Файл: Теории возникновения государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой иной государственный орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.

5. Правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности:.

1) установление и исследование фактических обстоятельств дела;

2) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц;

3) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта);

4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

6. Правоприменительная деятельность государственного органа или должностного лица всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей, стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу:

1) В актах применения норм права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются они решениями суда или актами административных органов и должностных лиц, всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государственно-властный характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, что и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они:

а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются;

б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку;

г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и тому подобного).


2) Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу. В отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты рассчитаны не на многократное, а на однократное применение. Это приговор суда, приказ о принятии на работу или об увольнении, указ о назначении на должность или награждении. Индивидуальные акты по сравнению с нормативно-правовыми, обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются применительно к строго определенному случаю или случаям. Наконец, в отличие от нормативно-правовых индивидуальные акты непосредственно влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения.

Существует значительная категория правоотношений, которая требует для своего возникновения, изменения или прекращения специального вмешательства уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц. К таковым относится, например, значительная часть административно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных и иных правоотношений.

3) По своей природе и характеру индивидуальные акты далеко не одинаковы. В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения их подразделяют на два вида: исполнительные и правоохранительные.

Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. В качестве иллюстрации можно сослаться на акт регистрации брака, приказы о повышении в должности, присвоении воинского звания, увольнении с занимаемой должности, уходе в трудовой отпуск и т.д.

Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактических целях, или же при совершении правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда иных органов.



В зависимости от вида субъектов, занимающихся правоприменительной деятельностью, индивидуальные акты подразделяются на акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, судебных, репрессивных и надзорных органов, органов местного самоуправления; издаваемые администрацией предприятий и учреждений и др.

Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов. Они широко используются для более глубокого изучения и совершенствования как самих этих актов, так и правоприменительной практики в целом.

Тема: Юридические факты
Для возникновения, изменения или прекращения правоотношения требуется не только заинтересованность в этом субъектов права, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Последние могут быть самыми разнообразными. Не все из них оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно-правовых актах и с которыми законодатель связывает возможность осуществления участниками правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей.

В различных нормах права, а точнее в их гипотезах, государство определяет вид тех жизненных условий, обстоятельств и фактов, которые признаются значимыми в юридическом отношении и которые в обязательном порядке влекут за собой юридические последствия. Такие жизненные обстоятельства, условия и факты в правовой теории и практике называют юридическими фактами. С юридическими фактами нормы права непосредственно связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Из современных определений юридических фактов можно сослаться на следующую дефиницию.


Юридические факты – это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений.

Любые юридические факты:

1) представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты;

2) определяются в нормах права, точнее, в их гипотезах;

3) служат непременным условием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

4) влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений;

5) обеспечиваются государственным принуждением.

В природе и в обществе возникает бесчисленное множество самых различных обстоятельств, фактов, которые могут быть признаны и в действительности признаются юридическими фактами. Все юридические факты классифицируются по различным основаниям. Наиболее распространенным критериями классификации являются характер правовых последствий и волевой признак.

1. По характеру правовых последствий.

1) Правообразующие – это юридические факты с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (заключение гражданско-правовой сделки, рождение человека, поступление в институт).

2) Правоизменяющие- юридические факты, с которыми нормы права связывают изменение правоотношений (принятие нового гражданства).

3) Правопрекращающие - юридические факты, с которыми нормы права связывают прекращение правоотношений (смерть человека, расторжение брака между супругами).

Следует иметь в виду, что для субъектов, представляющих стороны в правоотношении, один и тот же юридический факт одновременно может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим.

Например, факт смерти человека является обстоятельством, прекращающим правовые отношения между умершим и его супругом, детьми, компаньонами; и в то же время этим фактом (по истечении 6 месяцев со дня смерти) открывается право на его наследство (правообразующий факт).

2. По волевому признаку
:

1) События.

2) Действия:

а) Правомерные:

  • Юридические акты.

  • Юридические поступки.

б) Неправомерные:

  • Проступок.

  • Преступление.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызывать своими действиями наступление юридических последствий или не вызывать правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются, чтобы породить определенные юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, акты исполнительных органов государственной власти, акты администрации предприятия или учреждения, судебные решения и определения. Многие же юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называют сделками. Таковы гражданско-правовые сделки купли-продажи, найма, дарения и др.

Юридические поступки – действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

Неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности, причиненного данными действиями вреда, а также вины лица, причинившего вред, неправомерные действия как юридические факты подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты).

Совершение неправомерных действий влечет за собой появление уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административно-процессуаль­ных и иных охранительных правоотношений.