А. Приказ №_____

от «_____» 2016 г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

КОЛЛЕКТИВА 5 А класса
Классный руководитель

Кунникова Н.С.


п.Ясногорск

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее

А.Барбюс
I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация.

Настоящая программа рассчитана на временной отрезок в 5 лет.

Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп:

5 класс: 10-12 лет.

6 класс: 11 -13лет

7 класс: 12-14 лет.

8 класс: 13-15 лет.

9 класс: 14-16 лет.

Программа будет реализовываться на базе МБОУЯсногорская средняя общеобразовательная школа в 5А классе (в последующем 6А, 7А, 8А, 9А).

Актуальность.

Современное общество нуждается в человеке, думающем и чувствующем, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Современный выпускник школы должен уметь действовать и решать проблемы в любых ситуациях - и учебных, и профессиональных, и житейских.

Современные тенденции развития общества отражаются в первую очередь на воспитании подрастающего поколения. В этой связи большое внимание уделяется наиболее актуальной проблеме - «социализации» личности как процессу вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе со­циализации можно выделить два аспекта:


а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;

б) воспроизведение системы социальных связей, форм, мо­делей поведения в активной деятельности ребенка в со­циальной среде.

Социализация ребенка начинается уже с самого его рождения. Вначале он оказывается в семейной микросреде. Затем он начинает соприкасаться с более широкой средой, которую составляют его товарищи, воспитатели. Развиваясь, данный круг контактов уже выходит на незнакомых людей, и наконец, общественная среда. Впитывая информацию извне, ребенок постепенно становится все более активным участником социальной среды, оказывая влияние на нее со своей стороны. Важно заметить: социализация ребенка происходит под неодинаковым влиянием на него различных элементов жизненной среды.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника первой ступени обучения:

  • ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший учебными умениями и навыками;

  • ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину;

  • ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;

  • ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.


Модель выпускника второй ступени обучения:

  • подросток, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов;

  • подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

  • подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

  • подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

  • подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;

  • подросток, любящий свою семью.



Характеристика  подросткового возраста и виды деятельности  подростка 

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный  «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и  школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.

Однако отношения подростка  к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками  определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).  Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.


Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков,   она не адресуется  к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.  В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)   мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.


Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:

- Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

- Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

- Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

- Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

- Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.

- Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

- Конкретные виды  деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.

Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности

- Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

- Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

- Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

- Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.