Файл: Упражнение Выделите диалектные слова, дайте стилистическую оценку их использованию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение 1. Выделите диалектные слова, дайте стилистическую оценку их использованию.
Ракита эта была курчава, приземиста. Она стояла одиноко, на взгорке. Сразу же за ней начинался крутой, как изгиб дуги, склон. Все остальные ракиты, как я уже сказал, росли там, в низах, в самом конце огородов, вдоль глубокого суходольного лога… Сразу же за их вершинами виднеется клочок «пажи» - бурой, никогда не паханной земли: не то выгон, не то заброшенный луг.
(С. Крутилин. Липяги.)
В эту ночь Настена не выспалась, а утром чуть свет решила сама заглянуть в баню. Она не пошла по телятнику, где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула вправо, откуда над высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх, перелезла, чтобы не скрипнуть калиткой, через заплот, потопталась возле бани, боясь войти сразу, и лишь тогда тихонько потянула на себя низенькую дверку. Но дверка пристыла.
(В. Распутин. Живи и помни.)
Упражнение 2. Выделите диалектные слова в отрывке из повести Д.В. Григоровича «Антон Горемыка». Дайте стилистическую оценку их употреблению в контексте.
- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий, что говорить, на все и про все парень!.. С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли: кругом их такие-то все болота, и, и, и! страсти господни! пешу не пройтить! вот какие болота! Ну, хорошо; и говорю, мужички богатые были, не то, примерно, голыши какие… Старик-ат, куды, сказывают, горазд был знать места, где дичина водилась; куда, бывало, поедет, руками загребай…
Упражнение 3. Укажите диалектизмы, профессионализмы, просторечные слова в отрывке из повести Сергея Есенина «Яр».
По оконцам кочкового болота скользили волки. Бурый вожак потянул носом и щелкнул зубами. Примолкшая ватага почуяла добычу.
Слабый вой и тихий панихидный переклик разбудил прикурнувшего в дупле сосны дятла.
Из чапыги с фырканьем вынырнули два зайца и, взрывая снег, побежали к межам.
По коленкоровой дороге скрипел обоз; под обротями трепыхались вяхири, и лошади, кинув жвачку, напрянули уши.
Из сетчатых кустов зловеще сверкнули огоньки и, притаившись, погасли.
- Волки, - качнулась высокая тень в подлунье.
- Да, - с шумом кашлянули притулившиеся голоса. В тихом шуме хвои слышался мерочный ушук ледяного заслона… Ваньчок на сторожке пел песни. Он сватал у Филиппа сестру Лимпиаду и, подвыпивши, бахвалился своей мошной.
На пиленом столе в граненом графине шипела сивуха. Филипп, опоражнивая стакан, прислонял к носу хлеб и, понюхав, пихал за поросшие, как мшаниной, скулы. На крыльце залаяла собака, и по скользкому катнику заскрипели полозья.
- Кабы лес не крали, - ухватился за висевшее на стенке ружье Филипп и, стукнув дверью, нахлобучил лосиную шапку.
В запотевшие щеки дунуло ветром.
Забрякавшая щеколда скользнула по двери и с инистым визгом стукнула о пробой.
- Кто едет? - процедил его охрипший голос.
- Овсянники, - кратко ответили за возами.
- То-то!
К кружевеющему крыльцу подбег бородатый старик и, замахав кнутовищем, указал на дорогу.
- В чапыжнике, - глухо крякнул он, догоняя сивого мерина. Филипп вышел на дорогу и упал ухом на мятущие порошни. В ухо, как вата, втыкался пуховитый налет.
- Идут, - позвенел он ружьем по выбоине и, не затворив крыльца, вбежал в избу.
Ваньчок дремал над пустым стаканом. На пол капал огуречный сок и сливался с жилкой пролитого из махотки молока.
Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку использованию разговорной и диалектической лексики в отрывке из рассказа Федора Абрамова «Материнское сердце». Особо выделите эмоционально-экспрессивные слова. За справками обращайтесь к толковым словарям.
…Глянула я - пол в отхожем месте за хлевом весь в крови, и на бревнах тоже кровь намерзла.
Я в избу:
- Ребята, кто сичас за хлев бегал?
Молчат. И девка молчит и парень .
- Признавайтесь, говорю, неладно ведь у вас. К дохтуру надо. Тут Степанушко у меня и повинился : «Я, мама». Я уж и сама догадалась, что он. Парень уж когда, с самой осени, небаской с лица. И день в школу сходит да три лежит. А раз прихожу домой - по сено ездила:
- Мама, говорит, ко мне сегодня птичка прилетала. Я лежу на лавке, а она села на стволочек рамы да
клювиком в стекло тук-тук и все смотрит, смотрит мне в глаза. Чего ей от меня надо?
- То , говорю, замерзла она, в тепло просится. Вишь ведь, стужа-то какая - бревна рвет.
А птичка-то, оказывается, не простая - смертная. С предупреждением прилетала: готовься, мол, скоро по твою душеньку прилечу.
В те поры, когда он, Степа-то , про эту птичку рассказывал, я и в ум не взяла: вся устала, примерзла - до птички ли мне? А вот когда я кровь-то за хлевом при белом свете увидела, тут я про птичку вспомнила.
Побежала к бригадиру.
- Так и так, говорю, Павел Егорович, у меня парень порато болен - дай лошади в район к дохтурам съездить.
А бригадир, царство ему небесное - помнишь, наверно, Паху-рожу, - нехороший человечишко был, через каждое слово матюк:
- В лес, в лес! мать-перемать!.. Чтобы через час духу твоего здесь не было!
- Нет, говорю, Павел Егорович, кричи - не кричи, а повезу парня в больницу. Ты, говорю, и правов таких не имеешь, чтобы меня задерживать.
Павел Егорович стоптал ногами, войной меня гнуть: «Я, что ли, войну выдумал?», а потом видит, война не помогает - бух мне в ноги:
- Что ты, говорит, Офимья, опомнись! Парень твой как-нибудь недельку промается, а мне ведь, говорит, за то, что лошадь в простое, - решка… Я пришла домой, плачу:
- Ребята, говорю, что мне делать-то? Бригадир в лес гонит… А ребята - что! Разве можно в таком деле ребят спрашивать?
- Поезжай, мама! Надо помогать братьям.
В ту пору у нас еще все живы были: и Петя, и Ваня, и Паша, и Егор. Ну, поехала. Как не поедешь. Тогда ведь не просто робили - деньгу в лесу зашибали, а лесную битву с врагом вели. Так у нас про лесозаготовки внушали - и взрослым и школьникам. Терпите! Поможем нашим сыновьям и братьям на фронте…
Ох, что пережито! Теперь начнешь вспоминать, не всяк и верит. Как, говорят, можно целую зиму прожить, и чтобы без хлеба? А мы не видели в ту зиму хлебного - все до зернышка на войну загребли. Да и картошки-то было недосыта. Одного капустного листа было вволю. Вот Степа-то у меня через этот капустный лист и простудился, на нем здоровье потерял.
В покров прибегает из школы - как раз в ту пору затайка исделалась , на полях снег водой взялся:
- Мама, говорит, люди на колхозном капустнике лист собирают. Нам бы, говорит, тоже надо.
- Надо бы, говорю, парень, да матерь-то у тебя из упряжу и не вылезает.
А вечером-то с работы прихожу - на, изба-то у меня полнехонька листу . Анка сидит с лучиной, в корыте моет. А кто наносил, не надо спрашивать, - Степа. Лежит на печи - только стукоток стоит, зуб на зуб не попадет, начисто промерз. Сам знаешь, каково на осеннем капустнике по воде да по грязи бродить. Да в нашей-то обутке .
И вот сколько у меня тогда ума было. В лесу два сухаря на день давали - радуюсь. Ладно, думаю, нет худа без добра. Я хоть Степу немножко поддержу. Может, он у меня оттого и чахнет, что хлебного тело не получает… А вернулась из лесу - Степа-то у меня уж совсем худ. Я сухари на стол высыпала: Степа, Степонька родимый! Ешь ты, бога ради, сколько хочешь. Хоть все зараз съешь…
А Степа за сухарь обеими руками ухватился, ко рту поднес, а разгрызть и силы нету.
- Я, говорит, мама, в другой раз.
Ну, я и лошадь не отводила на конюшню. Судите, хоть расстреляйте на месте - повезу парня в больницу!
Не довезла… Одну версту не довезла… Спуск-то перед районом помнишь? Большущая лиственница стоит, комель обгорелый. Ну, дак у этой вот лиственницы Степина жизнь кончилась.
Стужа была, мороз, я все одежки , какие дома были, на него свалила, а тут, у листвы, немного приоткрыла.
- Степа, говорю, к району подъезжаем. Можешь ли, говорю, посмотреть-то? А он сам меня просил: «Мама, скажи, когда к району подъезжать будем». Ребенок ведь! Нигде не бывал дальше своей деревни - охота на белый свет посмотреть.
Упражнение 5. Дайте стилистическую оценку использованию диалектной и просторечной лексики в отрывке из рассказа Василия Шукшина «Мастер». При этом разграничивайте язык автора и речь персонажей.
Жил-был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый - совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она - в руках… Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они - ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет:
- Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня - я заглох. Но подходи осторожней - лягаюсь!
Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь - милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал
, потом заскучал и снова стал поддавать…
- У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то.
- А я не хочу как сыр в масле. Склизко.
… Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой в областной центр, и он ему там оборудовал кабинет… Кабинет они оба додумались «подогнать» под деревенскую избу (писатель был из деревни, тосковал по родному).
- Во, дурные деньги-то! - изумлялись односельчане, когда Семка рассказывал, какую они избу уделали в современном городском доме. - Шестнадцатый век!
- На паркет настелили плах, обстругали их, и все - даже не покрасили. Стол тоже из досок сколотили, вдоль стен - лавки, в углу - лежак. На лежаке никаких матрасов, никаких одеял… Лежит кошма и тулуп, и все. Потолок паяльной лампой закоптили - вроде по-черному топится. Стены горбылем обшили… Шестнадцатый век, - задумчиво говорил Семка.
Упражнение 6. Дайте стилистическую оценку использованию слов, имеющих различную экспрессивную окраску; выделите диалектную и специальную лексику. Отредактируйте заметку фенолога для газеты.
Справными нагрянули средизимные стужи, прозванные в народе тимофеевскими. Трещали и знобили на славу. Нынешняя зима не пропустила ни одного исконного своего морозца, все отметила по календарю. Знатная, пылкая, по-настоящему русская зима!
Крепко затянуты водоемы и водотоки. А ледяной настил становится все толще. Особенно он внушителен на участках со сдутым снегом. Оседая, лед давит на поверхность воды, трескается с гулом. Затянулись полыньи, зарастают лунки и проруби. Настает самое суровое испытание для пресноводных обитателей - угроза замором. Острая нехватка кислорода может причинить растительному водоему невосполнимый ущерб. Обычно в феврале как раз и «горят» озера и пруды. Куда же подевается кислород? Почему именно его не хватает? Ответ элементарен: в заморном водоеме кислород «съедается» гниющим органическим остатком.
В воде еще пороговая величина выживания сохраняется, а рыба уже паникует, подает сигнал бедствия. Но вот вода более тухнет, приобретая тяжелый сероводородный запах. Далее, если не принять срочных мер, наступят заморные явления.
На выручку рыбе издавна приходят люди. На «горящих» водоемах они прорубают проруби, впуская через эти живительные оконца свежий воздух. Природолюбы заботятся увеличить проточность озера или пруда. А в настоящее время воду аэрируют с помощью бесшумных машин, предотвращая заморные явления. Где люди спешат на выручку рыбам, там зимовье обитателей оканчивается счастливо.